Китайские торпедные катера (ч.1)
sergiovillaggio — 15.02.2021Торпедные катера типа MAS флота Гуандуна (рисунок современного китайского художника)
В этих условиях было очень трудно создать современные вооруженные силы, способные обеспечить территориальную целостность объединенного Китая и пресечь агрессию иностранных держав. Тем не менее, каждый милитарист стремился усилить собственную армию. Так, Чжан Цзунчан, убедившийся в эффективности бронепоездов, всячески развивал этот род войск, его покровитель Чжан Цзолинь закупал танки «Рено FT», а южные милитаристы уже с 1921 г. обратили внимание на усиление своего флота – например, военно-морские силы провинции Гуандун приобрели в Италии два скоростных катера – MAS-226 и MAS-227. Именно они и стали первыми в Китае торпедными катерами современного типа.
Итальянский торпедный катер MAS-230 типа "Orlando 12-тоный" - к этому е типу относились переданные Китаю MAS-226 и MAS-227
Катера были построены фирмой «Орландо» по проекту Луиджи Орландо в 1918 г. и до передачи успели послужить в составе итальянского флота. Они относились к так называемой «группе А» и являлись типичными представителями многочисленного семейства итальянских «москитов» периода Первой мировой войны. Они имели деревянные круглоскулые корпуса, оснащались двумя бензиновыми моторами и вооружались двумя 450-мм торпедами и двумя-тремя пулеметами винтовочного калибра. По прибытию в Китай катера получили наименования «Куай-1» и «Куай-2». «Куай» не было названием катера в прямом смысле слова – по-китайски куайтин означает просто «скоростной катер». Таким образом, с самого своего появления в Китае катера стали получать номера вместо названий, следуя в этом за общемировой практикой.
По всей видимости, боевые и эксплуатационные качества итальянских «москитов» понравились китайцам, поскольку пришедший в 1931 г. к власти в Гуандуне милитарист Чэнь Цзитан продолжил заказ торпедных катеров в этой стране. На этот раз фирме «Бальетто» было заказано два катера новейшего типа MAS-431, получивших названия «Куай-3» и «Куай-4». Командиром катера «Куай-3» стал лейтенант Чэнь Юйдянь, а «Куай-4» – лейтенант Дэн Хуагун.
Итальянский торпедный катер MAS-432 - к этому типу относились два катера, переданных флоту Гуандуна
Торпедный катер "Куай-3"
В 1933 г. ВМС Гуандуна заказали скоростные торпедные катера в Англии. Их строила фирма «Торникрофт», специализировавшаяся на выпуске малых быстроходных судов (строительные номера 2269 и 2270). Стоимость каждого составила 50 тысяч гонконгских долларов. Они являлись модификацией широко распространенного «55-футового» типа периода Первой мировой войны – имели деревянный реданный корпус и желобные торпедные аппараты кормового сброса. Один из них (№2270) на испытаниях на Темзе в ноябре 1933 г. развил 43 уз.
Торпедный катер "Куай-1" фирмы "Торникрофт"
Катера прибыли в Гуанчжоу (Кантон) в январе 1934 г., и получили наименования «Куай-1» и «Куай-2». Соответственно, старые итальянские катера с аналогичными номерами были исключены из состава флота. Командиром «Куай-1» стал лейтенант Дэн Вэньгуан, «Куай-2» – лейтенант Май Шияо, а командиром сформированного из торпедных катеров английской и итальянской постройки дивизиона – коммодор Лян Каннянь.
Впоследствии «Куай-1» был выведен из состава ВМС Гуандуна и переподчинен центральному правительству в Нанкине, поэтому в 1936 г. во время мятежа генерала Чэнь Цэ против Чэнь Цзитана, инспирированного центральным правительством, ушел в Гонконг вместе с «Куай-4», где оба были разоружены британскими властями. До тех пор, пока Чэнь Цзитан в июле 1936 г. не покинул свой пост, катера оставались в Гонконге, а затем вернулись в Гуанчжоу.
Таким образом, первопроходцами в создании современного «москитного флота» в Китае стали военно-морские деятели Гуандуна, в большинстве своем принадлежавшие к так называемой «клике Минь» – так именовались офицеры, происходившие преимущественно из Гуандуна, Фуцзяни и Чжэцзяна и получившие образование в крупном военно-морском центре конца периода Цин – училище в Мавэй. Пронизанная сложившимися с 1860-х годов традициями и возглавляемая офицерами, прошедшими японо-китайскую войну 1894-1895 гг., эта клика была очень влиятельной и сильной – достаточно сказать, что Центральный флот Китайской Республики, а также 1-я и 2-я эскадры полностью контролировались выпускниками Мавэя. Осознание своего исключительно положения, сильные политические позиции (например, одним из президентов Китайской Республики был бывший офицер броненосца «Динъюань» Ли Юаньхун) и большие претензии на верховенство в Гоминьдане делали клику Минь весьма сложным партнером для строительства общекитайских ВМС.
|
</> |