Командировки - продолжение

топ 100 блогов akteon23.03.2010 А мнения-то в комментариях к пердыдущему посту разделились, ой, разделились...

Я здесь, фактически, отвечаю на комментарии к прошлому посту, но решил, что проще так, чем писать схожие вещи разным людям.

Давайте сначала о сущности работы подумаем. Есть работы простые - таджики-дворники, молдаване-строители, "менеджеры" по продажам в крупном магазине, коммивояжеры - офени 21-го века. С этими работами все просто - их может делать любой хомячок, трудятся на них только для денег и отношения между работодателем и сотрудником кранйе просты - вот зарплата, вот инструкция, вот надсмотрщик, будешь работать не по инструкции и с качеством, не нравящимся надсмотрщику - выгоню. Не будешь платить столько, чтобы мне кажется разумным за такой надрыв, или меньше, чем через дорогу - уйду.

Почти на любой другой работе все сильно сложнее. Критерии хорошего выполнения куда более размыты. достаточно много активов у сотрудника в голове, выгнать его - потерять его опыт связи, контакты - восстановимо, но потребует времени. Между уровнем звездной работы и поводом для вышвыривания енсть довольно большой зазор - и то, где сотрудник в этом зазоре находится, есть во многом функция его удовлетворенности происходящим. Эта удовлетворенность меряется отнюдь не только деньгами - но и тем, как работа сочетается с жизнью, насколько она интересна, какие дает перспективы, насколько он ощущает себя ценимым и уважаемым человеком, насколько ему на работе комфортно. Многое из этого, согласитесь, за деньги так просто не купишь. Некоторые из этих вещей, вроде как, взаимозаменимы - человек может согласиться ездить на другой конца города за прибавку к зарплате - правда, как выясняется, психологический эффект от лишних денег довольно ского сходит на нет, а вот от лишнего часа или двух в дороге ежедневно остается и усиливается.

В общем, есть такое понятие, EVP - employee value proposition, что компания имеет предложить сотруднику. Если нет необходимости в хороших и редких людях, предлагать высокий EVP смысла нет. Действительно, raison d'etre компании - зарабатывать деньги. Но если вдруг выясняется, что бизнес-то не такой простой, не с любыми сотрудниками в этом бизнесе можно зарабатывать деньги, то приходится задумываться, как этих сотрудников привлекать и как их удерживать, чтобы им не хотелось а) уйти к конкуренту или вообще уйти из этой профессии к черту.

Обеспечение приличнх услоий в командировках - это один из таких способов. Если командировки составляют важную часть работы - то это оказывается существенным способом. Часть особых карьеристов можно заставить ездить в командировки на ночных автобусах, вывесив им перед носом морковку быстрого роста. Но сколько вы таких найдете? Можно попробовать найти людей, сильно любящих путешествия - но и такие, смею заверить, через год-другой перегорят. Но главное, представьте, что у вас есть человек, хорошо профессионально подходящий к той или иной роли, полагающий, что уровня своего он достиг и дальше особо не рвущегося (что и хорошо, зачем вам временщик на этой позиции?), но к путешествиям равнодушного. И вдруг выясняется, что ему нужно время от времени куда-то ездить, причем, меру и число этих поездок квалифицированно сможет определить только он сам. Т.е. он легко сможет "не заметить" необходимости нескольких поездок и сделать так, чтобы их не заметило его начальство. Компания при этом потеряет клиентов и доход, или какие-то подразделения будут работать куда менее эффективно, чем могли бы. Но при этом товарищз останется вполне компетентным и выполняющим свою квоту, там об увольнении или понижении и близко речи не пойдет. Мог бы отработать на 140%, отработал на 105%. Об упущенных 35% знает только он сам. Скажете, редкий вариант? Да крайне распространенный вариант, если меня спросить.

Посмотрим, что человек теряет, едучи в командировку. Общение с семьей и друзьями вечерами. Привычную койку и еду - для зрелых людей это уже существенно. Он получает уйму стресса, добираясь до аэропортов, выстаивая очереди, чтобы сдать багаж, пройти все эти контроли, и т.д. Все время в дороге почти всегда идет вдобавок к обычному рабочему времени - убитое утро, вечер, выходной. Джетлэг. Тесное кресло. Пинающийся в спинку кресла ребенок, еще один ребенок, но уже плачущий, двое немытых толстяков на соседних креслах. А что он получит, съездив во все поездки на протяжении года? Пару тысяч к бонусу? В лучшем случае?

Человек, едущий в командировку, уже изрядно жертвует - временем и социальной и семейной жизнью. Почему он должен жертвовать еще и комфортом? Замечу, что сравнение с тем, как человек едет или живет в отпуске совершенно невалидно - некто может предпочитать жить в отпуске в палатке. ЧТо ж, ему и в командировке жить в палатке? В отпуске человеку красоты и эмоции от окружающего мира и компании могут полностью скрашивать все возможные неудобства - но предполагать, что осознание выращивания валуя любимого работодателя тоже будет скрашивать неудобства, несколько наивно.
Если это происходит пару-тройку раз в год на день-другой, то люди склонны терпеть. Если командировки - существенная часть работы, то любое ухудшение условий поездок люди совершенно справедливо воспринимают, как ухудшение условий контракта, обман, залезание к ним в карман и их лояльность, готовность работать свыше необходимого минимума существенно падает.
Впрочем, это происходит почти при любом срезании издержек за счет благосостояния сотрудников - вроде переезда на меньшие площади в худшем месте и т.д. Делается это зачастую для того, чтобы не увольнять, растянуть шагреневую кожу бюджета. Но что забавно, как раз после такого люди и уходят, но отнюдь не те, с которых бы начал увольнения босс, а как раз те, за которых бы он дольше всего держался.

Теперь, если позволите, чуть-чуть по деталям. Разница в классе путешествия - это, как правило, уровень стресса и гарантирование от неприятностей. На коротких перелетах бизнес-класс (почти_ бессмысленен - (к "почти" я еще вернусь), но на длинных в бизнес-классе можно выспаться, что важно, если на следующий день работать, или если таких перелетов много. Достаточно неважно, где переночевать одну ночь, если ездишь в командировки изредка. Пластмассовый и безликий "Ибис" в средненьком районе вполне сойдет. Другое дело, если ездишь часто и надолго. В такой ситуации люди и так подверженны депрессии, тут ощущение уюта, места в котором приятно находиться, бассейн тот же, возможность не есть каждый вечер одно и то же из пяти давно надоевших позиций становятся важными попросту для душевного здоровья. Второй момент, который обеспечивают отели повышенной звездности - это надежность. В них всегда будет горячая вода, всегда будет заказанный номер, интернет, проблемы, если они возникнут, решатся быстро. В командировке, где время дорого, это оказывается важным.
А теперь про то самое "почти", к которому я обещал вернуться. Один из ужасов командировочного - оказаться в толпе путещественников, которым нужно от путешествия совсем другого. В самолете в компании пьяных болельщиков, возвращающихся с проигранного их командой матча, на завтраке в гостинице рядом с группой шестиклассников на школьной экскурсии, в очереди на досмотр в аэропорту в компании пенсионеров, последний раз летавших 20 лет назад, слабо себе представляющих, что от них нужно всем этим контролерам, но никуда не торопящихся, ибо они приехали за 4 часа до рейса. Бизнес-класс в самолете и бизнес-отель в изрядной мере экранирует командировочного от таких попутчиков, насколько это ценно - решайте сами.

Есть большой соблазн сказать, что, мол, давайте мы вам будем выдавать деньгами и выбирайте желаемый уровень комфорта сами. Увы, не работает. По нескольким причинам - очень трудно померить, сколько реально человеку нужно ездить в командировки. Как не стоит создавать отрицательные стимулы к командировкам, так не стоит создавать положительных возможностью сэкономить суточные. Второе - налоговые органы разных стран крайне не любят суточных деньгами, склонны трактовать их как доход и обкладывать налогом. Третье - системы заказа путешествий в корпорациях устроены так, что сотрунику невозможно заказать что-то, превыщающее разрешенный для него уровень с готовностью оплатить разницу из своего кармана. Дело тут в договорных тарифах, предпочтительных постащиках и т.д. - да и buying power у индивида гораздо ниже, чем у корпорации. И еще вот какой момент - если сотрудник "докупает" себе комфорта из своего кармана, он делает это из посленалоговой суммы, т.е. вдвое-втрое дороже, чем это бы обошлось компании. В некоторых странах это можно вернуть. Но как правило, только часть, сильно не сразу и с существенным бременем доказательств.

Ну и наконец об электронных способах - вещь хорошая и действительно сильно ограничивает необходимость поездок, но на ноль их совершенно не сводит. Не знаю, как прочим, а мне, для того, чтобы эффективно общаться с человеком электронно, надо сначала пообщаться с ним вживую, понять, что именно у него означают конкретные интонации, жесты и выражения лица. А во-вторых, электронным образом, по-моему, можно решать конкретные вопросы, но почти невозможно совместно о чем-то думать, выстраивать отношения или договариваться. Электронное общение, например, почти не терпит пауз, не позволяет рисовать на доске или бумажке (не рассказывайте мне про то, что Скайп и Webex это теоретически позволяют), мало пригодно для смоллтока.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня довольно часто стало появляться ощущение, что 21 век в России где-то идёт без меня. Нет, ну какие-то технологии и новшества есть, но всё это как-то криво и недоработано... 1. Надоело ездить на родник или покупать воду за деньги. Решился поставить фильтр для питьевой воды. ...
-Он тоже злобный атеист? -Добродушный атеист, вот хочу Вас спросить добродушно: - Почему, когда в России были времена безбожного атеизма, то у нее все получалось: стройки, работа, творчество, войны? А время строительства новых храмов совпало со временем уничтожения заводов, тучных стад, ...
На самом юго-западе Германии, в Пфальце, проходит Миндальная тропа, (Мандельпфад, Pfälzer Mandelpfad). Она тянется на 76 км вдоль гор Пфальца от Bad Dürkheim до Schweigen-Rechtenbach. Время цветения миндаля с 1 марта по 15 апреля, с юга и на север тропы. В этом году весна поздняя, ...
Продолжаем варить сыр вместе с Викусом ;) Сегодня налепим вкуснючей моцареллы. 16 фото и 1 видео под катом. Прежде чем приступать к моцарелле, нужно заранее наморозить некоторое кол-во льда. Я замораживаю стандартную ёмкость от старого холодильника на 16 кубиков. Если у вас есть лёд, ...
"Портрет Героя Советского Союза Л.Г. Белоусова". 1974. Худ. Вернер Глеб Владимирович Леонид Георгиеви Белоусов - морской летчик-истребитель, гвардии майор. Во время войны был тяжело ранен, с 1944 года летал без обеих ног, изувечен, перенес более тридцати пластических операций ...