"Мастер и Маргарита" Михаила Локшина
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-960df5.jpg?from=https://alterlit.ru/media/post_images/fbe913f7fa9a45259cde9e0004f043b5.jpg)
Ну вот, я всё же сподобилась посмотреть этот шедевр 2023 года. Столько было всего в Интернете, столько хвалебных и критических отзывов, что сразу понятно было одно: фильм никого не оставил равнодушным.
Посмотрела и в общих чертах: мне фильм понравился. Да, очень атмосферный, да, со старой Москвой, местами придуманной Москвой с уже построенным Домом Советов с гигантским Лениным на крыше. Местами, кстати, эта «старая Москва» вообще в Питере была снята)) Да — сильно по мотивам самого Булгакова, в отличие от совершенно шедеврального фильма Бортко. Да — с двумя мирами, один из которых реальный, а второй как бы существует в воображении Мастера-Евгения Цыганова, который изображает ещё и самого Булгакова, причём второй влияет на первый. Но — сумевшего передать такую непростую атмосферу 30-х годов ХХ века на высоте. Впрочем, кому не лениво читать — велкам.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-f88640.jpg?from=https://www.kinobusiness.com/upload/iblock/4c4/r00mj1nb5x1ec604pkv6e16nv9h5admt/Evgenipy-TSyganov_YUliyaSnigir_Master_Margarita.jpg)
Первое ( и главное, кстати) — по изначальной задумке фильм должен был называться «Воланд». И лучше бы так и было, потому что всё, что показывали дальше — это слишком вольная интерпретация булгаковского романа. Меня, кстати, это не смутило, потому что сцены показывали те же булгаковские — как Маргарита громит квартиру критика Латунского, или как тот же Воланд приводит в порядок пьяного Стёпу Лиходеева, выдавая ему водку с горячей закуской-сосисками ( настоящий Булгаков пришёл бы от сосисок в ужас). Прикол в другом : вся последовательность булгаковского сюжета на фиг перепутана, одно за другим не следует, и вообще Воланд, который в булгаковском сюжете видит Мастера только в конце по требованию Маргариты, здесь преследует самого Мастера, как бы формируя его сюжет. Его девица Гала ( она же Гэла) напрашивается с Мастером на джазовый концерт, потом в Массолите Воланд подходит сам знакомиться с Мастером, а дальше незримо сопровождает его весь фильм.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-14f6da.jpg?from=https://i.ytimg.com/vi/_TB4WOuL_sk/maxresdefault.jpg)
Кстати, скажу прямо: вот кто-кто мне понравился там, так это сам Воланд. Его играет немецкий актёр Аугуст Диль, и он прекрасен. Да, он моложав, куда моложе Воланда-Басилашвили, но ведь так и должно быть. Воланд-Сатана — это падший архангел, а у них нет возраста, и многие видели его «юношей бледным со взором горячим», сиречь — человеком неопределённых лет. Мне понравилось всё, вплоть до трости с головой...нет, не чёрного пуделя, как у Булгакова, а — нормального такого древнеегипетского Анубиса. Да и Маргарита на балу у Воланда почему-то наденет рога Изиды))
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-a37265.jpg?from=https://ianed.ru/wp-content/uploads/scale_1200-119.jpg)
Что было ещё более удивительно, мне понравился Мастер, вернее, сыгравший его Евгений Цыганов. Эдакий писатель-недотёпа, интеллигент, который близко к сердцу принимает все осуждения своего произведения. По сюжету фильма 2024 года Мастер – это драматург, работающий в театре. Он написал пьесу про Понтия Пилата, которую сняли с показа прямо перед премьерой как идеологически вредную. В итоге он начинает писать другое произведение – роман о себе и своей Маргарите. И о том, как он пишет роман. В общем, главный герой в исполнении Известного актера Евгения Цыганова – это по сути одновременно и Мастер, и сам Булгаков. Вот именно такое видение критики фильма не приняли и посчитали неуместным.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-eb1b35.jpg?from=https://www.iphones.ru/wp-content/uploads/2024/01/IMG_7130.jpeg)
Мне ни разу не понравилась сама Маргарита. Нет, Юлия Снегирь симпатичная девушка, но для Маргариты нужна харизма и характер, которых героине недостаёт, а занять негде. Наоборот, всё время казалось, что она сейчас расплачется, и вот это воландовское обращение «гордая женщина» — ну как-то ни разу сюда не годилось. Опять же фигура, которую должна демонстрировать Маргарита...если Анна Ковальчук показывает прекрасное тело, здесь — очень худенькая тоненькая женщина с прилепленной силиконовой грудью...ну, не знаю)) Зрители заметили ещё отсутствие страстных отношений между героями — они, мол, соратники, а должны играть любовников — но эти двое — в законном браке, и сыграли ровно то, что и могло в итоге получиться)) Наверняка, дома эти сцены довели до совершенства)
![ÐоÑовÑев-Ð¤Ð°Ð³Ð¾Ñ ÐоÑовÑев-ФагоÑ](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-513e72.jpg?from=https://www.ok-magazine.ru/images/cache/2023/12/9/heighten_1000_q90_2265861_babc9a434d208674cb1adcf4c.jpeg)
Не понравилась мне и свита Воланда. Коровьев-Фагот ( Юрий Колокольников) в отличие от Александра Абдулова тут — просто клоун. Он ёрничает, а не веселит публику и — достаточно назойливо выглядит показное веселье. Азазелло ( Алексей Розин) тут не зловещий, а довольно добрый здоровяк.
![ÐÑлла ÐÑлла](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-d5dd80.jpg?from=https://www.film.ru/sites/default/files/images/04-3-25(1).jpeg)
Гэлла должна быть развратной красоткой, а тут — ну она слишком своеобразна. А Бегемот-мэйкун — просто какое-то чудовище, а ведь должен быть обаятельным.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-994289.jpg?from=https://www.kinonews.ru/insimgs/2024/shotimg/shotimg121968_5.webp)
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-c2ad22.jpg?from=https://www.theartnewspaper.ru/media/images/5_FNd6GYF.width-1290.jpg)
Из не понравившегося — некоторая сумбурность повествования, когда не понимаешь, первый мир перед тобой или второй. Когда тебе сначала показывают Стёпу Лиходеева, которого Воланд послал в Ялту ( по сюжету Булгакова), в сумасшедший дом Стравинского ( уже не по сюжету), а непосредственно после этого проходит вечеринка в доме Лиходеева с ним самим же во главе и переодетым мужиком «Любовью Бенгальской», на которую Воланд затаскивает Мастера — поди догадайся, что это было раньше! Когда Берлиоз погибает под колёсами трамвая ( респект — отрезанная голова выглядит впечатляюще),а потом выясняется, что это было действие романа Мастера, а на деле Берлиоза, скорее всего, арестовали и репрессировали за пьесу Мастера — не очень понятно. что там с Берлиозом на деле происходит. Вроде как репрессировали, потому что живущий в его квартире Лиходеев говорит, что он «не знает никакого Берлиоза, кроме композитора». А потом ррраз — и уже хоронят Берлиоза, пронося его вдоль кремлёвской стены, за этим смотрит Маргарита, которая не знает, где Мастер, а к ней приходит Азазелло с кремом. И опять же: вот этот кусок тоже описывает Мастер, которому добрая Прасковья Фёдоровна раздобыла бумагу и карандаш, или же это и впрямь Азазелло, и Берлиоза-таки похоронили? А там такого много.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-ffe7c5.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b9edceb15a335e5a4a5155_65b9f349ee71a954056fcec0/scale_1200)
Ещё: в этом фильме, считай, нет первой части книги — ну, кроме диалога Берлиоза и Бездомного, в который суётся стремительынй Воланд. Там нет кучи героев: ни Никанора Босого, ни Варенухи-вампира, ни Арчибальда Арчибальдовича, ни «говорящего костюма» Прохора Петровича, ни друзей поэта Бездомного, которые привезли его в сумасшедший дом. А сам дом почему-то располагается в Ялте. Сам Бездомный читает в театре собавшимся на обсуждение пьесы Мастера ужасные стишки. Есть только история Мастера и Маргариты, которая уговаривает Мастера писать роман, тогда как его хотят арестовать. Там есть, конечно, предатель Алоизий Могарыч, который дружит с Мастером, но совершенно неочевидно, писал ли он донос на Мастера, когда того арестовали. Впрочем, Маргарита там бьёт Могарыча, и это выглядит забавным)) И ещё: там есть, конечно, Пилат ( Клас Банг) и Йешуа Га-Ноцри( Аарон Вадовоз), но их там очень мало. И по сюжету, миф о Га-Ноцри выдумывает сам Пилат, как бы подтверждая слова Берлиоза, что всем на свете сам человек и управляет.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-8c76a9.jpg?from=https://img07.rl0.ru/afisha/e762x762i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/49/749c536d87c864f9be864c3610b68678.jpg)
А вот что понравилось, я скажу. Атмосфера города, в котором происходит действие романа. Дворик и дом Мастера, изображение старой Москвы – все показано очень жизненно и натурально. И еще, конечно, сильно впечатлил круто отрисованный в «Мастере и Маргарите» Дом Советов, существовавший в проекте, но, к счастью, так и не построенный в реальности. Со стометровым Лениным сверху. Музыкой тех лет, красотой съёмок бала у Воланда, хотя, конечно, без перевёрнутых лестниц ад для меня — не ад. Зато символика Древнего Египта порадовала: это было по крайней мере оправдано и зрелищно.
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-f971a1.jpg?from=https://irecommend.ru/sites/default/files/imagecache/copyright1/user-images/97478/XYiV0rHRPKTuSVjehS2MZA.jpg)
И сама идея, что страна, где писателям не дают реализовывать себя творчески, где запрещают спектакли, где Мастер для чего-то сам по себе кончает с собой, обречена и без появления Воланда и его свиты. У меня вообще создалось стойкое ощущение, что именно к этой идее сподвигает режиссёр своим творением вопреки главной булгаковской фабуле «Дьявол не плохой, он справедливый».
![Мастер и Маргарита Михаила Локшина](/images/main/master-i-margarita-mihaila-lokshina-9b43c8.jpg?from=https://media.kg-portal.ru/images/voland/voland_17.jpg)
Что же, вполне имеет право на существование. Посмотрела с удовольствием))