Аллегорический портрет Данте

топ 100 блогов bogachkova195701.02.2022

В 2021 году исполнилось 700 лет со дня смерти Данте Алигьери. По случаю этого важного для истории европейской культуры события в Москву привезли для показа портрет Данте кисти Аньоло Бронзино. А представлен он в Центре Вознесенского на выставке «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте».

Аллегорический портрет Данте

Фигура Данте Алигьери (1265-1321) привлекала внимание во все времена, но как незавидна участь гениев в постмодерне: все помнят только имя автора и название его знаменитого произведения «Божественная комедия», которую никто не  читал, но все знают, что там что-то про ад. А ведь Данте Алигьери создал итальянскую литературу и несколько величайших произведений, нарисовал всему человечеству устройство рая и ада. Вел политическую борьбу за власть в родной Флоренции, а потом долго жил в изгнании. Создал одну из самых романтических историй любви в истории человечества. Он во многом — ключевая фигура в поступательном движении от Средневековья к Ренессансу и далее.  

Алессандро Аллори. Портрет Бронзино. 1570-е.
Алессандро Аллори. Портрет Бронзино. 1570-е.

Итак, в центре выставки — портрет Данте кисти Аньоло Бронзино (1503-1572), флорентийского живописца XVI века. Аньоло Бронзино — живописец и поэт, придворный художник семьи Медичи, признанный мастер маньеризма, сделавший жанр флорентийского придворного портрета эталонным для всей Европы.  Один из историков искусства так охарактеризовал его творчество: «Бронзино подобен луне, бесплотный и чистый, он светит спокойным светом, отраженным от двух планет – Микеланджело и Понтормо: его свет холодный, но чарующий».

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте. 1532-1533. Холст, масло. Размер картины: 130 х 136 см.
Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте. 1532-1533. Холст, масло. Размер картины: 130 х 136 см.

Чем же интересна эта картина. Во-первых, тем, что до недавнего времени считалась утраченной - лишь в начале XXI века стало известно, что она храниться в одном частном собрании Флоренции. Во-вторых, картина написана на холсте, который флорентийские художники первой половины XVI века использовали крайне редко - они отдавали предпочтение деревянной основе.

«Аллегорический портрет Данте» был написан Бронзино задолго до пика своей карьеры, однако он был все же уже сложившимся художником. Несмотря на то, что художник был горячим поклонником Данте и почитал его как икону, ему удалось создать достаточно живой образ, соединив лаконизм пластического языка и смысловую многозначность. 

История создания этого портрета трижды изложена Джорджо Вазари – в жизнеописаниях Микеланджело, Бронзино и Понтормо. По версии Вазари богатый банкир и торговец Бартоломео Беттини, друг Микеланджело, для украшения своего флорентийского палаццо заказал Бронзино портреты трех великих поэтов – Данте, Петрарки и Боккаччо. Идея всего проекта принадлежала Микеланджело, который выполнил картон с обнаженной Венерой и целующим ее Купидоном, с которого Понтормо должен был написать картину в центре комнаты, а в люнетах Бронзино своих поэтов. Картины с портретами поэтов имели полукруглое завершение, так как были размещены в арочных люнетах верхней части комнаты. Вероятно, Бронзино написал все три портрета серии, однако «Аллегорический портрет Данте» остается единственной известной на сегодняшний день работой трилогии, сохранившей оригинальный размер и форму, повторяющую архитектурное полукруглое завершение. Понтормо написал картину по картону Микеланджело, но продал ее герцогу Алессандро Медичи (сейчас она в галерее Академии во Флоренции). А картон Микеланджело находился у потомков Беттини, но, скорее всего, не сохранился. Датировку «Аллегорического портрета Данте» установили приблизительно, на основе биографии Бартоломео Беттини, который переселился в Рим из Флоренции в 1536 году, так что картина точно была завершена до этой даты.

Аллегорическая схема картины Бронзино.
Аллегорическая схема картины Бронзино.

Такой тип изображения Данте, как на данной картине, был закреплен традицией: красный плащ и красная шапочка, лавровый венок на голове. Поэт окружен условным пейзажем: в правой части спокойная гладь воды отражает поток льющегося с неба яркого золотистого света; вся левая часть погружена в тень, нижний угол охвачен пламенем преисподней, а чуть выше располагается панорама Флоренции с куполом Брунеллески собора Санта-Мария дель Фьоре, возведенным через 115 лет после смерти Данте. Жест правой руки поэта указывает на Флоренцию, пребывающую во тьме, левой рукой он держит рукопись «Божественной комедии», раскрытой на XXV Песни Рая, в которой Данте рассказывает о своем стремлении вернуться на родину: «В ином руне, в ином величьи звонком / Вернусь, поэт, и осенюсь венцом / Там, где крещенье принимал ребенком…». Взгляд поэта устремлен к горизонту, откуда льется свет, разгоняющий тьму, и где виднеется Гора Чистилища. Над Флоренцией, погруженной во мрак, восходит солнце, и наступает время рая, Данте же здесь выступает как просветитель, несущий свет.

Мощь и монументальность доминирующей в пространстве фигуры поэта отсылают к образам Микеланджело, на которого Бронзино всегда равнялся. В картине тесно переплетены искусство, литература и политический контекст эпохи, а образ поэта является аллегорией, отвечающей представлениям флорентинцев XVI века, времени, когда культ Данте окончательно сложился.

Также известны подготовительные рисунки Бронзино к этой картине и ксилография в издании поэмы Франческо Сансовино 1564 года (Сансовино взял для титульного листа изображение Данте с портрета Бронзино). 

Аньоло Бронзино. Данте. Эскиз. - Титульный лист издания поэмы Данте «Божественная комедия» Франческо Сансовино. 1564.
Аньоло Бронзино. Данте. Эскиз. - Титульный лист издания поэмы Данте «Божественная комедия» Франческо Сансовино. 1564.

«Аллегорический портрет Данте» постоянно находится в Палаццо Веккьо во Флоренции. Покидать палаццо картина может только для экспонирования на выставках. В 2021 его удалось привезти в Россию. Центр Вознесенского стал третьим пунктом в путешествии картины. Летом «Аллегорический портрет Данте» был показан в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, в ноябре экспонировался в Эрмитаже. После выставки в Центре Вознесенского картина вернется обратно в Италию. Портрет долгое время находился в частной коллекции в Италии, в 2020 году владельцы решили продать его. Тогда мэрия Флоренции предложила Фонду Леонида Богуславского, учредителю Центра Вознесенского, стать владельцем картины, но с важным условием: постоянным домом произведения останется Италия. Картина является историческим наследием Флоренции, теперь портрет может путешествовать по различным музеям, но всегда будет возвращаться во Флоренцию.

Аньоло Бронзино. Аллегорический̆ портрет Данте. Экспозиция в палаццо Веккьо. Фото: Фонд Леонида Богуславского.
Аньоло Бронзино. Аллегорический̆ портрет Данте. Экспозиция в палаццо Веккьо. Фото: Фонд Леонида Богуславского.

Рассматривая портрет, я невольно задалась вопросом – а насколько точно здесь изображен Данте? Ведь к моменту написания картины прошло уже более 200 лет со дня смерти поэта. Как известно, первое изображение Данте выполнил Джотто (ок. 1267- 1337) в капелле Марии Магдалены Дворца Барджелло. Джотто позвали украсить стены Капеллы Подесты — главы города в 1334 году, а мастерская закончила работу уже после смерти маэстро и использовала его рисунки для изображения персонажей на фреске Страшный Суд. Джотто видел Данте, и лицо на фреске, скорее всего, самое достоверное изображение поэта.

Джотто. Портрет Данте в Палаццо Барджело. 1334-1337. Флоренция.
Джотто. Портрет Данте в Палаццо Барджело. 1334-1337. Флоренция.

На фреске Джотто Данте единственный изображен в мантии красного цвета (к которой мы привыкли и в последующих изображениях). Этот цвет не очень понятен ученым, некоторые считают его символом Цеха Медиков и аптекарей-специале (к которому принадлежал Данте), но тогда не хватает золотистого изображения Мадонны на мантии. Некоторые просто решили, что красный цвет — символ благородства. А может быть, Джотто выделил его из всех просто за то, что он уже для современников стал великим?

Некоторые искусствоведы видят изображение Данте в Капелле Скровеньи - рядом с Джотто изображен поэт с позолоченным лавровым венком. Не очень-то он похож на нашего привычного Данте?

Джотто. Капелла Скровеньи, Падуя. Фрагмент фрески Страшный суд. 1303-1305. — Данте в лавровом венке за Джотто (слева).
Джотто. Капелла Скровеньи, Падуя. Фрагмент фрески Страшный суд. 1303-1305. — Данте в лавровом венке за Джотто (слева).

Бокаччио (1313–1375), большой поклонник Данте, описывал внешность поэта следующим образом: «… роста невысокого, в старости согбенная спина, всегда опрятная одежда. Лицо удлиненное, нос — орлиный клюв, челюсти массивные с выступающим подбородком. Волосы и борода густые, черные и вьющиеся, лицо обычно задумчиво и печально». Но Боккаччо, во-первых, Данте не видал, ему было восемь лет, когда тот умер; во-вторых, описание Боккаччо дважды настойчиво упоминает бороду (курчавую притом) — что совсем уж идет вразрез с установившейся в XV веке иконографией. Вы знаете хотя бы один портрет Данте с бородой?

Сандро Боттичелли. Портрет Данте Алигьери. 1495. Частная коллекция, Женева. - Написано через 174 года после смерти Данте.
Сандро Боттичелли. Портрет Данте Алигьери. 1495. Частная коллекция, Женева. - Написано через 174 года после смерти Данте.

Данте стал иконой не только в переносном смысле. Относительно поэта есть настолько въевшиеся в наш визуальный опыт портретные приметы, что при словах «образ Данте» мы сейчас представляем себе не строчки поэмы, не филологические тома, а именно это конкретное и узнаваемое лицо. В профиль — орлиный нос, глубокая переносица, тяжелые веки, выдающаяся нижняя челюсть, гордый подбородок – так как его изобразила кисть Боттичелли.  Работа Боттичелли стала образцом для последующих изображений знаменитого поэта.

Рафаэль. Данте на фресках: Парнас (слева) и Диспуты (справа). 1509-1511. Дворцы Ватикана, Рим. - Написано через 190 лет после смерти Данте.
Рафаэль. Данте на фресках: Парнас (слева) и Диспуты (справа). 1509-1511. Дворцы Ватикана, Рим. - Написано через 190 лет после смерти Данте.

То же самое лицо, но с насупленными бровями и поджатыми губами мы видим у Рафаэля, или с заинтересованно-пристальным взглядом и с полуулыбкой на фреске Андреа дель Кастаньо. Образ поэта дополняет красная долгополая «тога» и красный же капюшон-колпак, на который живописцы Возрождения возложили еще и лавровый венок. Также книга в руках Данте стала символичной — это знания, его творчество, в частности Божественная Комедия. В 33 Песни Рая Данте сравнивает божественный свет с книгой: «Я видел — в этой глуби сокровенной / Любовь как в книгу некую сплела / То, что разлистано по всей вселенной…».

Андреа дель Кастанья. Данте в цикле Портреты знаменитостей. Галерея Уффици, Флоренция. Фрагмент фрески. 1450. - Написано через 130 лет после смерти Данте.
Андреа дель Кастанья. Данте в цикле Портреты знаменитостей. Галерея Уффици, Флоренция. Фрагмент фрески. 1450. - Написано через 130 лет после смерти Данте.
Доменико ди Микелино. Фреска Данте и три царства. 1465. Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция. - Поэт на фоне родного города, которого не увидел, Ада, Чистилища и небес. - Написано через 144 года после смерти Данте.
Доменико ди Микелино. Фреска Данте и три царства. 1465. Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция. - Поэт на фоне родного города, которого не увидел, Ада, Чистилища и небес. - Написано через 144 года после смерти Данте.

Во Флоренции есть не слишком знаменитая фреска с изображением Данте Алигьери — в капелле Строцци в Санта Марии Новелла. Художник Нардо ди Чионе изобразил его в 1350 году в необычном для нас белом одеянии.

Нардо ди Чионе. Данте среди Блаженных на фреске Страшный Суд. 1350. Капелла Строцци, Санта Мария Новелла, Флоренция. - Написано через 29 лет после смерти Данте.
Нардо ди Чионе. Данте среди Блаженных на фреске Страшный Суд. 1350. Капелла Строцци, Санта Мария Новелла, Флоренция. - Написано через 29 лет после смерти Данте.
Синьорелли. Фреска с портретом Данте. 1499-1504. Соборная базилика Вознесения Девы Марии, Орвиетто. - Написано через 183 года после смерти Данте.
Синьорелли. Фреска с портретом Данте. 1499-1504. Соборная базилика Вознесения Девы Марии, Орвиетто. - Написано через 183 года после смерти Данте.

А изображение в Кастелло Фосдиново свидетельствует о коротком периоде в скитаниях Данте во время изгнания. В 1306 году поэт был советником Франческино, Мороелло и Коррадино Маласпина и сыграл важную роль в заключение мира Кастельнуово (1306) с епископом Луни.

Данте – в центре – во время подписания Кастельнуовского договора. Фреска в замке Фосдиново.
Данте – в центре – во время подписания Кастельнуовского договора. Фреска в замке Фосдиново.

Во время изгнания самый длинный период пребывания Данте подтвержден в Вероне, при дворе разных синьоров Скалиджеров — минимум 16 лет в общей сложности. И в трех веронских церквях недавно обнаружили изображения прославленного поэта.

1 - Туроне Ди Максио (?). Данте на фреске в церкви Святой Анастасии, Верона. Середина XIV века. - 2. Рядом с Марией в золотой одежде - Данте. Церковь Сан Фермо, Верона. - 3. Профиль Данте на фреске Распятие в церкви Сан Пьетро Мартире, Верона.
1 - Туроне Ди Максио (?). Данте на фреске в церкви Святой Анастасии, Верона. Середина XIV века. - 2. Рядом с Марией в золотой одежде - Данте. Церковь Сан Фермо, Верона. - 3. Профиль Данте на фреске Распятие в церкви Сан Пьетро Мартире, Верона.
Джорджии Вазари. Шесть поэтов Тосканы. 1544. Институт Искусства, Миннеаполис, США. - Написано через 223 года после смерти Данте.
Джорджии Вазари. Шесть поэтов Тосканы. 1544. Институт Искусства, Миннеаполис, США. - Написано через 223 года после смерти Данте.

Иконография изображений Данте оказалась невероятно устойчивой — найденное художниками Кватроченто суггестивное сочетание черт — «тень Данта с профилем орлиным» — так проникло в массовое сознание, что поэта по-другому и не представляют. 

Посмертная маска Данте. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Посмертная маска Данте. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Облик поэта можно было бы представить по посмертной маске поэта, но ее подлинность достоверно не установлена, поскольку посмертные маски, да и то лишь с правителей, стали делать только с XV века. Согласно легенде, посмертная маска Данте была изготовлена по приказу правителя Равенны из гипсового пластыря. Первоначально она хранилась в часовне Равенны, где находился и мраморный саркофаг поэта. Однако спустя двести лет было принято решение передать ее на родину поэта во Флоренцию.

Так какое же настоящее лицо поэта? Группа  итальянских ученых из университета Болоньи решила вернуть потомкам лицо Данте спустя почти 700 лет после его смерти. В основу портрета Данте легли подробные обмеры черепа и лицевых костей и гипсовый слепок, сделанный, когда гробницу поэта в последний раз вскрывали в 1921 году. Останки были серьезно повреждены временем, и лишь современные технологии позволили реконструировать вероятный облик поэта. 

Реставрация внешности Данте Алигьери.
Реставрация внешности Данте Алигьери.

Конечно, облик поэта, который получили итальянцы, также трудно назвать истиной в последней инстанции, поскольку образ человека в значительной степени определяется выражением определенных эмоций, в той или иной мере присущих любому человеку. К тому же нужно учесть отсутствие родной нижней челюсти, которая, судя по всему, придавала лицу Данте весьма характерный вид.

Но, как же я отклонилась от выставки в своих изысканиях. Вернемся все же к экспозиции в Центре Вознесенского. Помимо портрета Данте в рамках книжной экспозиции представлены редкие издания XV–XX веков, переводы Данте на мировые языки из фондов Библиотеки иностранной литературы и Российской Государственной Библиотеки. Среди них уникальный фолиант «Терцины» 1502 года из мастерской легендарного печатника Альда Мануция. «Терцины» - одно из ранних названий «Божественной комедии». Опубликован по рукописи середины XIV в. Предположительно, одним из владельцев рукописи был Франческа Петрарка (1304-1374).

Данте Алигьери. Терцины. Венеция: Альд Мануций. 1502.
Данте Алигьери. Терцины. Венеция: Альд Мануций. 1502.

Даты создания Сандро Боттичелли иллюстраций для «Божественной комедии» доподлинно неизвестны, но исследователи считают, что художник работал над ними несколько лет: предположительно в период между 1480 и 1495 годами. По одной из версий, он выполнял заказ для своего покровителя Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, а по другой — рисовал иллюстрации для собственного удовольствия. Труд этот закончен не был, но даже незавершенные рисунки — шедевр не только графики, но и рефлексии о поэтике «Божественной комедии». А созданное для этой рукописи скрупулезное изображение воронкообразной «преисподней в разрезе» со всеми ее концентрически уменьшающимися кругами превратилось в своего рода наглядное пособие по изучению географии дантовского ада.

Данте Алигьери. Божественная комедия с иллюстрациями Сандро Боттичелли. Рим: Н.Канези. 1965. Юбилейное издание.
Данте Алигьери. Божественная комедия с иллюстрациями Сандро Боттичелли. Рим: Н.Канези. 1965. Юбилейное издание.
Аллегорический портрет Данте

Боттичелли настолько основательно подошел к задаче, что создавал по одному рисунку на каждую из ста песней «Комедии». Он оставил неоконченными лишь рисунки к нескольким песням из «Рая». Большинство из 92 сохранившихся иллюстраций выполнены на листах пергамента размером 32,5×47,5 см в технике «серебряная игла», популярной у ренессансных художников. Изображение, нанесенное серебряным или металлическим штифтом на особо подготовленную поверхность бумаги, пергамента или холста, выходило очень изящным и воздушным. Многие иллюстрации доработаны чернилами, а полностью в цвете завершены всего четыре из них. Причем некоторые исследователи склонны считать, что темперой их окрашивал кто-то другой, поскольку в результате изящные линии, характерные для Боттичелли, оказались сглаженными, и рисунки лишились узнаваемого почерка живописца.

Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. Рисунки Густава Доре. Лейпциг: М.О.Вольф. 1874. Первое издание полного русского перевода.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. Рисунки Густава Доре. Лейпциг: М.О.Вольф. 1874. Первое издание полного русского перевода.

Наиболее известными и прошедшими через множество переизданий стали иллюстрации французского художника и графика, которого называют «величайшим иллюстратором XIX века» Поля Густава Доре. Доре было всего 23 года, когда он затеял амбициозный проект по созданию гравюр для бессмертной поэмы Данте. Несмотря на репутацию самого высокооплачиваемого иллюстратора Франции, ему все же не удалось убедить своего издателя выделить финансирование для этого замысла. Тогда художник решил выпустить первый том за собственные средства. Когда в 1861 году «Ад» с  его иллюстрациями увидел свет, то весь тираж мгновенно исчез с полок магазинов. Вопрос о финансировании других томов уже не стоял, и к 1868 году вышли остальные части «Божественной комедии» с рисунками Доре, ставшей мгновенной классикой.

Аллегорический портрет Данте

В общей сложности Доре создал около полутора сотен гравюр к произведению Данте, которые подытожили осмысление Данте художниками романтизма, пусть и не всегда выигрышно: слащавые иллюстрации к «Раю» отчаянно пусты и невыразительны как на подбор. И все же успех цикла Доре был тотальным. На долгие десятилетия он превратился в канонически-типовую изобразительную версию «Комедии» (особенно «Ада», конечно), сопровождавшую ее парадные издания на самых разных языках.

Данте Алигьери. Данте. С объяснениями Кристофоро Ландино и Аллессандро Веллутелло. Венеция: Братья да Сесса. 1578.
Данте Алигьери. Данте. С объяснениями Кристофоро Ландино и Аллессандро Веллутелло. Венеция: Братья да Сесса. 1578.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Т.1. Ад. Лейпциг: Л.Бахеншванц. 1767.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Т.1. Ад. Лейпциг: Л.Бахеншванц. 1767.

Первый полный перевод прозой немецкого писателя и переводчика Либерехта Бахеншванца (1729-1802) с посвящением российской императрице Екатерине II. Портрет работы немецкого художника и гравера Иоганна Михаэля Штока (1737-1773).

Данте Алигь

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Интеллигентного вида бабушка и внучка лет десяти в зале ожидания. В руках у внучки толстая книга с пол-внучки весом, жаль, не знаю, какая именно. - Бабушка! Ну зачем мы читаем такие грустные книги? С такими плохими концами? - А затем, - отвечает бабушка безжалостно и не без внутреннего уд ...
Федеральный броненосец «Galena» после битвы с войсками Конфедерации у Друрис Блафф на реке Джеймс в штате Вирджиния, Плантация «White House» у реки Памунки, штат Вирджиния. Во время Кампании на полуострове в 1862 году здесь находилась крупная база ...
3D технологии позволяют нам совершить маленькое путешествие на ...
Оригинал взят у ashmul в "А поле боя держиться на танках..." Пока образовалось свободное время, съездил посмотреть на военно-исторический фестиваль "Поле Боя",который проходил около знаменитого разъезда Дубосеково. На удивление масштабное зрелище, при практически полном равноду ...
Наткнулся на статейку о самых бесполезных тренажёрах на  askthetrainer.com . 5 место: Seated Chest Press 4 место: Butt Blaster 3 место: Lower Back Extension 2 место: Seated Abdominal Crunch 1 место: Inner / Outer Thigh Ещё один обзор добавляет туда Leg Extension Machine Leg Press Machine П.С. Ну эта, ...