Китайские торпедные катера (ч.1)

топ 100 блогов sergiovillaggio15.02.2021
Обсуждение заметки об атаке китайскими торпедными катерами японского крейсера "Идзумо" дало понять, что многи не читали (или читали, но не помнят) старую статью Алексея Пастухова о китайских торпедных катерах, вышедшую в "Морской кампании" в 2010 году. Посему начну понемногу ее выкладывать, снабжая имеющимися фотографиями - благо, их за десять лет поднакопилось.

Китайские торпедные катера (ч.1)
Торпедные катера типа MAS флота Гуандуна (рисунок современного китайского художника)

После Синьхайской революции 1911 г. Китай был разорван на части длительными кровопролитными гражданскими войнами. Местные милитаристы, происходившие из бывших цинских сановников и генералов, быстро создали собственные вооруженные силы на базе провинциальных армий и начали войну друг с другом, устраивая временные коалиции. В войну вмешались иностранные государства – Фэн Юйсян и Чан Кайши получали помощь от СССР, Чжан Цзолинь и Чжан Цзунчан – от Японии, собственно китайские интересы выражал У Пэйфу. Блоки создавались и распадались, население массами мобилизовывалось в армию и на военные работы, гигантские полчища плохо вооруженных и практически не снабжаемых солдат грабили все вокруг.

В этих условиях было очень трудно создать современные вооруженные силы, способные обеспечить территориальную целостность объединенного Китая и пресечь агрессию иностранных держав. Тем не менее, каждый милитарист стремился усилить собственную армию. Так, Чжан Цзунчан, убедившийся в эффективности бронепоездов, всячески развивал этот род войск, его покровитель Чжан Цзолинь закупал танки «Рено FT», а южные милитаристы уже с 1921 г. обратили внимание на усиление своего флота – например, военно-морские силы провинции Гуандун приобрели в Италии два скоростных катера – MAS-226 и MAS-227. Именно они и стали первыми в Китае торпедными катерами современного типа.
Китайские торпедные катера (ч.1)
Итальянский торпедный катер MAS-230 типа "Orlando 12-тоный" - к этому е типу относились переданные Китаю MAS-226 и MAS-227

Катера были построены фирмой «Орландо» по проекту Луиджи Орландо в 1918 г. и до передачи успели послужить в составе итальянского флота. Они относились к так называемой «группе А» и являлись типичными представителями многочисленного семейства итальянских «москитов» периода Первой мировой войны. Они имели деревянные круглоскулые корпуса, оснащались двумя бензиновыми моторами и вооружались двумя 450-мм торпедами и двумя-тремя пулеметами винтовочного калибра. По прибытию в Китай катера получили наименования «Куай-1» и «Куай-2». «Куай» не было названием катера в прямом смысле слова – по-китайски куайтин означает просто «скоростной катер». Таким образом, с самого своего появления в Китае катера стали получать номера вместо названий, следуя в этом за общемировой практикой.

По всей видимости, боевые и эксплуатационные качества итальянских «москитов» понравились китайцам, поскольку пришедший в 1931 г. к власти в Гуандуне милитарист Чэнь Цзитан продолжил заказ торпедных катеров в этой стране. На этот раз фирме «Бальетто» было заказано два катера новейшего типа MAS-431, получивших названия «Куай-3» и «Куай-4». Командиром катера «Куай-3» стал лейтенант Чэнь Юйдянь, а «Куай-4» – лейтенант Дэн Хуагун.
Китайские торпедные катера (ч.1)
Итальянский торпедный катер MAS-432 - к этому типу относились два катера, переданных флоту Гуандуна

Китайские торпедные катера (ч.1)
Торпедный катер "Куай-3"

В 1933 г. ВМС Гуандуна заказали скоростные торпедные катера в Англии. Их строила фирма «Торникрофт», специализировавшаяся на выпуске малых быстроходных судов (строительные номера 2269 и 2270). Стоимость каждого составила 50 тысяч гонконгских долларов. Они являлись модификацией широко распространенного «55-футового» типа периода Первой мировой войны – имели деревянный реданный корпус и желобные торпедные аппараты кормового сброса. Один из них (№2270) на испытаниях на Темзе в ноябре 1933 г. развил 43 уз.
Китайские торпедные катера (ч.1)
Торпедный катер "Куай-1" фирмы "Торникрофт"

Катера прибыли в Гуанчжоу (Кантон) в январе 1934 г., и получили наименования «Куай-1» и «Куай-2». Соответственно, старые итальянские катера с аналогичными номерами были исключены из состава флота. Командиром «Куай-1» стал лейтенант Дэн Вэньгуан, «Куай-2» – лейтенант Май Шияо, а командиром сформированного из торпедных катеров английской и итальянской постройки дивизиона – коммодор Лян Каннянь.

Впоследствии «Куай-1» был выведен из состава ВМС Гуандуна и переподчинен центральному правительству в Нанкине, поэтому в 1936 г. во время мятежа генерала Чэнь Цэ против Чэнь Цзитана, инспирированного центральным правительством, ушел в Гонконг вместе с «Куай-4», где оба были разоружены британскими властями. До тех пор, пока Чэнь Цзитан в июле 1936 г. не покинул свой пост, катера оставались в Гонконге, а затем вернулись в Гуанчжоу.

Таким образом, первопроходцами в создании современного «москитного флота» в Китае стали военно-морские деятели Гуандуна, в большинстве своем принадлежавшие к так называемой «клике Минь» – так именовались офицеры, происходившие преимущественно из Гуандуна, Фуцзяни и Чжэцзяна и получившие образование в крупном военно-морском центре конца периода Цин – училище в Мавэй. Пронизанная сложившимися с 1860-х годов традициями и возглавляемая офицерами, прошедшими японо-китайскую войну 1894-1895 гг., эта клика была очень влиятельной и сильной – достаточно сказать, что Центральный флот Китайской Республики, а также 1-я и 2-я эскадры полностью контролировались выпускниками Мавэя. Осознание своего исключительно положения, сильные политические позиции (например, одним из президентов Китайской Республики был бывший офицер броненосца «Динъюань» Ли Юаньхун) и большие претензии на верховенство в Гоминьдане делали клику Минь весьма сложным партнером для строительства общекитайских ВМС.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Другие психотерапевты направляли ко мне таких клиентов, которые, придя на прием, садились и начинали пространно и подробно объяснять мне, в чем состоят их проблемы, почему они возникли и как воздействуют на их жизнь. И стекло не разбито, и Закон ...
Если мне не изменяет память, сегодня, 18 мая 2014 года, на всех площадях страны должны были пройти миллионные марши протеста с последующим выдворением Путина из Кремля. Поскольку я немного занят, за новостями не слежу. Как оно там? Хорошо ли прошло? ...
С детства нас учат, что зло должно быть наказано. А где зло должно отбывать наказание? Конечно же в тюрьме. И по сравнению с тюрьмами российскими многие зарубежные пенитенциарные заведения кажутся курортом. Не верите? Тогда взгляните на самые страшные тюрьмы России. 10. Матросская ...
В 2021 году исполнилось 700 лет со дня смерти Данте Алигьери. По случаю этого важного для истории европейской культуры события в Москву привезли для показа портрет Данте кисти Аньоло Бронзино. А представлен он в Центре Вознесенского на выставке «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет ...
Бальманомания у меня началась год назад. Увидела эти ботинки и куртку, и жизнь практически разделилась на до и после. Более крутых кожаных вещей, чем у Pierre Balmain я не встречала ни у кого, мне хочется буквально все, от платьев-юбок до черных тренчей, и все обязательно в заклепочках, ...