"Т-34", как лучшее о войне

Сегодня — день Победы. В моей семье праздник особый: мой прадед с маминой стороны пропал без вести под Смоленском, в Ярцево, а дед, папин отец, дошёл до Берлина, получил награды и вернулся домой. Он никогда не рассказывал о войне, и о его подвиге я узнала из Интернета)) Поэтому никто из нас никогда не устраивал фарс с георгиевскими ленточками и не писал на машине «На Берлин» или «Спасибо деду за победу». Потому что для тех, кто воевал, война — это не повод для развлекухи.

Так вот, о чём это я... В Дне
самоуправления kler_sk задала хороший вопрос —
про лучший военный фильм. Как раз День победы и бывает посвящён
просмотру разных военных фильмов. Таких, как "Ржев" ( вот он
вызывает у меня большое недоумение своим названием: причём тут
Ржев? Герои фильма всю дорогу обороняют-отбивают одну деревню
Овсянниково, и Ржев тут имеет отношение к делу, как анекдотический
Ленин - к картине "Ленин в Польше":)),или 4-хсерийная драма
"Батальоны просят огня" ( что-то мне показалось, что "Ржев" -
попытка снять римейк на этот же сюжет), ми-ми-мишный фильм
про малыша "Солдатик ( ну это ещё куда ни шло: было по крайней мере
забавно посмотреть на приключения такого 5-летнего "сына полка), и
- вполне себе неплохой фильм "Т-34", снятый в 2019-м году
Алексеем Сидоровым.

Мне этот фильм хвалили мои ученики, а я про себя вздыхала: любой мальчишка обожает войну и танки, чему же тут удивляться-то. Я им даже анекдот рассказала. «Немки! Танцы!, то есть тьфу ты — Немцы! Танки!»
Но — вот я посмотрела фильм, и — впервые мне понравился фильм на военную тематику.
Казалось бы: этот фильм в своё время много ругали, и писали разгромные рецензии. Но рецензии, честно говоря, касались каких-то глупых вещей: мол, не может немец-фашист быть благородным, и "играть в рыцарство". Получилось обратная ситуация: после таких рецензий мне, наоборот, захотелось этот фильм посмотреть:))

И- сюжет зацепил, конечно. Потому что это было непохоже на обычную пропагандистскую лабуду. Потому что немцы были не картонные, которые бегают и кричат «фойяр, фойяр», а вполне себе настоящими, и даже не такими отталкивающими. Обвинители фильма вменяют ему в вину то, что на полях сражений Великой Отечественной происходит по сути, дуэль между двумя танкистами - русским и немецким. Но ведь и начинается противостояние двух героев с такой же "дуэли".По авторской задумке их даже зовут похоже - Коля и Клаус ( Николай и Николаус) Итак, танковый бой. Подразделение немецкого гауптмана Клауса Ягера из 11-й танковой дивизии вермахта сражается с нашими танкистами - Николаем Ивушкиным и его ребятами, среди которых есть механик Степан Василёнок. Стуация немного странна, поскольку, если "гауптман" - то речь идёт о вйсках СС, а не о вермахте, иначе был бы какой-нибудь "капитан" Ягер... 27 ноября происходит бой, во время которого Ивушкин и его экипаж уничтожают всю танковую роту Ягера, ричём первым выстрелом из засады — одним снарядом два танка сразу. В конце боя экипаж Клауса Ягера остаётся один на один с экипажем Ивушкина. После нескольких минут боя Ивушкин и Ягер подбивают машины друг друга. Выжить удаётся только Ягеру, а из наших танкистов - Ивушкину и механику-водителю Степану Василёнку, которые, будучи ранеными, попадают в плен.

А дальше происходит самое интересное. . Ивушкина и Василёнка привозят в лагерь военнопленных, в Тюрингию, где по странному стечению судьбы оказывается и Клаус Ягер. Да, его в этот лагерь направляет сам Гиммлер, которому Ягер предлагает свою новую стратегию обучения курсантов на «живых» мишенях — подвижных советских танках, укомплектованных экипажами из числа военнопленных. Ну, и тут он встречает своего бывшего противника - Николая, и решает, что ему не найти человека лучше! Николай на словах соглашается ( и то не сразу: Клаус грозится на его глазах убить девушку-переводчицу Анну, в которую Николай влюбился), но преследует свою собственную цель: получив в руки танк, сбежать из плена. И - благодаря удивительному мастерству танкистам их план удаётся! Ко всему, нашим танкистам ужасно везёт: их призывают очистить советский танк от трупов, а они, залезши в танк, находят там боеприпасы, 6 боевых зарядов!

Что в этом фильме действительно сильно - немцев играют настоящие немцы! Например, на снимке выше перед вами красавец Клаус Ягер, его играет немецкий актёр Винценц Кифер.

Второго немца, помощника этого Ягера, кстати, тоже играет «чистокровный ариец»- Джошуа Гроте. Поэтому и фильм получился натуральный.

Главный герой фильма - советский танкист Николай Ивушкин, кстати, тоже не подкачал. Его играет Александр Петров, молодой актёр. И глядя на его хитрый и упрямый взгляд, в такого героя тоже вполне веришь.
Теперь - немножко о слабых сторонах фильма. Подкачали моменты с военной формой: форма у Ягера армейская ( офицера Вермахта), а фуражка с мёртвой головой, как у офицера СС. Обращение к нему тоже странное: они обращаются к нему как к СС-овцу, а он говорит за столом: "Я не СС-овец, я из Вермахта).
Странновато ( «Богом из машины») выглядит и ситуация с нахождением боеприпасов в танке. Почему немцы, посылая русских на задание, не проверяют этот трофейный советский танк со всех сторон - неясно. Трупы, валяющиеся в танке, стали бы вонять, и уж немцы с их педантичностью не допустили бы ни трупов, ни зарядов. Проще было бы сделать, что боевые заряды для танка русские украли бы со склада.

Любовная линия в фильме ( танкист Коля влюбляется в русскую переводчицу из Пскова, Аню) тоже оставляет желать. Коля и Аня как раз понятны и логичны ( встретились два одиночества в немецком плену), но в девушку вдруг влюбляется и Клаус, и - делает ей предложение))) Анна справедливо замечает Клаусу, что не нужно ему совершать расовое преступление ( каковым является брак с русской), на что Клаус замечает, что она прекрасно знает немецкий язык, и он выдаст её за фольксдойче)) Причём Клаус, у которого эта переводчица в подчинении, вполне может просто притащить её в свой кабинет и взять силой ( что было бы логично - кто церемонится с лагерными девицами?). Но нет, у него честные намерения ( он даёт Анне неделю на раздумья), что и позволило потом критикам фильма писать, что уж слишком идеальным получился немец со всех точек зрения!

А смешным моментом в фильме является сцена, где Анна с ключом залезает в кабинет Клауса, чтобы стащить у него карту местности - Николай и ребята хотят прорываться из Тюрингии в Моравию в Чехии. Она уже почти нашла карту, и вдруг услышала шаги. Тут же она скидывает с себя кофту и укладывается к Клаусу в кровать. Входит его помощник, которого играет Гроте - и видит девушку раздетую в кровати:)) «Не может быть, - шепчет помощник, - ну надо же!» - и уходит. И вот тут тоже стрёмный момент: а если бы вошёл сам Клаус и обнаружил полуголую девушку в своей постели? Думаю, он не преминул бы воспользоваться ситуацией)))

Побег с танком по улицам немецких городов отдельно доставляет массу положительных эмоций! Примечательно, что немцы советского танка боятся, и беспрекословно выдают беглецам еду, одежду и даже кое-какую посуду. А Николай, залезши на танк, вдруг начинает читать немцам стихи Гёте - и говорит «Вот где ваша культура, а не всё вот это», показывая на немецкую свастику и имея ввиду нацистов.

И, наконец, финальный поединок, где опять дублируется начало: Николай и сотоварищи расстреливают немецкую засаду - танки «Пантеры»;, попадая в щель под башни танков, и остаётся только один танк, воюющий против них - естественно, опять же Клауса Ягера. Вот тогда Клаус открывает башню, высовывается из танка, и бросает перчатку русским ( критики именно этот момент считают наиболее слабым местом фильма, а мне это нравится больше всего). Клаус и дальше проявляет великодушие: даёт русским забрать своего раненого товарища из соседнего танка ( один из новоявленных танкистов, Волчок, захватывает немецкий танк и терпит ранение) - и далее получается эпический бой на мосту над пропастью: на редкость красивые кадры, просто фильм-фэнтези!

Кстати, очень сильным моментом фильма является показ траектории полёта снарядов замедленными кадрами - сразу становится интересно смотреть, что куда попадает, и как именно идёт танковый бой. И когда русский танк разбивает танк Ягера, и Ягер, сильно раненый, перед падением его танка в реку напоследок пожимает руку Николаю - в этом и впрямь есть то, что можно назвать новым словом в череде скучных агиток по типу «наши- хорошие, фОшизДы- плохие». Давно у нас не было таких фильмов, скажу прямо!

Что-то есть в этом удивительном благородном сопернике, которому сопереживаешь, как и главному герою фильма. Супруг вчера выдал интересную мысль: «Благородство соперника делает и тебя самого в чём-то лучше, потому что не даёт тебе самому опускаться до низости при ведении боя».

Нет, фильм не предлагает переосмысливать войну с другой стороны: немцы были и остаются захватчиками. Нет, фильм не обеляет деяния немцев в лагерях, и не представляет их белыми и пушистыми: там же в фильме показан злобный начальник лагеря, который лупит кнутом русского танкиста и бьёт кулаком девушку. Нет, это - не как «Чёрная книга Арды» по отношению к «Сильмариллиону». Это просто - другой взгляд на вещи, где противник может быть не только исчадием ада, но и благородным, достойным человеком, даже если сражается на другой стороне и за другую идеологию.
За это - низкий поклон создателям фильма, и - даже странно, правда, что российский кинематограф сумел подняться на новую ступень. Поэтому я говорю вам: так держать!
|
</> |