Крейсер «Унэби» (часть 2)

топ 100 блогов sergiovillaggio21.05.2024
Вторая часть перевода статьи польсого историка Кшиштофа Домбровского (Krzysztof Dąbrowski) из журнала «Okrety Wojenne». На этот раз речь пойдет о печальной судьбе корабля.

Крейсер «Унэби» (часть 2)
Крейсер "Унэби" в Гавре накануне отправки в Японию

Постройка и ввод в строй
Как уже упоминалось, киль японского крейсера был заложен 27 мая 1884 г. на стапеле верфи «Societe des Forges et Chantiers» в Гавре. Наименование «Унэби» было дано кораблю в честь горы Унеби-яма, расположенной в префектуре Нара. Спустя два года, 6 апреля 1886 г., корпус крейсера был торжественно спущен на воду в присутствии гостей из Японии. Установка оборудования, вооружения и другие необходимые работы окончательно завершились 2 сентября 1887 г.

Командиром «Унэби» стал капитан 1 ранга Имурэ – выпускник 11-го ежегодного набора Императорской военно-морской академии. Под его командованием был один японский инженер, четыре лейтенанта, один унтер-офицер и, конечно же, матросы. Вести корабль в Японию должен был экипаж из 280 человек, из которых 78 были французами; хотя можно встретить и информацию, что экипаж насчитывал всего восемь японцев и 76 французов. Последнее вполне возможно, поскольку управление кораблем требовало лишь необходимого машинного и бортового персонала, тогда как артиллеристы и другие специалисты, составлявшие полный экипаж крейсера, были лишними. Кроме того, насколько позволяет судить опубликованный в Интернете фотоматериал, посвященный экипажу «Унэби» мемориал содержит лишь несколько символических погребальных стелл.

Крейсер «Унэби» (часть 2)
"Унэби" в Гавре по завершению ходовых испытаний

Первый и последний поход
Крейсер вышел из Гавра 18 октября 1887 г., но в тот же день вернулся в порт, так как сильный ветер и бурное море вызывали такую сильную качку, что пришлось разворачиваться. На следующий день погода улучшилась, и «Унэби» снова отплыл, начав первый этап перехода в Японию. Здесь можно добавить, что «Унэби», среди прочего, принял в качестве груза несколько 57-мм пушек, предназначенных для крейсера «Нанива», и значительный запас боеприпасов к ним.

Как можно судить, переход в Средиземное море прошел без происшествий, но там корабль снова попал в шторм, что вызвало сильные размахи качки. Аналогичный опасный крен отмечался после прохождения Суэцкого канала. Сложившаяся ситуация вызывала все большее беспокойство, и для разгрузки корабля в Адене с «Унэби» демонтировали два орудия главного калибра. Следующей остановкой на пути в Японию был Сингапур, где пополнялись запасы провизии и угля и откуда корабль отплыл 3 декабря 1887 г. С учетом предполагаемой скорости около 12 узлов прибытие крейсера в воды Токийского залива ожидалось 12 или 13 декабря. Но не в те дни, ни в последующие «Унэби» не пришел. Никаких сообщений о корабле также не поступало, при этом следует помнить, что дело происходило в эпоху до введения радиосвязи.

В сложившейся ситуации велись поиски, в которых, помимо японских кораблей и судов, участвовали находившиеся поблизости британские корабли. Однако все усилия оказались бесплодными, ибо ни сам корабль не был найден, но и даже не обнаружено никаких физических следов от него. В начале 1888 года на берегу острова Танегасима (расположенного к югу от Кюсю, третьего по величине из четырех основных островов Японии) была найдена окрашенная в черный цвет лодка, которая, как предполагалось, являлась одной из корабельных шлюпок «Унэби», однако подтвердить это не удалось. В связи с практически бесследным исчезновением корабля не оставалось ничего иного, как признать его потерянным вместе со всем экипажем, что 19 октября 1888 г. официально сделал министр флота Сайго Цугумити (на данном посту с 1885 года).

Разумеется, сразу возник вопрос, что могло случиться с «Унэби»? В качестве любопытного казуса можно отметить, что – очевидно, в погоне за дешевой сенсацией – появлялись предположения о захвате крейсера китайцами, а также о том, что он стал пиратским кораблем. Менее фантастически звучали гипотезы о пожаре или аварии машин как причинах гибели. Однако наиболее вероятной причиной гибели корабля можно считать опрокидывание, чему способствовала уже упомянутая недостаточная остойчивость и недостаточная метацентрическая высота корабля. Внезапное опрокидывание, что само по себе резко снижало шансы на выживание кого-либо из экипажа, могло произойти, например, если «Унэби» попал в объятия тайфуна, который по несчастливому стечению обстоятельств просто бушевал в Южно-Китайском море, когда корабль плыл туда. Конечно, «вероятно» не означает «определенно», но окончательной уверенности, скорее всего, не будет никогда.

Стоит добавить, что часто встречающееся в литературе утверждение о том, что корабль пропал без вести, не совсем соответствует истине. Примерно через десять лет после описываемых событий американская пресса (например, «The Morning Times» в номере от 9 августа 1897 г.) сообщила, что на Пескадорских островах (архипелаг с 1895 года находился во владении Японии) были найдены останки «Унэби». В частности, основываясь на показаниях рыбаков, рассказавших о выброшенных на берег останках какого-то судна, тамошняя полиция обнаружила деревянные фрагменты. Среди прочего, это были две двери, которые местные жители использовали при строительстве своих домов. Они были идентифицированы по найденным на них надписям как принадлежащие крейсеру «Унэби».

Крейсер «Унэби» (часть 2)
"Унэби" на буксире в гавани Гавра

Искупление, поминовение и смена курса
Потеря корабля, по общему признанию, обычно завершает его историю, но начинает другие вытекающие из этого события дела. Японцы были достаточно предусмотрительны, чтобы застраховать крейсер «Унэби», поэтому после его потери получили компенсацию в размере 6 500 000 франков. О способе использования этих средств пойдет речь ниже, здесь же стоит добавить, что членам экипажа крейсера поставили памятник и символические надгробные стеллы на токийском кладбище Аояма. Рядом с этим памятником дополнительно установлен пушечный ствол в память о экипаже минного крейсера «Тисима», который затонул во Внутреннем Японском море после столкновения с британским кораблем «Равенна».

Что касается сугубо военно-морских дел, то потеря этого корабля французской постройки имела существенные последствия для дальнейшего развития Nihon Kaigun. Именно недостаточная остойчивость крейсера «Унэби», оказавшаяся наиболее вероятной причиной его гибели, и другие недостатки французского судостроения (например, авария паровой машины вышеупомянутого минного крейсера «Тисима») привели к охлаждению отношения японцев к Франции в качестве поставщика боевых кораблей. В результате полученная за потерю крейсера «Унэби» компенсация была потрачена на заказ нового корабля, но уже не во Франции, а в Великобритании – именно за счет этих средств финансировалось строительство броненосного крейсера «Тиёда», который был заказан британской компании «John Brown & Company».

Как уже говорилось, японцы заключили контракт с французским конструктором-кораблестроителем Эмилем Бертеном. Он прибыл в Японию 2 февраля 1886 г. и приступил к работе. Во время своего четырехлетнего (1886-1890 гг.) пребывания в Японии он проектировал и курировал строительство кораблей, работал над развитием технического состояния Нихон Кайгун и передавал свой опыт японским коллегам по профессии. Несмотря на направленные против него интриги и скептицизм хозяев по отношению к его нетривиальным идеям, он внес весьма заметный вклад в развитие японского флота. Перед возвращением во Францию он был принят императором и награжден Орденом Восходящего Солнца II степени. Бесспорно, сотрудничество с Францией и лично Эмилем Бертеном многое дало японцам, в том числе и в такой важной области, как первые шаги к самодостаточности в строительстве военных кораблей. Вместе с тем, потеря нового крейсера и проблемы с другими кораблями французской постройки не могли не сказаться на японской оценке французской военно-морской мысли и судостроения. Охлаждение к Франции и решительный поворот к Великобритании в этой области оказались логичным следствием, а британское кораблестроение и методы ведения морского боя легли в основу победы Японии в войне с Россией, что вывело Японию в число морских держав «первой величины».

Крейсер «Унэби» (часть 2)
Крейсер «Унэби» (часть 2)
"Унэби" покидает Гавр, направляясь в Японию, октябрь 1886 года

Библиография
Evans David. Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887-1941. – Annapolis, 1979.
Jentschura Hansgeorg et al. Warships of the Imperial Japanese Navy 1869-1945. – London, 1977.
Milanovich Kathrin. Two Ill-Fated French-Built Japanese Warships // «Warship», 2010.
portale internetowe: www.asahi-net oraz www.chroniclingamerica.loc.gov

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приглашаем на презентацию новой книги Сталика Ханкишиева,  автора кулинарных бестселлеров  «Казан, мангал и другие мужские удовольствия», «Казан, баран и дастархан»      «Базар, казан и дастархан» 24 декабря в 12:00  ...
Кетрин с Джорджем и Шарлоттой вчера была замечена в магазине. По словам одной из покупательниц, Шарлотта уселась на пол, Кейт ей сказала: "Вставай кукла!" Женщина так же попросила селфи, но Кейт вежливо отказалась листаем карусельку https://instagram.com/p/BrwMeXKlR2c ...
Между прочим, найти гранату и начать её разбирать можно и у себя во дворце во время съемок передачи «Бесогон»... Известный режиссер Никита Михалков раскритиковал Музей истории Екатеринбурга. В новом выпуске своей авторской программы «Бесогон» он выразил недовольство некоторыми ...
Вот не трогали бы они малый бизнес. Он и так на ладан дышит. Но горячие головы из правительства и Госдумы предлагают ввести ставки местных сборов с предпринимателей на сумму от 6 тыс до 600 тыс рублей в зависимости от видов деятельности. Премьер же предлагает «разумный компромисс»: на ...
а пока -22, и полная тоска в френдленте... Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною ...