Патрульный корабль Р-49
sergiovillaggio — 13.02.2023К ним предъявлялись следующие требования: дешевизна постройки и эксплуатации; скорость, достаточная для преследования подводных лодок и не более того; малая осадка; низкий силуэт, напоминающий субмарину в надводном положении; минимально допустимые размеры и простота конструкции; возможность постройки на неспециализированных верфях – то есть стандартный набор для массовой дешевой продукции военного времени.
Получившиеся корабли оказались вполне удачными, за исключением того, что, несмотря на в целом хорошую мореходность, приземистый силуэт и низкий надводный борт делали их чрезвычайно «мокрыми» – как правило, им приходилось нести брезентовые обвесы на всех поручнях и сходных люках, чтобы хоть как-то защититься от непогоды. Головные корабли при вступлении в строй несли две глубинные бомбы в «мышеловках» (закрытых коробах, куда помещалась бомба и устройство для ее сбрасывания) на корме, но затем их число было увеличено до четырех, потом до шести и, в конце концов, до тридцати, для чего потребовалось снять неподвижные торпедные аппараты. По проекту они также должны были нести второе 102-мм орудие (для него предусматривалось место примерно посередине между «пом-помом» и торпедными аппаратами), но его убрали со всех кораблей серии, кроме Р-52. Корпус изготавливался полдностью из мягкой стали, за исключением форштевня, который делался из закаленной стали для возможности нанесения таранного удара по подводным лодкам в надводном положении.
Двадцать из заказанных патрульных кораблей, находясь на стапелях, были переоборудованы в патрульные суда-ловушки типа РС, внешне выглядевшие как небольшие каботажные суденышки. Они оказались очень удачными, потопив четыре вражеских подлодки, тогда как корабли типа Р – всего одну. Тем не менее, ценность этих кораблей нельзя оценивать только числом потопленных «у-ботов», ибо нельзя сбрасывать со счетов из значительный вклад в защиту прибрежных вод и освобождение эсминцев от этой задачи. Несмотря на это, они являлись типичным «эрзацем» военного времени, и хотя некоторые из них оставались в строю до 1930-х годов в качестве вспомогательных и опытовых кораблей, подавляющее большинство пошло на слом в начале 1920-х.
Схема, выполненная на основе официально утвержденных чертежей, хранящихся в Национальном морском музее, показывает Р-49 на момент вступления в строй. Этот корабль был заказан фирме Р. Томпсона в марте 1916 года и сошел на воду 19 апреля 1917 г. Он служил в Дувре до конца 1918 года, после чего был выведен в резерв и продан на слом в январе 1923 года.
Патрульный корабль Р-31 в достойке. Форма корпуса своей покатостью сильно напоминает подводную лодку.
Патрульный корабль Р-37. Мостик занянут брезентом, торпедные аппараты демонтированы, на корме видны увеличенные бомбосбрасыватели
Патрульный корабль Р-11 в 1916 году. Художник хорошо изобразил затянутый в брезент мостик. Корабль лишился не только второго 102-мм орудия, но и "пом-пома", сохранив при этом торпедные аппараты.
|
</> |