Мы страдали – и вы страдайте!
morena_morana — 25.11.2024«Да! Мы вырастили детей без памперсов, стирали по ночам в ванной на доске, пюре протирали сквозь сито. Но я, например, очень рада, что сейчас все есть для помощи. И машинки автоматы, и мультиварки, и посудомойки, и памперсы, и прокладки!!! Технический прогресс должен идти вперед! Это хорошо и правильно!» Из анонимных постов в сети
«Стиралки, варилки, гладилки, а все свободное время эти горе-мамаши проводят в интернете! Мало кто из нынешних мамаш деткам книжки на ночь читает, в лучшем случае "Алису" включают! За каждой мелочью в гугл лезут, а толку ноль!» Противоположное мнение из комментариев
Сейчас много спорят о том, является технический (и психологический) прогресс злом или благом. Освободил он время для чего-то хорошего, радостного, творческого, или стал источником праздности и злостного безделья? Одни люди только радуются тому, что появились новые возможности. Другие переживают: от этих новых возможностей и излишних нежностей один вред. Как бы не изнежить, как бы не избаловать! Но иногда за всем этим беспокойством явно проглядывается другой мотив. Мол, мы страдали – и вы страдайте. Почему так случается, расскажет моя приятельница Ольга. Вот, что она пишет.
«“Раньше не было никаких депрессий, психологических травм – некогда было страдать! Ишь, разнежились!”. Не было, говорите? А я недавно сходила в театр и нашла весьма яркое описание травмированной личности в школьной классике - “Грозе” Островского, написанной, на минуточку, в середине XIX века.
Помните: провинциальный городок Калинов на Волге, купеческая семья, где новобрачную Катерину поедом съедает злая свекровь; молодая женщина сначала изменяет мужу, потом все рассказывает семье, а потом в Волгу бросается? Но травмированная не она: сейчас, когда я знаю эту жизнь чуть лучше, чем в 15 лет, понимаю, что трамвированная - это свекобра Кабаниха. Крохотная реплика, которую в юности я и не заметила, и истолковать не могла - в ответ на просьбу дочери пойти со двора она говорит “ласково”: “А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!”
Я в этот момент осознала, насколько же эта злобная личность изуродована. У нее ведь тоже когда-то “пора пришла” - замуж, свекровь и установленный порядок, ни шагу в сторону. Так же её отчитывали, так же нагружали работой, так же ломали, чтоб не своим умом жила, а по заветам провинциального общества, пока не убедили - “У кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы”. Ее ломали - и она ломает. Ее молодость была ужасом - она и невестке его устроит.
Современные психологи называют такое “самовоспроизводящейся травмой”: травмированный человек воспроизводит ранившую его ситуацию, и чужие страдания облегчают его собственные. Ох, сколько ее проявлений мы видим! Да комментарии почитайте: пишем, что алименты продлевают на время очного обучения - в ответ “А мы учились и работали, пусть и они раскорячатся, а то достанется все легко - толковых людей не выйдет”; пишем, что от громких жалоб в Интернете что-то меняется в лучшую сторону - в ответ “А мы все сами тянули и не жаловались, чего от этих неженок ждать?”; пишем о женской усталости - в ответ “А мы яблочки тёрли, марлечки стирали, эти пусть тоже трут, с трудностями учатся справляться”. Везде один и тот же мотив - мы страдали, так и другие пусть пострадают, а то не выйдет из них ничего хорошего. Кабанихи, как есть современные Кабанихи!
И жаль, бесконечно жаль этих людей. Не злоба же говорит - боль. Боль пережитого, когда дыры недостатка ресурсов приходилось латать собой - своим временем, силами, здоровьем, несбывшимися мечтами, юностью и молодостью, которые должны быть прекрасными, но оказались искалеченными. Боль переходит на следующие поколения: матери, которые ничего плохого не сделали, а все равно через страдания прошли, превентивно растят в дочерях такую же стойкость, даже если тем ничего не угрожает - пусть заранее похлебает, случись что - будет готова; дочери, насмотревшиеся на матерей, просто не могут позволить себе быть счастливыми. Плохо всем.
Та ж Кабаниха, воспроизводящая “порядок”, без которого только “на покор да на смех”, что получила? Её собственный сын спиваться начал да без жены любимой остался. А современные что получают? Дети, которым заявляли “Мы учились и работали, и вы как-то крутитесь, а то хотите больно много” потом совершенно не хотят с родителями общаться - у них тоже болит юность с тремя часами сна в сутки. Женщины, которым читают мораль о тертых яблоках, отсутствии памперсов и “сами вынянчили”, полностью отстраняют морализаторов от внуков. Травма бьёт травмированного ещё раз.
А ведь есть и другой путь найти покой - делать всё, чтобы твоя боль не повторилась. Находить радость не в том, что новое поколение тоже страдает, а в том, что оно живёт лучше. Не быть тем, кто всячески удерживает состояние “всем плохо, зато необидно”. Но это сложнее…»
Замечали ли вы вокруг себя таких «кабаних», о которых пишет Ольга? Кто вас окружает в большей степени – те, кто радуется прогрессу и преодолевает свои травмы, или те, кто не смог с этими травмами справиться?