Китайские торпедные катера (ч.2)

топ 100 блогов sergiovillaggio16.02.2021 Вторая часть статьи Алексея Пастухова о китайских торпедных катерах, опубликованной в "Морской кампании" №7-2010. Тест пришлось слегка подрихтовать, ибо оригинал содержал множество примечаний, которые тут интегрированы в основную канву.
Китайские торпедные катера (ч.2)
Торпедные катера Минно-Торпедной школы на учениях

К началу 1930-х годов в ожесточенной внутриполитической борьбе обозначилось весомое преимущество умеренных кругов Гоминьдана во главе с Чан Кайши, и гражданская война в целом пошла на убыль. Однако политического единения разных группировок достигнуто не было, интеграция вооруженных сил бывших милитаристов, признавших власть Гоминьдана, в единые вооруженные силы Республики была слабой. Так, в 1929 г. примкнувший к Гоминьдану правитель Дунбэя (три северо-восточный провинции Китая – Хэйлунцзян, Цзилинь и Фэнтянь) Чжан Сюэлян и контролируемый им командующий Сунгарийской флотилией Шэнь Хунле вступили в вооруженный конфликт с СССР из-за контроля над КВЖД, закончившийся вполне предсказуемым поражением китайских милитаристов.

Интриги продолжались и по инициативе самого Чан Кайши, озабоченного проблемой объединения Китая. Он заключал союзы с фактически независимыми милитаристами Синьцзяна, преследовал сторонников КПК и интриговал против клики Минь. В 1932 г., после назначения на пост Председателя Военного Комитета Китайской Республики, Чан Кайши принял решение о создании новой военно-морской группировки, которая не была бы подконтрольна старому офицерству, воспитанному в традициях цинского флота.

В 1932 г. в храме Ганьлусы на горе Бэйгушань в городе Чжэньцзян Чан Кайши основал Минно-Торпедную школу, являвшуюся одновременно и учебным, и боевым подразделением. Член Военного Комитета Оуян Гэ был назначен начальником школы в чине капитана 2 ранга, однако под давлением клики Минь, возглавляющей Военно-морское министерство, ему присвоили звание лишь капитана 3 ранга. Школа располагалась в городе Цзянъинь в 130 км от Шанхая, выше по течению Янцзы. Она успела произвести всего два выпуска, третий не состоялся в связи с началом войны с Японией и расформированием школы. Всех курсантов, не успевших ее окончить, после окончания войны 9 сентября 1945 г. направили доучиваться в военно-морскую школу в Циндао.

Поскольку школа изначально задумывалась как организация, оппозиционная клике Минь и напрямую подчиняющаяся Военному Комитету, то и идеология в ней была соответствующая. Между старыми офицерами из Мавэй и молодыми офицерами из Цзянъинь полностью отсутствовало взаимопонимание и желание сотрудничать. Гордые своими традициями, выпускники Мавэй не считали курсантов минно-торпедной школы за моряков. Сначала им даже было официально запрещено носить морскую форму, и лишь после несколько обращений Оуян Гэ за помощью к Чан Кайши им вернули такое право. Тем не менее, на их головных уборах не было форменных знаков моряков, а после окончания школы ее выпускники не получали воинского звания. Более того, во время учебы курсантов не посылали на плавпрактику и не выделяли школе учебных судов, но Чан Кайши договорился с Германией об их стажировке на крейсере «Кельн». За это курсанты платили офицерам старой школы полным презрением и считали себя военно-морской «академией Вампу» (имеется в виду военное заведение нового типа, основанное в 1924 г. в Гуанчжоу и ставшее кузницей кадров для новой армии Китайской Республики).
Для выполнения учебных и боевых задач с 1936 г. школа располагала отрядом учебных и вспомогательных судов, в который входили мелкосидящие канонерские лодки «Тунсинь» и «Тундэ» (китайской постройки 1936 г.), патрульный корабль «Хайцзин» и учебное судно «Цзычжу Чжунго» («Свободный Китай»), переоборудованное в январе 1937 г. из торгового судна, а также несколькими дивизионами торпедных катеров.

Основным поставщиком катеров для Центрального правительства стала фирма «Торникрофт». В общей сложности ей было заказано 16 малых деревянных катеров (без учета поставки двух катеров военно-морским силам Гуандуна) проверенного «55-футового» типа, которые можно было перевозить по железной дороге.
Китайские торпедные катера (ч.2)
Чертеж торпедного катера фирмы "Торникрофт" китайского заказа

Китайские торпедные катера (ч.2)
Один из китайских торпедных катеров (под флагом фирмы "Торникрофт") на испытаниях на Темзе в 1936 году

Первая партия в количестве 8 единиц была закуплена в 1936 г. (строительные номера 2324-2327 и 2336-2339). По прибытию в Китай из них сформировали два дивизиона – «Ши Кэфа» и «Вэнь Тяньсян» – по 4 катера в каждом. Катера получили номера в сочетании с первым иероглифом названия своего дивизиона, которые получали наименования в честь выдающихся китайских деятелей:
Ши Кэфа (1601-1645) – минский полководец, национальный герой, участник антиманьчжурского сопротивления;
Вэнь Тянсян (1236-1283) – крупный сунский ученый, национальный герой, участник антимонгольского сопротивления;
Янь Гаоцин (692-756) – танский полководец, боровшийся против мятежа Ань Лушаня;
Юэ Фэй (1103-1142) – сунский полководец, успешно воевавший против чжурчжэней;
Лю Сюфу (1236-1279) – народный герой Китая, участник антимонгольского сопротивления;
Сюй Юань (709-757) – выдающийся политический деятель Китая, участник подавления мятежа Ань Лушаня.
Китайские торпедные катера (ч.2)
Торпедный катер дивизиона "Ши". Обратите внимание на разнобой стрелкового вооружения

Командирами катеров стали офицеры первого выпуска школы. Штатное вооружение катеров включало две 450-мм торпеды и два спаренных пулемета «Льюис» винтовочного калибра, однако вместо последних могло устанавливаться все, что имелось под рукой: иногда катера несли всего по одному пулемету, встречалось сочетание из одной «спарки» и двух одноствольных установок…
В октябре 1937 года, уже после начала войны с Японией, Минно-торпедная школа заказала фирме «Торникрофт» еще восемь катеров уже проверенного типа (строительные номера 2389-2392 и 2395-2398). Однако к середине 1938 г., когда они были закончены постройкой, Шанхай уже был взят японскими войсками и поставка катеров непосредственно в Цзянъинь стала невозможной. В результате катера были доставлены в Гонконг, где британская администрация арестовала груз. Впоследствии два катера выкупила администрация Гонконга. Еще четыре были отправлены в Китай по железной дороге, где из них сформировали дивизион «Янь Гаоцин», а сами они получили номера «Янь-53», «Янь-92», «Янь-161» и «Янь-164». Оставшиеся два катера, не переданные Китаю, по японским данным, столкнулись и затонули на испытаниях в Гонконге 8 мая 1938 г., однако эта версия недостаточно хорошо подтверждается документами.
Китайские торпедные катера (ч.2)
Торпедные катера Минно-Торпедной школы у борта плавбазы

Помимо малых торпедных катеров английской постройки, в Минно-торпедной школе имелись три больших катера, построенных в Германии. Эти круглоскулые катера с композитным корпусом конструктивно повторяли германские «шнелльботы» типа S-2 и значительно превосходили своими размерами «москиты» Торникрофта.

Контракт на поставку первых трех единиц был заключен в 1936 г. в рамках китайско-немецкого военного сотрудничества. Строительство вела верфь «Фр. Люрсен» в г. Вегезак (немецкие обозначения С-1 – С-3). Катера были переданы Китаю в мае 1937 г., войдя в  состав дивизиона «Юэ Фэй» Минно-торпедной школы. Вместе с ними было поставлено 240 (!) торпед. Практически одновременно китайцы заказали еще 8 единиц для формирования двух новых дивизионов – «Лю Сюфу» и «Сюй Юань». По всей видимости, к их строительству немцы не приступали. В августе 1939 г. под давлением Японии, присоединившейся к антикоминтерновскому пакту, контракт с Китаем был расторгнут, а катера перезаказаны по улучшенному проекту для германского флота, где служили под номерами S-30 – S-37.
Китайские торпедные катера (ч.2)
Торпедный катер фирмы "Люрсен" китайского болгарского заказа на испытаниях в Германии (болгарские катера относились к тому же типу)

Китайские торпедные катера (ч.2)
Выгрузка торпедного катера фирмы "Люрсен" в Шанхае (правда, это же фото встречается с ошибочной подписью: выгрузка болгарского торпедного катера в Варне)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у dymontiger в Жизнь обычных россиян Бельгийский фотограф Бике Депоортер несколько месяцев путешествовала по России. Она выходила на случайных маленьких станциях вдоль Транссибирской магистрали и просила людей приютить ее на ночь. Для этого она показывала листок бу ...
Как отмечалось в этом журнале в начале 2019 года*: со времен "Жестяная Лиззи" (Ford model T) три зарплаты США это приблизительный предел уровня цены за бюджетный легковой автомобиль, выше которого начинается деградация реальной экономики. Когда этот уровень достигает пяти зарплат - ...
Смотреть это видео ...
Не стал бы тратить более часа свого и вашего времени на просмотр выступления Задорнова (к которому к тому же отношусь с огромным предубеждением), кабы не более чем 130 тысяч просмотров в ютубе и ощущение того, что языческая зараза расползается ...
что-то народ МЖД не обсуждает так, как 23 февраля. Почему ...