"Мастер и Маргарита" Михаила Локшина

топ 100 блогов wetfield11.05.2024
Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Ну вот, я всё же сподобилась посмотреть этот шедевр 2023 года. Столько было всего в Интернете, столько хвалебных и критических отзывов, что сразу понятно было одно: фильм никого не оставил равнодушным.

Посмотрела и в общих чертах: мне фильм понравился. Да, очень атмосферный, да, со старой Москвой, местами придуманной Москвой с уже построенным Домом Советов с гигантским Лениным на крыше. Местами, кстати, эта «старая Москва» вообще в Питере была снята)) Да — сильно по мотивам самого Булгакова, в отличие от совершенно шедеврального фильма Бортко. Да — с двумя мирами, один из которых реальный, а второй как бы существует в воображении Мастера-Евгения Цыганова, который изображает ещё и самого Булгакова, причём второй влияет на первый. Но — сумевшего передать такую непростую атмосферу 30-х годов ХХ века на высоте. Впрочем, кому не лениво читать — велкам.

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Первое ( и главное, кстати) — по изначальной задумке фильм должен был называться «Воланд». И лучше бы так и было, потому что всё, что показывали дальше — это слишком вольная интерпретация булгаковского романа. Меня, кстати, это не смутило, потому что сцены показывали те же булгаковские — как Маргарита громит квартиру критика Латунского, или как тот же Воланд приводит в порядок пьяного Стёпу Лиходеева, выдавая ему водку с горячей закуской-сосисками ( настоящий Булгаков пришёл бы от сосисок в ужас). Прикол в другом : вся последовательность булгаковского сюжета на фиг перепутана, одно за другим не следует, и вообще Воланд, который в булгаковском сюжете видит Мастера только в конце по требованию Маргариты, здесь преследует самого Мастера, как бы формируя его сюжет. Его девица Гала ( она же Гэла) напрашивается с Мастером на джазовый концерт, потом в Массолите Воланд подходит сам знакомиться с Мастером, а дальше незримо сопровождает его весь фильм. 

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Кстати, скажу прямо: вот кто-кто мне понравился там, так это сам Воланд. Его играет немецкий актёр Аугуст Диль, и он прекрасен.  Да, он моложав, куда моложе Воланда-Басилашвили, но ведь так и должно быть. Воланд-Сатана — это падший архангел, а у них нет возраста, и многие видели его «юношей бледным со взором горячим», сиречь — человеком неопределённых лет. Мне понравилось всё, вплоть до трости с головой...нет, не чёрного пуделя, как у Булгакова, а — нормального такого древнеегипетского Анубиса. Да и Маргарита на балу у Воланда почему-то наденет рога Изиды))

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Что было ещё более удивительно, мне понравился Мастер, вернее, сыгравший его Евгений Цыганов. Эдакий писатель-недотёпа, интеллигент, который близко к сердцу принимает все осуждения своего произведения. По сюжету фильма 2024 года Мастер – это драматург, работающий в театре. Он написал пьесу про Понтия Пилата, которую сняли с показа прямо перед премьерой как идеологически вредную. В итоге он начинает писать другое произведение – роман о себе и своей Маргарите. И о том, как он пишет роман. В общем, главный герой в исполнении Известного актера Евгения Цыганова – это по сути одновременно и Мастер, и сам Булгаков. Вот именно такое видение критики фильма не приняли и посчитали неуместным.

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Мне ни разу не понравилась сама Маргарита. Нет, Юлия Снегирь симпатичная девушка, но для Маргариты нужна харизма и характер, которых героине недостаёт, а занять негде. Наоборот, всё время казалось, что она сейчас расплачется, и вот это воландовское обращение «гордая женщина» — ну как-то ни разу сюда не годилось. Опять же фигура, которую должна демонстрировать Маргарита...если Анна Ковальчук показывает прекрасное тело, здесь — очень худенькая тоненькая женщина с прилепленной силиконовой грудью...ну, не знаю)) Зрители заметили ещё отсутствие страстных отношений между героями — они, мол, соратники, а должны играть любовников — но эти двое — в законном браке, и сыграли ровно то, что и могло в итоге получиться)) Наверняка, дома эти сцены довели до совершенства)

Коровьев-Фагот
Коровьев-Фагот

Не понравилась мне и свита Воланда. Коровьев-Фагот  ( Юрий Колокольников) в отличие от Александра Абдулова тут — просто клоун.  Он ёрничает, а не веселит публику и — достаточно назойливо выглядит показное веселье. Азазелло ( Алексей Розин) тут не зловещий, а довольно добрый здоровяк. 

Гэлла
Гэлла

Гэлла должна быть развратной красоткой, а тут — ну она слишком своеобразна. А Бегемот-мэйкун — просто какое-то чудовище, а ведь должен быть обаятельным. 

Мастер и Маргарита Михаила Локшина
Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Из не понравившегося — некоторая сумбурность повествования, когда не понимаешь, первый мир перед тобой или второй. Когда тебе сначала показывают Стёпу Лиходеева, которого Воланд послал в Ялту ( по сюжету Булгакова), в сумасшедший дом Стравинского ( уже не по сюжету), а непосредственно после этого проходит вечеринка в доме Лиходеева с ним самим же во главе и переодетым мужиком «Любовью Бенгальской», на которую Воланд затаскивает Мастера — поди догадайся, что это было раньше! Когда Берлиоз погибает под колёсами трамвая ( респект — отрезанная голова выглядит впечатляюще),а потом выясняется, что это было действие романа Мастера, а на деле Берлиоза, скорее всего, арестовали и репрессировали за пьесу Мастера — не очень понятно. что там с Берлиозом на деле происходит. Вроде как репрессировали, потому что живущий в его квартире Лиходеев говорит, что он «не знает никакого Берлиоза, кроме композитора». А потом ррраз — и уже хоронят Берлиоза,  пронося его вдоль кремлёвской стены, за этим смотрит Маргарита, которая не знает, где Мастер, а к ней приходит Азазелло с кремом. И опять же: вот этот кусок тоже описывает Мастер, которому добрая Прасковья Фёдоровна раздобыла бумагу и карандаш, или же это и впрямь Азазелло, и Берлиоза-таки похоронили? А там такого много.

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Ещё: в этом фильме, считай, нет первой части книги — ну, кроме диалога Берлиоза и Бездомного, в который суётся стремительынй Воланд. Там нет кучи героев: ни Никанора Босого, ни Варенухи-вампира, ни Арчибальда Арчибальдовича, ни «говорящего костюма» Прохора Петровича, ни друзей поэта Бездомного, которые привезли его в сумасшедший дом.  А сам дом почему-то располагается в Ялте. Сам Бездомный  читает в театре собавшимся на обсуждение пьесы Мастера ужасные стишки.  Есть только история Мастера и Маргариты, которая уговаривает Мастера писать роман, тогда как его хотят арестовать. Там есть, конечно,  предатель Алоизий Могарыч,  который дружит с Мастером, но совершенно неочевидно, писал ли он донос на Мастера, когда того арестовали. Впрочем, Маргарита там бьёт Могарыча, и это выглядит забавным)) И ещё: там есть, конечно, Пилат ( Клас Банг) и Йешуа Га-Ноцри( Аарон Вадовоз), но их там очень мало. И по сюжету, миф о Га-Ноцри выдумывает сам Пилат, как бы подтверждая слова Берлиоза, что всем на свете  сам человек и управляет.

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

А вот что понравилось, я скажу. Атмосфера города, в котором происходит действие романа. Дворик и дом Мастера, изображение старой Москвы – все показано очень жизненно и натурально. И еще, конечно, сильно впечатлил круто отрисованный в «Мастере и Маргарите» Дом Советов, существовавший в проекте, но, к счастью, так и не построенный в реальности. Со стометровым Лениным сверху. Музыкой тех лет, красотой съёмок бала у Воланда, хотя, конечно, без перевёрнутых лестниц ад для меня — не ад. Зато символика Древнего Египта порадовала: это было по крайней мере оправдано и зрелищно.

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

И сама идея, что страна, где писателям не дают реализовывать себя творчески,  где запрещают спектакли, где Мастер для чего-то сам по себе кончает с собой, обречена и без появления Воланда и его свиты. У меня вообще создалось стойкое ощущение, что именно к этой идее сподвигает режиссёр своим творением вопреки главной булгаковской фабуле «Дьявол не плохой, он справедливый».

Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Что же, вполне имеет право на существование. Посмотрела с удовольствием))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вы знали, что дышать горящим мусором в 350 раз опаснее, чем сигаретами? Все знают о вреде курения, в том числе пассивного. Но те люди, которые так боятся табачного дыма и не подозревают, что есть дым гораздо опаснее сигаретного и они вдыхают его куда чаще. Речь идет о продуктах ...
Зашел тут спор с одним горячим русским патриотом либеральной направленности (такие тоже есть). Он говорит в запальчивости - да ну, мол, нахрена вообще эти грузинские вина, они нам вообще не нужны, у нас свой Крым теперь есть! Сделаем там виноградники и станем такие вина делать - все закача ...
Макрон пригласил Путина в Версаль. Путин принял приглашение Макрона, и отложив все дела, 29 мая полетит во Францию. Подвернулся и повод, чтобы визит Путина  не выглядел вызовом на ковер к Макрону. Главы государств совместно откроют выставку, посвящённую 300-летию поездки Петра ...
Вот это молодчина.... слов нет! ...
Из озера Мичиган берет начало река Чикаго, закованная в камень и туго перетянутая 38-мью железными мостами. Проходя по городу она отсекает исторический центр и легкой волной уходит вглубь материка. Основной водный транспорт: довольно большие ...