Крейсер «Унэби» (часть 1)

топ 100 блогов sergiovillaggio20.05.2024
Совсем забыл, что некоторое время назад перевел статью польсого историка Кшиштофа Домбровского (Krzysztof Dąbrowski) о малоизвестном японском крейсере «Унэби». Оригинал был опубликован в специальном выпуске №83 журнала «Okrety Wojenne» в 2023 году.
Обращаю внимание, что это именно перевод. Можно лишний раз оценить уровень польской военно-исторической литературы. А то всякие критиканы любят говорить, что мы у поляков списываем. Нечего там списывать, бл...!
Иллюстрации как взяты из оригинала, так и надерганы из разных мест. Поскольку текст объемный, разбил на два поста. Второй будет завтра, дабы сохранить интригу.
За сим вводная часть закончена, далее авторский текст.

Крейсер «Унэби» (часть 1)
Крейсер "Унэби" в Гавре (Archives departementales du Var)

Развитие японского флота конца XIX – начала XX века ассоциируется с британским влиянием во всех сферах, начиная с судостроения и заканчивая уставами. Тем не менее, конкурирующие французские судостроители в то время имели прочное положение в Стране Цветущей Сакуры. Как проявилось французское влияние и почему оно было потеряно, показано в статье на примере крейсера «Унэби» (畝傍) французской постройки.

Вступление
Вырвавшись из многовековой изоляции, Япония приступила к быстрой модернизации, включающей, в частности, создание современных вооруженных сил, в том числе конкурентоспособного флота. В середине 70-х годов XIX века японцы разместили в Великобритании заказ на три корабля: броненосный фрегат «Фусо» и броненосные корветы «Конго» и «Хиэй». В 1878 году вся тройка пополнила японский флот, став его ядром. Здесь уместно отметить, что, наряду с современной техникой, Япония переняла у «заморских варваров» основные внешнеполитические принципы, которые требовали расширения за счет более слабых государств. Такой слабой страной, имевшей еще и то преимущество, что она лежала рядом, была Корея. Однако существенным препятствием на пути к осуществлению гегемонистских устремлений был тот факт, что Корея являлась китайским вассалом. Учитывая, что японцы не собирались отказываться от своих планов, конфликт с Китаем был неизбежен. С учетом же того, что Корею и Японию разделяло море, укрепление японского флота современными кораблями становилось неотложным делом, в связи с чем в первой половине 80-х годов XIX века зарубежным верфям были заказаны новые корабли, в том числе три бронепалубных крейсера: «Нанива», «Такатихо» и «Унэби». Первые два были заканы в Великобритании, а последний – во Франции.

Здесь уместно упомянуть о вопросах, лишь косвенно касающихся постройки «Унэби», но проливающих некоторый свет на причины французского влияния на военно-морскую теорию, но, особенно, на практику кораблестроения в Японии, у которой имелись большие амбиции, но на пути их реализации стояли серьезные препятствия. Важнейшее место занимал недостаток финансов, поскольку затраты на быструю модернизацию государства были огромными, и только часть средств могла быть направлена на вооруженные силы, из которых, в довершение всего, армия имела приоритет над флотом. Прежде всего, японцы делали только первые шаги в такой сложной области, как проектирование современных военных кораблей, а судостроение и другие отрасли промышленности, необходимые для строительства кораблей, только создавались. Поэтому японцы далеко не всегда приобретали такие корабли, которые были им наиболее необходимы, а зачастую были вынуждены довольствоваться теми, что в рамках своих финансовых возможностей могли получить от подрядчиков, готовых их поставлять. Лучшим примером этого является тот факт, что японцы на данном этапе не могли позволить себе купить даже один полноценный броненосец, в силу чего приобрели для своего флота крейсера типа «Мацусима» и заключили контракт на услуги известного французского судостроителя Эмиля Бертина.

Вернемся к заказу крейсера «Унэби»… В 1882-1883 годы представители Японии настойчиво пытались закупить корабли в нескольких европейских странах, что в конечном итоге привело к подписанию 22 марта 1884 г. в Лондоне контракта на строительство уже упомянутых крейсеров «Нанива» и «Такатихо». В начале 1884 года, еще до заключения соглашения с англичанами, контр-адмирал Ито Тосиёси вел переговоры в Париже о заказе крейсера на французской верфи. Аргументом в пользу французов была, казалось бы, низкая цена за строящийся у них корабль. Стоимость постройки вместе с вооружением после пересчета для «Нанивы» и «Такатихо» составила 1 614 540 йен 7 сен и 2 рин и 1 561 887 йен 33 сен 3 рин соответственно. Это были немалые суммы для скудного бюджета японского флота. Зато французы предлагали построить крейсер по цене 1 093 000 йен. Это казалось очень привлекательными финансовыми условиями, но, в конечном счете, общие расходы, понесенные на строительство, оборудование, вооружение и т.д. крейсера из Франции составили 1 812 673 йен 74 сен и 2 рин. Однако это стало очевидным только позже, между тем военно-морской министр Кавамура Сумиёси в феврале 1884 года сообщил премьер-министру японского правительства Сандзё Санэтоми об очень благоприятных, как считалось, финансовых условиях строительства крейсера во Франции. Затем министр Кавамура обратился к послу Хатисука Сигеаки, который был полномочным представителем Японии во Франции, с просьбой дать согласие на заключение соглашения с французами.

Очевидно, что эти процедуры дали желаемый результат, поскольку 28 мая 1884 г. в Париже представители Японии заключили с французской стороной договор на строительство крейсера. По-видимому, это было только завершение формальностей, и стороны уже пришли к соглашению, потому что киль корабля был заложен еще 27 мая. С учетом затрат на подготовительные работы, закупку материалов и т.д., представляется сомнительным, что французы понесли эти расходы, не зная, что крейсер будет у них в скором времени формально заказан.

Во всяком случае, соответствующее соглашение было подписано, и строительство крейсера началось, но прежде, чем оно будет описано, целесообразно представить сам корабль.

Корпус и компоновка
Нормальное водоизмещение крейсера определялось в 3615 «длинных» тонн (по 1016 кг), а его корпус имел следующие размерения: наибольшая длина 101,22 м (98 м между перпендикулярами), ширина 13,1 м, средняя осадка 5,72 м. Согласно французской кораблестроительной практике того периода, борта «Унэби» имели завал к верхней палубе, однако не столь ярко выраженный, как у современных ему кораблей Marine Nationale. Кормовая часть имела крейсерскую форму, а форштевень заканчивался тараном, являвшимся прародителем современного носового бульба и служащим для улучшения сектора стрельбы погонного орудия. Практически по всей длине корпуса, за исключением самой крайней части кормы, проходило двойное дно. От заливания главная (верхняя) палуба прикрывалась высоким фальшбортом, простиравшимся от носа до кормы, причем в носовой части корпуса имелся полубак, располагавшийся на уровень выше главной палубы. Полубак служил своего рода волнорезом, предназначенным для защиты остальной части палубы от заливания, а под ним размещалось 150-мм орудие.

Силуэт корабля формировали две дымовые трубы и три мачты, причем фок- и грот-мачты снабжались марсами. Двухуровневая надстройка (трехуровневая, с учетом открытого верхнего мостика), среди прочего, заключала в себе бронированную боевую рубку. На крыльях верхнего мостика были установлены два прожектора мощностью по 16 тыс. свечей каждый. Что касается корабельных шлюпок, то четыре были подвешены на шлюпбалках, а остальные размещались на рострах между второй трубой и грот-мачтой, которая была оборудована грузовой стрелой для их спуска на воду и подъема на палубу.
Что касается внешнего облика корабля, расположения труб, мачт, надстроек, корабельных плавсредств, оборудования и вооружения (о нем будет сказано далее), автор позволит себе направить читателей к прилагаемым рисункам и фотографиям.

Приведенное выше описание еще следует дополнить тем замечанием, что высказывались опасения по поводу недостаточной устойчивости и недостаточной метацентрической высоты корабля. В качестве объяснения: метацентрическая высота – это расстояние между центром тяжести корабля и его метацентром; в свою очередь, метацентр – это точка пересечения линии действия силы Архимеда с плоскостью симметрии наклоненного плавающего тела.

Крейсер «Унэби» (часть 1)
Малый крейсер "Унэби" (схемы из журнала "Warship International")

Силовая установка
Корабль был оснащен двумя горизонтальными двухцилиндровыми паровыми машинами работавшими на два вала. Проектная мощность машин определялась в 5500-6000 индикаторных сил (1 индикаторная сила = 1,0138 л.с.). Подача пара обеспечивалась шестью цилиндрическими котлами с угольным отоплением. Силовая установка позволяла достигать максимальной скорости. 17,5-18,5 уз. Запас угля составлял 710 тонн, что соответствовало дальности плавания 5600 морских миль на экономической скорости 10 узлов. На корабле были установлены различные электрогенераторы, обеспечивающие электропитание, среди прочего, для уже упомянутых прожекторов.

Наряду с паровыми машинами корабль имел паровое вооружение по типу барка, причем фок- и грот-мачты имели гафели и реи, а бизань-мачта – только гафель. Общая площадь парусов составила 1120 кв.м., хотя на этот счет можно найти несколько различающиеся данные.

Во всяком случае, в 80-х годах XIX века данный анахронизм доживал последние дни. Более того, именно мачты вместе с парусами оказались одним из факторов, негативно влияющих на уже упомянутую недостаточную остойчивость и недостаточную метацентрическую высоту корабля.

Крейсер «Унэби» (часть 1)

Бронирование
Броневая палуба толщиной 63 мм простиралась по всей длине корпуса и прикрывала жизненно важные части корабля, такие как машинное и котельные отделения, а также рулевой привод. Бортовой бронепояс имел толщину 125 мм (ну, приплыли! – прим. переводчика), тогда как боевая рубка защищалась броней толщиной всего 22 мм. Орудия главного калибра имели броневые щиты максимальной толщины 150 мм, щиты орудий среднего калибра имели толщину 62 мм, а малокалиберное вооружение защищали легкие противоосколочные щиты.

Вооружение
Главный калибр крейсера был представлен четырьмя 240-мм орудиями системы Круппа с длиной ствола 35 калибров и массой 18 тонн. Они располагались четырехугольником на бортовых спонсонах – таким образом, что на каждый борт, а также в нос и корму можно было вести огонь из двух орудий. Сектор обстрела носовой и кормовой пар орудий составлял 163° и 172° соответственно.

Наряду с тяжелыми орудиями корабль располагал мощной артиллерией среднего калибра, состоявшей из семи 150-мм орудий Круппа с длина ствола 35 клб. Шесть из них были располагались по три с каждого борта на верхней палубе, а седьмое – на самом носу. Последнее называлось «погонным», располагалось под палубой полубака и должно было, как следует из названия, вести огонь по уходящему противнику в случае преследования.

Для обеспечения защиты от миноносцев на палубе полубака были установлены две скорострельные 57-мм пушки Норденфельда и две такие же – на корме. Кроме того, на корабле имелось десять четырехствольных 25,4-мм картечниц Норденфельда и четыре десятиствольных 11-мм картечницы той же системы. Самые легкие орудия и картечницы устанавливались на фор-марсе, под крыльями мостика и в других точках корабля.

Кроме этого корабль должен были иметь четыре торпедных аппарата калибра 350 или 450 мм (последнее представляется маловероятным, поскольку в то время на вооружении японского флота находились 350-мм торпеды немецкой фирмы «Шварцкопф»).

Здесь следует отметить, что приведенное описание вооружения, как и самого корабля, основывается, в основном, на данных статьи «Two Ill-Fated French-Built Japanese Warships», и следует указать, что в других источниках можно встретить несколько отличающиеся данные. Например, согласно «Conwayʼs All the Worldʼs Fighting Ships, 1860-1905» и «Warships Of The Imperial Japanese Navy», картечницы были системы Гатлинга.

Крейсер «Унэби» (часть 1)
Малый крейсер "Унэби" (графика Jurgen Einchardt)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Скажу сразу, это мой первый шелк и первый тест, так что прошу сильно тухлыми яйцами-помидорами не кидаться! Итак, сухие цифры: 68% мальбери шелк, 25% хлопок, 7% лен, 4,80 м длина, 65 см ширина, 208 гр/м. Первый раз я увидела Madonna Litta на слинготеке, схватила, накинула на себя и заслуш ...
...
Посвящена перспективам "золотого миллиарда". Самое смешное, что опубликована в серии, посвященной началу экономического форума в Санкт-Птербурге:  ...
Здравствуйте, уважаемые участники! Прошу прощения за оффтоп, но 1. я дождалась пятницы); 2. детей тоже касается). Ситуация такая, сейчас на портале Добродел идет голосование, выбирают дворы на благоустройство в 2022 году. Не знаю, как в других городах Подмосковья, но в нашем занимаются ...
Ещё чуточка самой Оли, а о книжке вот тут подробности . Оленя изображает Начало ...