Авизо «Керсэн»
sergiovillaggio — 06.02.2023 Продолжаю переводить статьи по любопытным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". Сегодня предлагаю вашему вниманию рассказ об одном весьма известном пароходе, регулярно называемом крейсером (кстати, и тэг я ему поставил сообтветствующий, но это чтобы легче было искать потом). К сожалению, приводимая автором информация ограничивается историей создания, а в остальных аспектах крайне скудна. Между тем, он даже у нас во Владивостоке побывал во время интервенции. Но, на безрыбье, как говорится...Все фотографии кликабельны до 1600 точек.
Спецификация министра предусматривала водоизмещение максимум в 1000 тонн и наибольшую осадку кормой 4,40 м. Корабль должен был иметь паровую машину тройного расширения, котлы с рабочим давлением пара не менее 10 атмосфер, скорость 13 узлов при естественной тяге, дальность плавания 3500 миль 10-узловым ходом, угольные ямы, способные вместить дополнительный запас топлива для обеспечения дальности в 4500 миль. Вооружение должно было включать одно 138-мм орудие (на полубаке), пять 100-мм орудий (одно на юте и четыре побортно, на спонсонах, с возможностью ведения максимально продольного огня) и семь облегченных 37-мм скорострельных пушек. Предусматривалась защита из 40-мм закаленной стали для щитов 138-мм и 100-мм орудий и боевой рубки. Корабль должен был нести полное парусное вооружение трехмачтового барка, иметь стальной корпус с деревянной обшивкой и экипаж в 100 человек. Совет потребовал увеличения скорости при естественной тяге до 14 узлов (15 узлов при форсированном дутье), дальности плавания до 4000 миль 10-узловым ходом и дополнительных припасов, что привело к росту водоизмещения до 1340 тонн. Также оговаривалось, что на марсах мачт должны устанавливаться 37-мм револьверные пушки. 3 февраля 1891 г. морской министр направил спецификацию казенным арсеналам и частным фирмам для детальной проработки.
Было получено семь проектов, которые Совет рассмотрел 9 февраля 1892 г. Корабельный инженер Эжен Ипполит Раймон и представители фирм «Ателье э Шантье Луар» и «Шантье э Ателье Жиронд» были приглашены для представления своих проектов, но только Раймон смог это сделать. Его первый исправленный вариант был представлен 27 января и рассмотрен Советом 21 марта 1893 г., а второй был направлен министром в Совет 31 июля и рассмотрен 17 октября 1893 г. Раймон попытался прикрыть отсеки силовой установки покатой 20-мм бронепалубой, но столкнулся с неразрешимыми проблемами конструкции корпуса, поэтому Совет дал ему распоряжение сделать палубу плоской, уменьшив ее толщину до 10 мм, и отказаться от 6-мм противоосколочной палубы, которую он планировал разместить под ней. По распоряжению Совета он увеличил размер боевой рубки, чтобы в ней могли разместиться семь человек, в результате чего по размерам она стала почти идентичной боевым рубкам на пять человек, которыми распоряжением от 21 марта 1893 г. требовалось оснастить броненосцы Средиземноморской эскадры.
Кораблестроительная программа на 1895 год (одобрена в марте 1894 года) включала постройку на казенной верфи aviso de station (строительный номер S2) по проекту Раймона. 14 мая 1895 г. морской министр Беснар отдал арсеналу Рошфора распоряжение начать постройку авизо-стационера, присвоив ему наименование «Керсэн». Программа 1896 года (одобрена в мае 1895 года) включала постройку еще одного aviso de station (S1) в арсенале Тулона, однако Бюджетная комиссия 13 июля 1895 г. исключила из программы все корабли-стационеры и 24 октября аннулировала все выданные на них кредиты.
«Керсэн» («Kersaint») заложен 19 августа 1896 г., спущен на воду 28 августа 1897 г., подготовлен к испытаниям 10 июня 1898 г. Назначен в Эскадру Севера 5 октября 1898 г., прибыл в Рошфор 3 ноября 1898 г. для окончательной подготовки к кампании; испытания завершены 7 ноября 1898 г.; вошел в строй 11 ноября 1898 г. Перешел из Рошфора в Брест 13-14 ноября 1898 г., откуда 15 января 1899 г. отправился в Хайфон, чтобы заменить авизо «Бенгали» в составе Морской дивизии Аннама и Тонкина. Вышел из Сайгона 15 сентября 1907 г., чтобы заменить авизо «Воклюз» в составе Морской дивизии Восточной части Тихого океана, прибыл в Нумеа 14 октября 1907 г. В период с ноября 1917 по июнь 1918 г. прошел замену котлов в Сайгоне; установлены котлы, предназначавшиеся для трофейных греческих эсминцев, изготовленные во Франции в декабре 1916 г. Потерпел крушение 5 марта 1919 г. на коралловом рифе в бухте Папетоай (Papetoai) на острове Муреа (Moorea) близ Таити; признан погибшим 18 июля 1919 г. Продан на слом 27 февраля 1920 г. мсье Пакьеру с Муреа.
Корабль представлял собой большой авизо со стальным корпусом, обшитым деревом и медью (в подводной части), с таранным форштевнем, двумя трубами и тремя мачтами с парусным вооружением баркентины. На испытаниях 17 сентября 1898 г. «Керсэн» показал 16,114 уз при мощности 2399,5 инд. л.с., давлении пара 14,249 атм. и частоте вращения винта 120,4 об./мин. С началом Первой мировой войны с корабля были сняты три кормовых 100-мм орудия; возвращены на место в январе-феврале 1915 года, тогда же добавлено два пулемета М1907. В 1917 году пять 37-мм пушек снято из-за плохого технического состояния.
Тактико-технические характеристики:
"Керсэн" в Акароа (Новая Зеландия) в 1911 году
"Керсэн" на рифе в бухте Папетоай, 1919 год
|
</> |