Броня крепка?
vikond65 — 02.10.2024

Ровно 85 лет назад, 2 октября 1939 года впервые поднялся в воздух первый прототип частично бронированного ударного самолета ЦКБ-55, он же БШ-2, — прообраз будущего штурмовика Ил-2 — самого массового и самого "неоднозначного" боевого самолета в мировой истории. Споры о его эффективности или неэффективности идут до сих пор. Кстати, аббревиатуру БШ нередко расшифровывают как "бронированный штурмовик", однако, это ошибка. На самом деле она означала "бомбардировщик-штурмовик".
27 февраля 1941 года, официально начались государственные испытания Ил-2 в одноместном варианте (фронтовое прозвище — "горбатый"). Интересно, что правительственное постановление о его запуске в серийное производство было издано еще 14 декабря 1940-го (задолго до начала испытаний!), а в феврале 1941-го воронежский авиазавод №18 уже выдал первые серийные экземпляры. Недостатки, выявленные в ходе тестирования, планировалось устранять непосредственно в ходе серийного выпуска.
Всё дело в том, что СССР ударными темпами готовился к "хорошей войне", как ее назвал товарищ Шахов в тогдашнем пропагандистском фильме "Великий гражданин". Однако ставка на Ил-2, сделанная накануне этой "хорошей войны", на мой взгляд, оказалась в корне ошибочной. В реальной войне Ил-2 проявил себя как малоудачная боевая машина (повторюсь, я высказываю свое личное субъективное мнение), а штурмовые авиаполки, вооруженные этими самолетами, несли огромные и неоправданные потери.
Пожалуй, не будет преувеличением заявление, что ресурсы, затраченные на производство, обслуживание и ремонт десятков тысяч "Илов", а также — на подготовку и содержание их экипажей, намного превосходили тот урон, который эти самолеты нанесли противнику в ходе боевых действий. Таким образом, Ил-2 фактически принес едва ли не больше пользы Германии и ее союзникам, чем Советскому Союзу.
Однако при этом он был самым массовым боевым самолетом не только в СССР, но и во всех странах — участницах Второй мировой войны. Это — один из абсурдных и трагических парадоксов системы, установившейся в России в 1917 году.
Концепция Ил-2 была изначально устаревшей и порочной, поскольку его броневая защита рассчитывалась на противодействие пулям винтовочного калибра, а к тому моменту, когда самолет приняли на вооружение и запустили в серийное производство, все германские истребители оснащались пушками. И фронтовая ПВО Германии основывалась уже не на пулеметах, а на 20-миллиметровых скорострельных зенитных орудих, от которых тонкая, но тяжелая противопульная броня "Илов" не спасала.
При этом восемь центнеров броневой стали (столько же весил мотор!), которые приходилось таскать штурмовику, значительно снижали его летные характеристики, делая самолет удобной мишенью как для зенитчиков, так и для истребителей. Она же сильно уменьшала бомбовую нагрузку, а следовательно — боевую эффективность. Фактически от бронекорпуса Ил-2 было больше вреда, чем пользы.
Недостатки "летающего танка" можно перечислять и описывать еще долго, однако, это уже сделано во многих более ранних публикациях. Замечу лишь, что популярность этой машины у советского военно-политического руководства (вспомним знаменитую фразу Сталина "Ил-2 нужен фронту как воздух, как хлеб!"), абсолютно неадекватная ее реальной боевой ценности, основывалась исключительно на самообмане и вере в фальшивые рапорты, согласно которым "Илы" сотнями жгли вражеские танки, а немецкие солдаты, едва заметив их, в панике разбегались, истошно вопя "Шварце тод!!!"
На самом деле эти бравурные отчеты были далеки от реальности, но в них хотелось верить, поэтому в них верили. И в результате, ущербный самолет, более опасный для собственных пилотов, чем для противника, продолжали штамповать в огромных количествах вплоть до конца войны на радость немецким асам, которые за счет "русиш цементбомберов" быстро наращивали свои боевые счета.
Конечно, кое-кто, прочитав эту заметку, поспешит обвинить меня в "очернительстве и злопыхательстве", но я бы посоветовал просто подумать и возразить по существу, ежели такие возражения найдутся. А на заставке — ЦКБ-55 в первоначальном, двухместном варианте.
Впоследствии от задней кабины стрелка пришлось отказаться, так как двухместный самолет не выполнил техзадания по дальности полета. На ее месте установили дополнительный бензобак. Заказчики и разработчики машины решили, что броня и истребители сопровождения послужат достаточной защитой, от вражеских перехватчиков, однако, это была ошибка. Потом, уже в разгар войны, стрелка вернули, но при этом максимальная бомбовая нагрузка сократилась до 400 кг, что было слишком мало для столь крупной машины.

Одноместный Ил-2 с ракетными подвесками на лыжном шасси. Снимок сделан зимой 1941-42 годов во время Битвы за Москву.
Ил-2 в летнем и зимнем
камуфляжах 1941 года. Машина, изображенная на верхнем рисунке, была
уничтожена на аэродроме Бобруйска в первый день войны, не успев
сделать ни одного боевого вылета.
Серийное производство бронекорпусов Ил-2. Видно, насколько тонкими были эти стальные скорлупки, однако, весили они совсем не мало — 780 кг.

Модель неокрашенного Ил-2 военного выпуска, на которой хорошо видно, какие части машины изготовлялись из металла, а какие - из дерева. Деревянные консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа делали наличие брони и вовсе бессмысленным. Немцам даже не надо было целиться в бронекорпус, достаточно всадить один-два снаряда в крыло или в хвост, чтобы почти со стопроцентной гарантией превратить "летающий танк" в нелетающий. А выглядело это так:


Как видите, на бронекорпусе — ни единой царапины, но самолет развалился.
|
|
</> |
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
Штурм Гуляйполя — площадь продвижения за последние дни более 12 км.кв. Карта
Интересная одежда в фильме "Собака Баскервилей" (1981)
Окские дневники
Пельмени С Гор Кавказа
Двойной умляут в немецком
И еще немного, раз уж встал
Сериал "Государь" (2025): o философии художника по костюмам Дмитрия Андреева
А если...

