Китайские торпедные катера (ч.2)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-35f071.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/657015/657015_600.jpg)
Торпедные катера Минно-Торпедной школы на учениях
Интриги продолжались и по инициативе самого Чан Кайши, озабоченного проблемой объединения Китая. Он заключал союзы с фактически независимыми милитаристами Синьцзяна, преследовал сторонников КПК и интриговал против клики Минь. В 1932 г., после назначения на пост Председателя Военного Комитета Китайской Республики, Чан Кайши принял решение о создании новой военно-морской группировки, которая не была бы подконтрольна старому офицерству, воспитанному в традициях цинского флота.
В 1932 г. в храме Ганьлусы на горе Бэйгушань в городе Чжэньцзян Чан Кайши основал Минно-Торпедную школу, являвшуюся одновременно и учебным, и боевым подразделением. Член Военного Комитета Оуян Гэ был назначен начальником школы в чине капитана 2 ранга, однако под давлением клики Минь, возглавляющей Военно-морское министерство, ему присвоили звание лишь капитана 3 ранга. Школа располагалась в городе Цзянъинь в 130 км от Шанхая, выше по течению Янцзы. Она успела произвести всего два выпуска, третий не состоялся в связи с началом войны с Японией и расформированием школы. Всех курсантов, не успевших ее окончить, после окончания войны 9 сентября 1945 г. направили доучиваться в военно-морскую школу в Циндао.
Поскольку школа изначально задумывалась как организация, оппозиционная клике Минь и напрямую подчиняющаяся Военному Комитету, то и идеология в ней была соответствующая. Между старыми офицерами из Мавэй и молодыми офицерами из Цзянъинь полностью отсутствовало взаимопонимание и желание сотрудничать. Гордые своими традициями, выпускники Мавэй не считали курсантов минно-торпедной школы за моряков. Сначала им даже было официально запрещено носить морскую форму, и лишь после несколько обращений Оуян Гэ за помощью к Чан Кайши им вернули такое право. Тем не менее, на их головных уборах не было форменных знаков моряков, а после окончания школы ее выпускники не получали воинского звания. Более того, во время учебы курсантов не посылали на плавпрактику и не выделяли школе учебных судов, но Чан Кайши договорился с Германией об их стажировке на крейсере «Кельн». За это курсанты платили офицерам старой школы полным презрением и считали себя военно-морской «академией Вампу» (имеется в виду военное заведение нового типа, основанное в 1924 г. в Гуанчжоу и ставшее кузницей кадров для новой армии Китайской Республики).
Основным поставщиком катеров для Центрального правительства стала фирма «Торникрофт». В общей сложности ей было заказано 16 малых деревянных катеров (без учета поставки двух катеров военно-морским силам Гуандуна) проверенного «55-футового» типа, которые можно было перевозить по железной дороге.
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-d5df7f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/657925/657925_600.jpg)
Чертеж торпедного катера фирмы "Торникрофт" китайского заказа
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-7ece2c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/658389/658389_600.jpg)
Один из китайских торпедных катеров (под флагом фирмы "Торникрофт") на испытаниях на Темзе в 1936 году
Первая партия в количестве 8 единиц была закуплена в 1936 г. (строительные номера 2324-2327 и 2336-2339). По прибытию в Китай из них сформировали два дивизиона – «Ши Кэфа» и «Вэнь Тяньсян» – по 4 катера в каждом. Катера получили номера в сочетании с первым иероглифом названия своего дивизиона, которые получали наименования в честь выдающихся китайских деятелей:
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-a9aa87.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/657835/657835_600.jpg)
Торпедный катер дивизиона "Ши". Обратите внимание на разнобой стрелкового вооружения
Командирами катеров стали офицеры первого выпуска школы. Штатное вооружение катеров включало две 450-мм торпеды и два спаренных пулемета «Льюис» винтовочного калибра, однако вместо последних могло устанавливаться все, что имелось под рукой: иногда катера несли всего по одному пулемету, встречалось сочетание из одной «спарки» и двух одноствольных установок…
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-bcf502.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/656779/656779_600.jpg)
Торпедные катера Минно-Торпедной школы у борта плавбазы
Помимо малых торпедных катеров английской постройки, в Минно-торпедной школе имелись три больших катера, построенных в Германии. Эти круглоскулые катера с композитным корпусом конструктивно повторяли германские «шнелльботы» типа S-2 и значительно превосходили своими размерами «москиты» Торникрофта.
Контракт на поставку первых трех единиц был заключен в 1936 г. в рамках китайско-немецкого военного сотрудничества. Строительство вела верфь «Фр. Люрсен» в г. Вегезак (немецкие обозначения С-1 – С-3). Катера были переданы Китаю в мае 1937 г., войдя в состав дивизиона «Юэ Фэй» Минно-торпедной школы. Вместе с ними было поставлено 240 (!) торпед. Практически одновременно китайцы заказали еще 8 единиц для формирования двух новых дивизионов – «Лю Сюфу» и «Сюй Юань». По всей видимости, к их строительству немцы не приступали. В августе 1939 г. под давлением Японии, присоединившейся к антикоминтерновскому пакту, контракт с Китаем был расторгнут, а катера перезаказаны по улучшенному проекту для германского флота, где служили под номерами S-30 – S-37.
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-809f64.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/657244/657244_600.jpg)
Торпедный катер фирмы "Люрсен"
![Китайские торпедные катера (ч.2) Китайские торпедные катера (ч.2)](/images/main/kitayskie-torpednie-katera-ch2-d1aaec.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/657556/657556_600.jpg)
Выгрузка торпедного катера фирмы "Люрсен" в Шанхае (правда, это же фото встречается с ошибочной подписью: выгрузка болгарского торпедного катера в Варне)
|
</> |