Когда шагали гёзы


Ровно 450 лет назад, 3 октября 1574 года произошел переломный момент в многолетней национально-освободительной войне голландцев против испанского владычества. В этот день флот нидерландских повстнцев — гёзов под командованием принца Вильгельма Оранского подошел к осажденному испанцами городу Лейден и снял полугодовую осаду, во время которой почти половина житетелей города умерла от обстрелов, голода и эпидемий.
Чтобы галеры гёзов смогли прорваться к Лейдену, восставшим пришлось последовательно разрушить несколько дамб, отделявших город от морского побережья и затопить обширную территорию вместе с испанскими осадными лагерями, бастионами и артбатареями. Это вынудило испанцев отказаться от взятия города, который уже физически не мог держать оборону.
Интересно, что в ночь на 3 октября внезапно с грохотом рухнула поврежденная артобстрtлом городская стена. Испанцы, знавшие о приближении флотилии гезов, приняли в темноте этот грохот за гром голландских пушек и в панике бежали, бросив артиллерию, боекомплект, съестные припасы и даже недоваренный ужин в котлах. А на рассвете, действительно, пришли гёзы и накормили горожан, многие из которых от голода уже едва могли передвигаться.
Воевать на затопленных землях испанцы не могли, а их собственный флот в Голландии был слаб и сильно уступал флоту гёзов, поэтому 13-тысячная экспедиционная армия под командованием дона Франсиско де Вальдеса ушла на юг, в оккупированную Испанией Фландрию, оставив Голландию в руках повстанцев.
После этого война продолжалась еще 35 лет, пока в 1609 году между Голландией, получившей название Республика Объединенных провинций, и Испанским королевским двором при посредничестве Англии и Франции не было заключено перемирие, по условиям которого Мадрид фактически признал независимость Нидерландов. Но столь критическая для голландцев ситуация, как в 1574 году, когда для победы им пришлось затапливать собственную территорию, более не повторялась.
Кстати, любопытный факт: решив наградить лейденцев за стойкость, мужество и понесенные жертвы, Вильгельм Оранский предложил им на выбор либо освобождение от налогов, либо право на организацию в их городе университета. И жители Лейдена выбрали университет! Интересно, много ли средневековых городов в аналогичной ситуации сделали бы такой же выбор?
На заставке — жители Лейдена встречают Вильгельма Оранского, картина Матеуса Игнатиуса ван Брее.

Вильгельм Оранский со своими бойцами везет по затопленным землям хлеб и селедку в Лейден. В центре и справа — портреты офицеров гёзов на корабле и на суше. Слово "geuzen" по-голландси означает "нищие" или "оборванцы" — так испанцы презрительно называли голландских повстанцев, а голландцы приняли это прозвище и носили его с гордостью, сделав своей эмблемой нищенскую суму.
Однако, судя по портретам и другим рисункам с нтатуры, на деле они отнюдь не выглядели оборванцами. Среди них было немало зажиточных и богатых людей, которым надоело делиться своим богатством с испанцами. Тем более что они исповедовали протестантизм, а испанцы были католиками.

Флот гёзов в Лейдене, голландская гравюра XVII века.

Лейденцы едят продукты, привезенные гёзами и возносят благодарственные молитвы. Справа внизу — жуткая, но характерная деталь: возле груды обглоданных костей лежит труп младенца, на который никто не обращает внимания. Картина Отто ван Веена.

Галеры Вильгельма Оранского, современный рисунок.
Эмоциональная песенка "Марш гёзов" на стихи Егения Евтушенко с видеорядом из фильма 1976 года "Легенда о Тиле".
|
</> |