Крейсер «Унэби» (часть 2)
sergiovillaggio — 21.05.2024Крейсер "Унэби" в Гавре накануне отправки в Японию
Командиром «Унэби» стал капитан 1 ранга Имурэ – выпускник 11-го ежегодного набора Императорской военно-морской академии. Под его командованием был один японский инженер, четыре лейтенанта, один унтер-офицер и, конечно же, матросы. Вести корабль в Японию должен был экипаж из 280 человек, из которых 78 были французами; хотя можно встретить и информацию, что экипаж насчитывал всего восемь японцев и 76 французов. Последнее вполне возможно, поскольку управление кораблем требовало лишь необходимого машинного и бортового персонала, тогда как артиллеристы и другие специалисты, составлявшие полный экипаж крейсера, были лишними. Кроме того, насколько позволяет судить опубликованный в Интернете фотоматериал, посвященный экипажу «Унэби» мемориал содержит лишь несколько символических погребальных стелл.
Первый и последний поход
Как можно судить, переход в Средиземное море прошел без происшествий, но там корабль снова попал в шторм, что вызвало сильные размахи качки. Аналогичный опасный крен отмечался после прохождения Суэцкого канала. Сложившаяся ситуация вызывала все большее беспокойство, и для разгрузки корабля в Адене с «Унэби» демонтировали два орудия главного калибра. Следующей остановкой на пути в Японию был Сингапур, где пополнялись запасы провизии и угля и откуда корабль отплыл 3 декабря 1887 г. С учетом предполагаемой скорости около 12 узлов прибытие крейсера в воды Токийского залива ожидалось 12 или 13 декабря. Но не в те дни, ни в последующие «Унэби» не пришел. Никаких сообщений о корабле также не поступало, при этом следует помнить, что дело происходило в эпоху до введения радиосвязи.
В сложившейся ситуации велись поиски, в которых, помимо японских кораблей и судов, участвовали находившиеся поблизости британские корабли. Однако все усилия оказались бесплодными, ибо ни сам корабль не был найден, но и даже не обнаружено никаких физических следов от него. В начале 1888 года на берегу острова Танегасима (расположенного к югу от Кюсю, третьего по величине из четырех основных островов Японии) была найдена окрашенная в черный цвет лодка, которая, как предполагалось, являлась одной из корабельных шлюпок «Унэби», однако подтвердить это не удалось. В связи с практически бесследным исчезновением корабля не оставалось ничего иного, как признать его потерянным вместе со всем экипажем, что 19 октября 1888 г. официально сделал министр флота Сайго Цугумити (на данном посту с 1885 года).
Разумеется, сразу возник вопрос, что могло случиться с «Унэби»? В качестве любопытного казуса можно отметить, что – очевидно, в погоне за дешевой сенсацией – появлялись предположения о захвате крейсера китайцами, а также о том, что он стал пиратским кораблем. Менее фантастически звучали гипотезы о пожаре или аварии машин как причинах гибели. Однако наиболее вероятной причиной гибели корабля можно считать опрокидывание, чему способствовала уже упомянутая недостаточная остойчивость и недостаточная метацентрическая высота корабля. Внезапное опрокидывание, что само по себе резко снижало шансы на выживание кого-либо из экипажа, могло произойти, например, если «Унэби» попал в объятия тайфуна, который по несчастливому стечению обстоятельств просто бушевал в Южно-Китайском море, когда корабль плыл туда. Конечно, «вероятно» не означает «определенно», но окончательной уверенности, скорее всего, не будет никогда.
Стоит добавить, что часто встречающееся в литературе утверждение о том, что корабль пропал без вести, не совсем соответствует истине. Примерно через десять лет после описываемых событий американская пресса (например, «The Morning Times» в номере от 9 августа 1897 г.) сообщила, что на Пескадорских островах (архипелаг с 1895 года находился во владении Японии) были найдены останки «Унэби». В частности, основываясь на показаниях рыбаков, рассказавших о выброшенных на берег останках какого-то судна, тамошняя полиция обнаружила деревянные фрагменты. Среди прочего, это были две двери, которые местные жители использовали при строительстве своих домов. Они были идентифицированы по найденным на них надписям как принадлежащие крейсеру «Унэби».
"Унэби" на буксире в гавани Гавра
Искупление, поминовение и смена курса
Что касается сугубо военно-морских дел, то потеря этого корабля французской постройки имела существенные последствия для дальнейшего развития Nihon Kaigun. Именно недостаточная остойчивость крейсера «Унэби», оказавшаяся наиболее вероятной причиной его гибели, и другие недостатки французского судостроения (например, авария паровой машины вышеупомянутого минного крейсера «Тисима») привели к охлаждению отношения японцев к Франции в качестве поставщика боевых кораблей. В результате полученная за потерю крейсера «Унэби» компенсация была потрачена на заказ нового корабля, но уже не во Франции, а в Великобритании – именно за счет этих средств финансировалось строительство броненосного крейсера «Тиёда», который был заказан британской компании «John Brown & Company».
Как уже говорилось, японцы заключили контракт с французским конструктором-кораблестроителем Эмилем Бертеном. Он прибыл в Японию 2 февраля 1886 г. и приступил к работе. Во время своего четырехлетнего (1886-1890 гг.) пребывания в Японии он проектировал и курировал строительство кораблей, работал над развитием технического состояния Нихон Кайгун и передавал свой опыт японским коллегам по профессии. Несмотря на направленные против него интриги и скептицизм хозяев по отношению к его нетривиальным идеям, он внес весьма заметный вклад в развитие японского флота. Перед возвращением во Францию он был принят императором и награжден Орденом Восходящего Солнца II степени. Бесспорно, сотрудничество с Францией и лично Эмилем Бертеном многое дало японцам, в том числе и в такой важной области, как первые шаги к самодостаточности в строительстве военных кораблей. Вместе с тем, потеря нового крейсера и проблемы с другими кораблями французской постройки не могли не сказаться на японской оценке французской военно-морской мысли и судостроения. Охлаждение к Франции и решительный поворот к Великобритании в этой области оказались логичным следствием, а британское кораблестроение и методы ведения морского боя легли в основу победы Японии в войне с Россией, что вывело Японию в число морских держав «первой величины».
|
</> |