Книга о начале ВОВ. Черновые отрывки. Малой кровью, могучим ударом. Часть 7.

топ 100 блогов p_balaev17.01.2022    И здесь же Мухин описывает, как по-дурацки наши принимали на вооружение дивизионную пушку Грабина: «Тухачевский требовал, чтобы дивизионная пушка была универсальной (он перед этим прочитал, что США собираются вооружать свои дивизии универсальными пушками), то есть, кроме стрельбы по пехоте и укреплениям противника могла бы пробивать броню танков и сбивать самолеты. Для исполнения двух последних назначений пушка должна была иметь высокую скорость снаряда – быть большой удельной (в расчете на калибр) мощности.
А Кулик был недоволен большой мощностью дивизионной пушки и по этой причине требовал воспроизвести боевые характеристики русской трехдюймовки образца 1902 г. Это дает повод различным литераторам выдать Кулика за ретрограда, хотя сам Грабин никогда не высказывал сомнений в профессионализме Кулика. Но, как реакция на критику, – он недоволен обоими маршалами и пушку все же сделал хотя и не универсальную, но мощную. С Тухачевским все ясно, но вот нигде не объясняется, почему Кулик хотел снизить скорость снаряда дивизионной пушки, почему хотел снизить ее мощность».
        Где и в каком месте Кулик хотел снизить мощность пушки – я так и не нашел Ни в мемуарах Грабина, ни где бы то еще. Единственное, чего требовал Кулик от конструктора ЗИС-3 – увеличение угла возвышения. На первых образцах он был порядка 17 градусов, что, конечно, приемлемо для противотанковой пушки, но никак не для дивизионной. На таких углах возвышения резко уменьшаются возможности вести навесную стрельбу – даже огневую позицию выбрать трудно, если только она не в чистом поле. Малый угол возвышения – невозможно перекинуть снаряд через впереди стоящие деревья или постройки, если они будут не совсем в отдалении. Естественно, и дальность стрельбы уменьшается. Грабин требование выполнил, увеличил угол до 27 градусов и пушка стала почти идеальной.
     А вот то, что сам Сталин хвалил пушки Грабина за большую мощность, Мухин умолчал. Это в его стиле. Зато проехался по самому конструктору:
«Но, как ни странно, сам Грабин не обращал внимания на то, что и сама пушка не уничтожает врага, его уничтожает снаряд. Он – главное, а пушка, каким бы она ни была произведением искусства, – вторична. Во всей интереснейшей книге воспоминаний В. Г. Грабина «Оружие победы» нет ни малейшего упоминания о снарядах, которыми стреляли его пушки. Его, похоже, этот вопрос очень мало интересовал».
       Нравятся мне эти самоучки-стратеги. Эх, их бы в Совнарком! Уж они показали бы, как надо пушки делать, войска водить и побеждать супостата прямо на границе. Но, кажется, Юрий Игнатьевич, не знает, что снаряды конструируют не конструкторы пушек, а конструкторы снарядов. А пушка делается именно для того, чтобы этим снарядом выстрелить по цели и поразить цель, для которой конкретный снаряд предназначен. Тем более, Грабину при создании дивизионных 76-мм пушек и не нужен был новый снаряд, он пушки делал для стрельбы теми снарядами, которых на складах скопилось тьма-тьмущая еще с ПМВ. Снаряд был хороший, только нормальной пушки для него не хватало.
      Зато немцы у Мухина! Он много пишет, что снаряд должен падать на цель вертикально, чтобы давать больше поражающих осколков, что немцы именно этим подходом пользовались, когда отказались от мощных пушек и вооружили свою артиллерию пехотных частей короткоствольными уродцами и гаубицами. Грамотно же, правда?
      А вот наши тупни: «А наши стрелковые войска, получив дивизионную пушку ЗИС-3, остались без эффективного дивизионного и полкового орудия для борьбы с живой силой и огневыми средствами пехоты противника».
         Ну потому, что стреляла ЗИС-3 не как гаубица, а настильно – мощная пушка, поэтому снаряд не вертикально на цель падал, а под острым углом. А для такой стрельбы по мнению Мухина осколочный снаряд был бесполезен: «Еще немного для пояснения разницы в подходе к дивизионной артиллерии у нас и у немцев. Для борьбы с танками они создали нечто подобное 76-мм дивизионной пушке Грабина ЗИС-3 – свою 75-мм противотанковую пушку. Она уступала грабинской по маневренности, но, будучи чисто противотанковой, превосходила ЗИС-3 по скорости снаряда и бронепробиваемости. Так вот, для этой пушки немцы вообще никогда не производили никаких снарядов, кроме бронебойных. Зачем? Зачем стрелять из нее осколочным снарядом, если при разрыве он практически не дает убойных осколков?»
      На противотанковую артиллерийскую глупость немцев мы уже посмотрели. Там видно, как штабные штафирки вооружили свою армию против танков. Кстати, Грабин в мемуарах описывет почти драматичную ситуацию с принятием на вооружение дивизионной пушки. И Сталин, и Ворошилов, и Кулик! Из воспоминаний нашего конструктора видно, как придирчиво относилось руководство к тому оружию, с которым нашим бойцам пришлось воевать. Докапывались до малейших деталей. Потому что этим занимались люди, которые имели представление о реальном бое.
Теперь посмотрим, как их пехота себя чувствовала при столкновении с нашей в типичных ситуациях нескольких видов общевойскового боя.
      Представим, что наступающий немецкий пехотный батальон встретил на своем пути окапывающуюся стрелковую роту РККА. Ждать, когда подтянется артиллерия больших калибров – нет времени. Пока будешь ждать, те щели, которые сейчас русские оборудуют, превратятся в полноценные окопы и потом уже артиллерией большого калибра замучаешься их выбивать. Нужно атаковать сходу, пока оборона противника еще не совсем готова.
        Передовая рота немецкого батальона разворачивается в цепь и пошла вперед. За ротой движется их полковая артиллерия в виде вот этих уродцев калибра 75-мм.
    Естественно, русские встретили огнем винтовок и пулеметов. Выявились огневые точки, их теперь можно подавить. Как раз и пушчонки подоспели для этого.
    И всё нужно делать быстро, потому что русские поливают пулеметно-винтовочным огнем пехоту, она несет потери. Быстро – это выкатить пушки на прямую наводку и начать лупить по огневым точкам.
     Мне даже не нужно смотреть ТТХ этого 75-мм недоразумения. С таким стволиком дальность прямого выстрела 400 метров максимум и то уже разброс будет таким, что вспотеешь в цель попадать. Расчет немецкого орудия начинает выдвижение на дистанцию прямого выстрела. Но у русских внезапно имеется старший лейтенант, который командует ротой, а во взводах лейтенанты и младшие лейтенанты, а еще есть командиры отделений.
     И лейтенанты не из табельных пистолетов ТТ стреляют по наступающим гансам, как в кино показывают, а занимаются своими прямыми обязанностями – руководят огнем вверенных им подразделений, у некоторых даже бинокли имеются. Но и без бинокля русский лейтенант видит, что немцы катят свою пушку по полю и лейтенант знает, внезапно, что когда докатят до дальности выстрела на прямой наводке, они начнут стрелять. Поэтому командир советского стрелкового взвода дает команду пулеметному расчету: «Цель- пушка, правее куста рябины 10 метров!». 400 метров, с которой немецкая полковая пушка может вести огонь на прямой наводке – вполне на дистанции прицельного пулеметного огня. И тут уже – кто не спрятался – у того проблемы. Расчет пушки кто получил свои 9 граммов, кто вжался в землю и лежит, боясь шелохнуться.
      Ладно, допустим, докатили всё же немцы своё чудо-орудие. Начали стрелять по нашим пулеметчикам. Как там Мухин написал: пушка слабенькая, снаряд летит с малой скоростью? – так он и летит, только стреляют же прямой наводкой, поэтому он летит в цель не сверху вниз, а по настильной траектории, т.е. в сам полуотрытый окоп, из которого ведут огонь пулеметчики, не попадет. Он попадет либо в бруствер перед окопом, либо за окопом. Но скорость снаряда маленькая, поэтому он не углубится сколь-нибудь сильно в бруствер, а взорвется прямо на нем. Осколки вверх. Пулеметчики потрясли головами, слегка оглушенные близким разрывом, и со злостью опять начали долбить по расчету пушки.
      Так не пойдет, правильно? Нужно тогда стрелять, чтобы снаряды в окоп попадали. Это не прямой наводкой, а навесным огнем. И катить по полю орудие под пулями противника не надо. Но это совершенно другая стрельба.
     Я не знаю, преподавали ли Мухину на танковой военной кафедре стрельбу с закрытых позиций. Судя по всему, если и преподавали, то он проспал эти занятия. В танковых военных училищах преподают. Танки могут стрелять с закрытых позиций, в башнях у них есть даже такой длинный ящик, в котором лежит панорама. При необходимости такой стрельбы, она устанавливается на орудие и торчит из открытого люка. Но танкисты стреляют так очень редко и через год-два после окончания училища благополучно всё забывают. Но, хотя бы, знают, насколько это не совсем просто. А Мухин вообще не знает.
      Он и не знает, что навесную стрельбу расчет орудия самостоятельно вести не может. Не учат этому командиров орудий и наводчиков. Это другая степень подготовки – офицерская.
     Ладно, немцы стали готовиться к стрельбе по русской обороняющейся роте. Начинается подготовка с того, что теперь нужно делать массу всего, что не нужно при стрельбе прямой наводкой. Сначала определить местонахождение орудий на карте, установить их координаты. Топопривязка называется. А время идет, пока немцы вертят бусоль, снимая азимуты с точек на местности, русская пехота лупит по немецкой. Можно без карты. Можно это делать на приборе управления огнем. Прибор для этой штуки – название громкое. Планшет на подобие раскладывающейся шахматной доски и с горизонтальной, двигающейся по вертикали линейкой и на этой линейке – еще бегунок.
     Но даже с этим прибором (ПУО) нужно все-же определять расстояние то цели, до пулемета, направление на нее. Уже дальномер нужен. А время идет. А еще нужно орудия сориентировать по направлению. А еще нужно выбрать для орудий точку наводки. Смотрели кино «Сын полка»? Там Ваня Солнцев смотрит в панораму пушки и удивляется, что видит дерево (кажется, дерево) сзади: как так, пушка стреляет вперед, а наводчик целится назад?
      Вроде точку наводки выбрать – не такая уж сложная задача. Какое-нибудь заметное дерево или угол какого-нибудь строения. Но это в спокойной обстановке и если такие деревья или строения есть. А если поле и одни кусты. А если даже есть деревья, но они ветром раскачиваются, поэтому точка наводки будет плавать и она такая не годится? Тогда за орудиями выставляется штуковина – коллиматор. И в этот коллиматор наводятся панорамы орудийные. А время идет и идет, пехота несет потери.
     Наконец, изготовились к стрельбе. Теперь командир огневого взвода немцев достает таблицы стрельбы, книжечку такую, и начинает вычислять установки прицела и доворота. Или сам или батарейный вычислитель-сержант. Посчитали по формулам, какой нужен прицел и доворот. Передали установки командирам расчетов, те – наводчикам. Навели. Наконец-то! А пока вся эта катавасия с изготовкой к стрельбе длилась, свою пехоту отвели назад. Зачем ей лежать на поле под огнем противника? И русские получили передышку, во время которой углубили свои щели и ячейки.
      Изготовились к стрельбе. Пошла немецкая пехота снова вперед, по заранее засеченным целям – пулеметчикам, немецкие пушки открыли огонь. Первый, пристрелочный, пошел!
     Почему пристрелочный? Потому что стрельба навесным, аналогичная стрельбе с закрытых позиций– такая. Первым снарядом в цель попасть – дикая случайность. Со мной такое происходило два раза, но я человек насчет случайностей счастливый. Первый раз, когда сдавал госэкзамен на военной кафедре. Считал установки стрельбы из Д-30 по окопу. Нужно было третьим снарядом подавить цель в окопе, т.е., чтобы снаряд разорвался хотя бы близко к цели. Мой первый пристрелочный попал в сам окоп. Экзаменационная комиссия рассмеялась, мне в зачетку «отл.» поставили и отпустили. Я даже расстроился немного, хотелось по-больше пострелять.
     Второй раз уже комбатом на полигоне. Мне дали батарею «Градов». Стрельбу смотрел командующий армией. Он показал начальнику артиллерии полка отдельно стоящий куст: «Накрой его». Начальник артиллерии стал объяснять, что «Грады» по одиночным целям не стреляют, генерал Морозов, командующий армией, слушать не стал его. Мне на НП передали приказ. Первый пристрелочный – точно в куст. «А ты мне говорил! Как фамилия комбата? Благодарность ему от меня» - отреагировал Морозов.
     Но это – случаи дикого везения. Когда не дикое везение первый пристрелочный – недолет или перелет с отклонением от цели по направлению. Снова – формула, снова – считаются данные, на огневую позицию подается команда с новыми данными для стрельбы, наводчики наводят орудия. Огонь! Если был недолет, к примеру, с отклонением вправо, а получился со второго выстрела перелет с отклонением от цели влево – уже очень хорошо. Вилка! Теперь делить «вилку» пополам и «Три снаряда (к примеру) – беглый огонь!» - приступаем к подавлению цели.
       Так у русских дебилов в армию не призывали. Дебилам клиническим выдавали белый билет. Расчет русского пулемета увидел первый пристрелочный разрыв, потом второй, увидел, что его в вилку взяли, убрал пулемет с бруствера и вообще позицию сменил. Если сам расчет проморгал пристрелку по себе, ему командир отделения или командир взвода прикажет. И что толку от того, что немецкий снаряд дает много осколков?
      А ленивые пулеметчики и позицию менять не будут. Просто лягут на дно окопчика и переждут, потому что даже при стрельбе несколькими снарядами попасть в сам окоп – большая удача. Чтобы гарантировано там всё закопать – лупить нужно дай бог сколько. Но это нужно, что бы за пушками обоз со снарядами двигался.
      Отстрелялись немцы, их пехота поднялась в новую атаку. И снова легла под огнем русских пулеметов, понеся потери. Снова немецкие пушкари стреляют. Отстрелялись, снова пехота поднялась…
      Смещно? Ну так немцы же были грамотными артиллеристами, не то, что Сталин, который требовал от Грабина мощную дивизионную пушку. Это Мухину ЗИС-3 не подходит в качестве дивизионной, ему и Сталин-марксист не подходит, а в Красной Армии эту пушку любили, потому что если мы теперь поменяем в описанной ситуации немцев и наших местами, то смешно (немцам!) совсем не будет…
     
     

Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рубрика Кино на выходные выходит каждую пятницу, а все посты на тему кино можно посмотреть по метке кино на выходные Если вы не знаете, какое кино посмотреть, там вы точно найдете что то стоящее. Я большей частью смотрю кино на Netflix. Наверное надо было написать про кальмара, ...
Наконец-то добрался до кипы фотокарточек, которые мне дал "на посмотреть" знакомый.  Русская (бело)эмиграция в Китае,  с поздних 1930-х,  до начала 1950-х гг. в Маньчжурии. Все карточки по церковной теме: церковные хоры, кружки, и сами прихожане с тамошними попами.  Снято, некоторые ...
Руки прочь от torrents.ruВчера, примерно с 15:00 по мск. на сайте torrents.ru появилась ...
Други, всем очень признателен! Всегда хочется, чтоб "друг", был - Друг, а "враг" должен быть смешон и жалок. Ну проще так живется, хочется так. Здесь есть огромный риск свалится в недооценивание противника, но об этом потом, что-то серьезное и аналитическое требуется. А сегодня был ...
Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова посоветовала депутату Наталье Костенко установить VPN для обхода блокировки Telegram , а затем назвала это «троллингом». Костенко 1 мая попросила в фейсбуке не писать ей в мессенджер, пояснив, ...