Патрульный корабль Р-49

топ 100 блогов sergiovillaggio13.02.2023
Попался на глаза небольшой материал из «Warship» за 1979 год про британские патрульные корабли типа Р времен Первой мировой войны. Как оказалось, схема, давно кочующая по просторам тырнета, взята именно из него, причем изображен на ней не какой-то абстрактный P-boat, а вполне конкретный Р-49. Остальные иллюстрации уже от меня...

Патрульный корабль Р-49
Патрульный корабль Р-32

В 1915 году резко возросла потребность в большом количестве кораблей, способных сопровождать конвои, нести дозоры и бороться с подводными лодками. Эти задачи, как правило, возлагались на флотилии эскадренных миноносцев, однако эсминцев всегда не хватало, и они требовались для решения других задач, кроме того, было бы слишком расточительным использовать их для столь рутинной работы. В числе кораблей, созданных для замены эскадренных миноносцев, были патрульные корабли типа Р, построенные в количестве 64 единиц в 1915-1918 годах.

К ним предъявлялись следующие требования: дешевизна постройки и эксплуатации; скорость, достаточная для преследования подводных лодок и не более того; малая осадка; низкий силуэт, напоминающий субмарину в надводном положении; минимально допустимые размеры и простота конструкции; возможность постройки на неспециализированных верфях – то есть стандартный набор для массовой дешевой продукции военного времени.

Получившиеся корабли оказались вполне удачными, за исключением того, что, несмотря на в целом хорошую мореходность, приземистый силуэт и низкий надводный борт делали их чрезвычайно «мокрыми» – как правило, им приходилось нести брезентовые обвесы на всех поручнях и сходных люках, чтобы хоть как-то защититься от непогоды. Головные корабли при вступлении в строй несли две глубинные бомбы в «мышеловках» (закрытых коробах, куда помещалась бомба и устройство для ее сбрасывания) на корме, но затем их число было увеличено до четырех, потом до шести и, в конце концов, до тридцати, для чего потребовалось снять неподвижные торпедные аппараты. По проекту они также должны были нести второе 102-мм орудие (для него предусматривалось место примерно посередине между «пом-помом» и торпедными аппаратами), но его убрали со всех кораблей серии, кроме Р-52. Корпус изготавливался полдностью из мягкой стали, за исключением форштевня, который делался из закаленной стали для возможности нанесения таранного удара по подводным лодкам в надводном положении.

Двадцать из заказанных патрульных кораблей, находясь на стапелях, были переоборудованы в патрульные суда-ловушки типа РС, внешне выглядевшие как небольшие каботажные суденышки. Они оказались очень удачными, потопив четыре вражеских подлодки, тогда как корабли типа Р – всего одну. Тем не менее, ценность этих кораблей нельзя оценивать только числом потопленных «у-ботов», ибо нельзя сбрасывать со счетов из значительный вклад в защиту прибрежных вод и освобождение эсминцев от этой задачи. Несмотря на это, они являлись типичным «эрзацем» военного времени, и хотя некоторые из них оставались в строю до 1930-х годов в качестве вспомогательных и опытовых кораблей, подавляющее большинство пошло на слом в начале 1920-х.

Схема, выполненная на основе официально утвержденных чертежей, хранящихся в Национальном морском музее, показывает Р-49 на момент вступления в строй. Этот корабль был заказан фирме Р. Томпсона в марте 1916 года и сошел на воду 19 апреля 1917 г. Он служил в Дувре до конца 1918 года, после чего был выведен в резерв и продан на слом в январе 1923 года.
Патрульный корабль Р-49

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 613 т;
длина 70,1 м (между перпендикулярами), 74,37 м (наибольшая);
ширина 7,24 м;
осадка в полном грузу 2,44 м (2,55 м по нижней кромке винтов);
силовая установка: два турбозубчатых агрегата, два котла;
мощность и скорость: 3500 л.с., 20 уз;
запас топлива (нефть): нормальный 93 т, полный 98 т;
вооружение:
  одно 102-мм скорострельное орудие Mk.IV в установке P.IX (50 фугасных, 50 лиддитовых, 4 практических снаряда),
  один 2-фнт «пом-пом» Mk.I в установке Mk.II,
  два 350-мм неподвижных торпедных аппарата (2 торпеды),
  два бомбосбрасывателя (4 глубинных бомбы);
прожекторы: один 20-дюймовый на штурманской рубке;
шлюпки: четыре 20-футовых складных парусиновых шлюпки Бертона, одна 13,5-футовая динги
якоря: один 610-кг бесштоковый (левый становый), один 760-кг бесштоковый (правый становый), один верп;
экипаж: 50-54 чел.

Патрульный корабль Р-49
Патрульный корабль Р-31 в достойке. Форма корпуса своей покатостью сильно напоминает подводную лодку.

Патрульный корабль Р-49
Патрульный корабль Р-37. Мостик занянут брезентом, торпедные аппараты демонтированы, на корме видны увеличенные бомбосбрасыватели

Патрульный корабль Р-49
Патрульный корабль Р-11 в 1916 году. Художник хорошо изобразил затянутый в брезент мостик. Корабль лишился не только второго 102-мм орудия, но и "пом-пома", сохранив при этом торпедные аппараты.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот у меня, чесначесна, отслеживание постов стоит всего на 40 человек, которые ...
материалы взяты из открытых источников ...
...
В будущем российские школы будут больше опираться на онлайн-обучение. Такое мнение в разговоре с URA.RU выразил член комитета Госдумы по образованию и науке, кандидат исторических наук Алдар Дамдинов. «На дальней перспективе, скорее всего, школьное образование будет меняться. Причем ...
Лучшие посты в сообществе picturehistory за 14 августа: Чума в раю: грузино-абхазская война 1992-1993гг Они мечтали сдаться американцам или резня в Дахау... «Тринадцать» против басмачей: в жизни и на экране Палач Борис Родос: он допрашивал Бабеля, Ежова и ...