"Криминальное чтиво", или — о гениальности Квентина Тарантино
wetfield — 21.05.2024Как выяснилось, я пропустила у Тарантино один из самых гениальных его фильмов)) Я думала, что уж круче «Убить Билла» или «От заката до рассвета» что-нибудь найти трудно, но вот этот шедевр 1994 года мне ну очень понравился)) Да, в этом году 14 октября «Криминальному чтиву» будет 30 лет выхода на экраны. А он не устарел ни на йоту! И я, выбирающая для своих #10фильмов что-нибудь эпическое ( например, Зиму мы завершали «Троей»), нашла лучшее из всего возможного.
Когда снимаешь фильм о гангстерах, ворах или подругах мафиози, очень легко снять лажу. Но тут Тарантино нужно отдать должное: все три новеллы фильма, которые пересекаются между собой, вполне логичны и весьма драматичны. ( В отличие, например, от «Облачного атласа» где целых 6 новелл, мало пересечённых между собой, и непонятно уже под конец, что это за герои) И первая, про двух незадачливых грабителях кафешки, и вторая — про двух гангстеров, Винсента (Джон Траволта) и Джулса ( Самюэль Джексон) и третья про боксёра Буча ( Брюс Уиллис), который спасает отцовские часы и натыкается на суровые приключения))
Правда, название картины "Pulp Fiction" не переводится как "Криминальное чтиво". В русском языке нет точного аналога, но наиболее близкий перевод был бы - "дешевое - бульварное - чтиво - макулатура". Но при этом во всех трёх новеллах правит бал криминал. И фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах (главную награду), а также "Оскар", BAFTA и "Золотой глобус" за сценарий. То есть собрал самые значимые награды, которые в кинематографе существуют. Потому что — смотрится на одном дыхании))
Кстати о названии. Первым вариантом заглавия была «Черная маска», как у журнала, где с 1920-х печатали детективы и триллеры. Это название Тарантино в итоге заменил на гораздо более емкое, трудно переводимое на русский, со словом «fiction» — чтобы никто не подумал невзначай, что перед нами реальность. Тут и Лос-Анджелес немножко вымышленный, как со страниц гангстерских книг. И это подкупает зрителя.
«Чтиво», как я уже написала выше, состоит из трех историй, перемешанных сложным образом. Да ещё и показаны они не в хронологическом порядке. Например, ограбление закусочной весёлой парочкой грабителей ( условных Бонни и Клайда —Зайки ( она) и Тыковки( он) показывают в самом начале и самом конце. В конце эта сладкая парочка натыкается на настоящих гангстеров Винсента и Джулса, которые оказались там инкогнито, в майках и шортах))
Такой прихотливый порядок событий приводит к тому, например, что герой Траволты Винсент практически воскресает из мертвых. Так что даже законы логики реального мира здесь не действуют. Главное правило, которому подчиняется развитие событий, — «rule of the cool».
Из трёх новелл зрители больше всего любят гангстеров Винсента и Джулса. Которые служат мафиози Марселлосу Уоллесу ( Вингу Реймзу) и болтают о его любви к жене Мие ( Уме Турман), которую Винсенту предстоит развлекать. Ну и о том, как Мия и Винсент танцуют твист в странном кафе под 50-е, сидят в «старой машине», кабина которой служит им столиком, и как Винсент спасает потом Мию от передоза наркотиков ( она приняла героин за кокаин, украв порошок у Винсента и чуть не отправилась к праотцам). Казалось бы, полный же трэш, чёрная комедия! Но — смотришь и смеёшься, и — вот настолько гениально снято, что остаётся только снять шляпу перед талантом мастера!
Новелла с боксёром Бучем Кулиджем( Брюс Уиллис), который решил обмануть Марселлоса ( да, того же самого), взяв деньги за проигрыш и решив сбежать с женой, выиграв матч — тоже шикарна. У Буча есть артефакт — золотые наручные часы прадеда, которые отец передал ему через товарища вьетнамской войны — спрятав их от вьетнамцев в заднице)) И вот убегая, он попросил жену прихватить часы с собой.
Жену Буча Фабиан ( Марию де Медейруш), кстати, Тарантино сделал настолько отвратительной и отталкивающей, что я заподозрила, что сам режиссёр плохо думал о «любимых жёнах». Итак, эта абсолютно тупая курица, которая хочет ещё и отрастить себе «животик» ( ерунда же, в 90-е вся Америка худела) и перечисляет, что она будет есть на завтрак ( пять блинов, яичницу, пять сосисок, черничный пирог и — чтобы сверху с сыром, меня аж затрясло от этого количества) — забывает фамильные часы Буча дома. И он отправляется их забирать, несмотря на мафию, по ходу убивая засевшего у него Винсента. А дальше всё ещё забавнее: он встречает на улице же Марселлоса, наезжает на него машиной, начинает с ним перестрелку, а дальше они оба попадают в руки к крутым извращенцам, одного из которых зовут Зет. Которые...да, поимели Марселлоса, и Буч спасает его от них с помощью катаны. Оттуда же и знаменитая его фраза потом: «Zed is dead»))
Тарантино сам желал (и это в порядке творческих вещей) сыграть эпизодического персонажа в «Криминальном чтиве». Но Квентин долго не мог определиться с выбором роли — колебался между Джимми и наркодилером Лэнсом. В итоге он сыграет Джимми: приятеля гангстеров, к которому они притащатся потому, что Винсент случайно пристрелит негра в машине, и нужно будет отмыть кровь.
Режиссера Роберта Родригеса нет в титрах, но циркулирует информация, что именно он ставил те самые сцены про Джимми. Джимми истерит, что сейчас придёт его жена Бонни, а тут «ты видел по дороге пункт утилизации убитых ниггеров? так вот, потому что его там нет». Но босс присылает им спасителя — мистера Вольфа, который за пять минут приводит мозги героев в порядок, заставляет их отмыть машину, Джимми — дать коврики и дорожки, чтобы застелить кровавые пятна, а самих гангстеров раздевает и моет из холодного шланга прямо во дворе. В итоге всё разруливает!
Красный кабриолет Винсента Веги (винтажный Chevelle Malibu 1964 года) принадлежал самому Тарантино, но был угнан еще до того, как фильм закончили. Лишь десять лет спустя один полицейский задержал детей, которые обдирали старую машину.После проверки серийных номеров выяснилось, что их перебивали, а там уже экспертиза обнаружила, что это и есть тот самый Chevelle Malibu. Мистика, да и только!
Диалоги фильма доставляют особую радость. «По-вашему, Марселлос похож на сучку? Тогда почему вы хотели поиметь его?»
Но лучшей метафорой метода Тарантино остается чемодан из «Криминального чтива», который Винсент и Джулс должны вернуть Марселлосу Уоллесу. Что в нём, непонятно, но Джулс, которого миновали пули и он посчитал это знаком судьбы, хочет уйти из гангстеров, твёрдо намерен вернуть его боссу, и ради него связывается с грабителями. Теоретически там деньги, мы не можем заглянуть внутрь чемодана, но когда его открывают, он светится изнутри. Внутри чемодана тайна, без которой не бывает великого кино.
Добротное чтиво, я бы сказала. Даром, что криминальное))