Крейсера типа «Сен-Луис»

топ 100 блогов sergiovillaggio17.02.2023 Есть в американском флоте корабли, вызывающие интерес не в плане технического устройства или истории службы, а просто самим фактом своего существования - ну, что-то типа "как же вы такими получились?" или "как вы дошли до жизни такой?". Одними из ярких образцов таких кораблей являются крейсера, о которых сегодня пойдет речь. Недаром существует поговорка, что американцы любят всё большое. Но в этот раз с этой любовью вышел перебор, пожалуй.

Кстати, с удивлением узнал, что кораблики тоже отчасти имеют русские корни - "Варяг" если не лежал в основе проекта, то неким ориентиром послужил.

Наконец, считать их "единственными относительно современными легкими крейсерами американского флота" к началу Первой мировой войны, как это говорилось в справочнике "Морской коллекции" еще в 90-е годы, - это им очень сильно льстить.

Текст представляет собой перевод из "оспрейки" по американским броненосным крейсерам, автор - Брайан Лейн Хердер.

Крейсера типа «Сен-Луис»
Крейсер "Сен-Луис" (С-20)

Сокрушив Испанию, Соединенные Штаты неожиданно осознали себя великой мировой державой. В соответствии с этим, в ноябре 1898 года секретарь флота (морской министр)  Джон Д. Лонг запросил постройку трех дополнительных броненосцев, трех 12 000-тонных броненосных крейсеров (будущий тип «Пенсильвания»), трех 2500-тонных крейсеров «мирного времени» и трех 6000-тонных бронепалубных крейсеров улучшенного типа «Олимпия». Конгресс одобрил все запросы, кроме последнего типа, отправив его на дальнейшую проработку.

К 1899 году американский флот видел «Улучшенную «Олимпию» как 20-узловой бронепалубный крейсер, вооруженный двумя 8-дюймовыми орудиями главного калибра и средним калибром в виде десяти 6-дюймовых или четырнадцати 5-дюймовых орудий. Однако, в это время на верфи Крампа в Филадельфии находился в постройке русский крейсер «Варяг» водоизмещением 6700 тонн с 23-узловой скоростью хода. Не желая уступать трех узлов, в ноябре 1899 года Лонг снова запросил три «Улучшенных «Олимпии», но на этот раз водоизмещение возросло до 8000 тонн ради увеличения скорости.

На этот раз Конгресс одобрил запрос Лонга, и 7 июня 1900 г. был выдан заказ на три 8000-тонных бронепалубных крейсера. Однако уже 2 июля Совет по строительству решил внедрить на новых кораблях улучшения, аналогичные броненосным крейсерам: двухвальную силовую установку, более мощные вспомогательные механизмы и увеличенные угольные ямы, что довело их водоизмещение до 8500 тонн. Также Совет распорядился установить на них частичный броневой пояс по ватерлинии толщиной 4 дюйма, прикрывающий только отсеки силовой установки, а также прикрыть броней такой же толщины всю среднюю часть до шлюпочной палубы. Однако, дополнительный вес потребовал уменьшения толщины палубной брони до опасно малого значения. Возвращение к 3-дюймовой бронепалубе со скосами привело к дальнейшему росту водоизмещения. Вооружение состояло из четырнадцати 152-мм/50 скорострельных орудий, восемнадцати 76-мм/50 скорострельных орудий, двенадцати 3-фнт, восьми 1-фнт пушек и четырех пулеметов. Торпедных аппаратов не предусматривалось.

Как пишет историк флота Норман Фридман, «эти корабли принадлежат к числу одних из первых хорошо задокументированных образцов постоянного раздувания размеров при проектировании». Расчетное (и подтвержденное на практике) водоизмещение на испытаниях составило 9592 тонны, что было на 20 процентов больше, чем утвердил Конгресс, что делало усилия главного конструктора Филипа Хичборна по продвижению проекта незаконными. Между тем, многочисленные технические, логистические и юридические проблемы никуда не делись даже при таком водоизмещении. В дополнение ко всему, в августе 1900 года меньшинство в Совете возмутилось, что новые корабли по огневой мощи уступают даже небольшому и старому «Бруклину», а по скорости их будут превосходить вспомогательные крейсера, переделанные из пассажирских лайнеров. Однако большинство верило, что бортовая броня необходима крейсеру любой ценой, и в конце концов продавило проект 9592-тонного корабля, по которому были построены три крейсера типа «Сен-Луис».

В ВМС США эти корабли официально числились «бронепалубными крейсерами» (protected cruisers), чтобы узаконить ассигнования, выделенные Конгрессом на их постройку. Между тем, их 6-дюймовая артиллерия, 4-дюймовый бронепояс и 22-узловая скорость выглядели крайне скромно на фоне водоизмещения почти в 10 000 тонн.

С-20 «Сен-Луис» («St. Louis») верфь «Neafie & Levy», Филадельфия; заложен 21.07.1902, спущен на воду 6.05.1905, вошел в строй 18.08.1906; СА-18 с июля 1920 г.; исключен 20.03.1930.
С-21 «Милуоки» («Milwaukee») верфь «Union Iron Works», Сан-Франциско; заложен 30.07.1902, спущен на воду 610.09.1904, вошел в строй 10.12.1906; погиб в результате посадки на мель 13.01.1917.
С-22 «Чарльстон» («Charleston») верфь «Newport News Shipbuilding», Ньюпорт-Ньюс; заложен 30.01.1902, спущен на воду 23.01.1904, вошел в строй 17.10.1905; СА-19 с июля 1920 г.; исключен 25.11.1929.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 9700 т;
длина 129,24 м, ширина 20,12 м, осадка 6,86 м;
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов;
скорость и мощность 22,1 уз при 27 264 инд. л.с.;
запас угля: нормальный 650 т, полный 1500 т;
бронирование (гарвеевская броня): пояс, верхний пояс и казематы 100 мм, палуба 50-75 мм, боевая рубка 125 мм;
вооружение: четырнадцать 152-мм/50, восемнадцать 76-мм/50 орудий, двенадцать 47-мм, восемь 37-мм пушек, четыре 7,62-мм пулемета;
экипаж: 36 офицеров, 627 матросов;
стоимость: 2,83 млн. долларов.
Крейсера типа «Сен-Луис» C20 Saint Louis.jpg
Крейсера типа «Сен-Луис»
Крейсер "Чарльстон" (С-22) в период ходовых испытаний. Корабль несет тропическую окраску (белый корпус, желтые надстройки)

Крейсера типа «Сен-Луис»
"Сен-Луис" (С-20) в заливе Сан-Франциско; дата не указана

Крейсера типа «Сен-Луис»
Крейсер "Милуоки" (С-21) в сухом доке верфи "Мэйр Айленд", 27 апреля 1916 г.

Крейсера типа «Сен-Луис»
"Милуоки" (С-21) на мели у побережья Калифорнии, 13 января 1917 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я знаю, как называется этот жанр. Он назвается "Простите, был напуган":))) Где-то в чем-то я его понимаю, у меня от некоторых моментов истории религий волосы дыбом еще и не так вставали:) В общем, это не просто трешак, а до предела сконцентрированный, злобный, нажористый трешак в стиле "Ле ...
Интересная новость отсюда , мои комментарии в конце 13 ноября 2017 года в небе началось чрезвычайно редкое астрономическое событие, которые астрономы иногда называют «Звездой Вифлеема». Явление заключается в том, что два самый ярких небесных объекта, планеты Венера и Юпитер, ...
Это еще один из абсурдов, которыми пока еще полон ЖЖ. Вас наказывают. За что? Никто не знает. В стандартное сообщение от конфликтной комиссии вшита стандартная причина, которая не укладывается в формат случившегося. Но все это происходит на фоне еще большего абсурда, который, откровенн ...
Вообще-то за многие годы у меня уже наросла некоторая чуйка: на что в театр идти стоит, а куда лучше не заглядывать. Но и она иногда подводит. В этот раз обмануло нас с коллегами то, что спектакль — лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2021-2022 ...
Колонна заключенных В этом году исполняется 195 лет с момента открытия самой известной тюрьмы Северной Америки - Sing Sing Correctional Facility (город Оссининг, штат Нью-Йорк) . Это таинственное учреждение лучше всего олицетворяет историю пенитенциарной системы США, а также ...