Крейсера типа «Сен-Луис»

Кстати, с удивлением узнал, что кораблики тоже отчасти имеют русские корни - "Варяг" если не лежал в основе проекта, то неким ориентиром послужил.
Наконец, считать их "единственными относительно современными легкими крейсерами американского флота" к началу Первой мировой войны, как это говорилось в справочнике "Морской коллекции" еще в 90-е годы, - это им очень сильно льстить.
Текст представляет собой перевод из "оспрейки" по американским броненосным крейсерам, автор - Брайан Лейн Хердер.

Крейсер "Сен-Луис" (С-20)
К 1899 году американский флот видел «Улучшенную «Олимпию» как 20-узловой бронепалубный крейсер, вооруженный двумя 8-дюймовыми орудиями главного калибра и средним калибром в виде десяти 6-дюймовых или четырнадцати 5-дюймовых орудий. Однако, в это время на верфи Крампа в Филадельфии находился в постройке русский крейсер «Варяг» водоизмещением 6700 тонн с 23-узловой скоростью хода. Не желая уступать трех узлов, в ноябре 1899 года Лонг снова запросил три «Улучшенных «Олимпии», но на этот раз водоизмещение возросло до 8000 тонн ради увеличения скорости.
На этот раз Конгресс одобрил запрос Лонга, и 7 июня 1900 г. был выдан заказ на три 8000-тонных бронепалубных крейсера. Однако уже 2 июля Совет по строительству решил внедрить на новых кораблях улучшения, аналогичные броненосным крейсерам: двухвальную силовую установку, более мощные вспомогательные механизмы и увеличенные угольные ямы, что довело их водоизмещение до 8500 тонн. Также Совет распорядился установить на них частичный броневой пояс по ватерлинии толщиной 4 дюйма, прикрывающий только отсеки силовой установки, а также прикрыть броней такой же толщины всю среднюю часть до шлюпочной палубы. Однако, дополнительный вес потребовал уменьшения толщины палубной брони до опасно малого значения. Возвращение к 3-дюймовой бронепалубе со скосами привело к дальнейшему росту водоизмещения. Вооружение состояло из четырнадцати 152-мм/50 скорострельных орудий, восемнадцати 76-мм/50 скорострельных орудий, двенадцати 3-фнт, восьми 1-фнт пушек и четырех пулеметов. Торпедных аппаратов не предусматривалось.
Как пишет историк флота Норман Фридман, «эти корабли принадлежат к числу одних из первых хорошо задокументированных образцов постоянного раздувания размеров при проектировании». Расчетное (и подтвержденное на практике) водоизмещение на испытаниях составило 9592 тонны, что было на 20 процентов больше, чем утвердил Конгресс, что делало усилия главного конструктора Филипа Хичборна по продвижению проекта незаконными. Между тем, многочисленные технические, логистические и юридические проблемы никуда не делись даже при таком водоизмещении. В дополнение ко всему, в августе 1900 года меньшинство в Совете возмутилось, что новые корабли по огневой мощи уступают даже небольшому и старому «Бруклину», а по скорости их будут превосходить вспомогательные крейсера, переделанные из пассажирских лайнеров. Однако большинство верило, что бортовая броня необходима крейсеру любой ценой, и в конце концов продавило проект 9592-тонного корабля, по которому были построены три крейсера типа «Сен-Луис».
В ВМС США эти корабли официально числились «бронепалубными крейсерами» (protected cruisers), чтобы узаконить ассигнования, выделенные Конгрессом на их постройку. Между тем, их 6-дюймовая артиллерия, 4-дюймовый бронепояс и 22-узловая скорость выглядели крайне скромно на фоне водоизмещения почти в 10 000 тонн.
С-20 «Сен-Луис» («St. Louis») верфь «Neafie & Levy», Филадельфия; заложен 21.07.1902, спущен на воду 6.05.1905, вошел в строй 18.08.1906; СА-18 с июля 1920 г.; исключен 20.03.1930.
Тактико-технические характеристики:


Крейсер "Чарльстон" (С-22) в период ходовых испытаний. Корабль несет тропическую окраску (белый корпус, желтые надстройки)


Крейсер "Милуоки" (С-21) в сухом доке верфи "Мэйр Айленд", 27 апреля 1916 г.

|
</> |