Дом с рыцарями на Арбате. Интерьеры

Продолжаем путешествие по Дому с рыцарями, начало - Дом с рыцарями на Арбате.

Итак, дом изначально предназначался для самых состоятельных жильцов. Внутри были просторные помещения с витражами, мраморные лестницы с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5–6 комнат, с непременными помещениями для прислуги при кухне. Дубовской устроил в доме пять парадных лестниц, вход на которые осуществлялся с улицы и пять черных лестниц, для входа со двора. До настоящего времени сохранились четыре парадных и одна черная лестницы, остальные были заложены в советское время. Лифты также были украшены зеркалами и оснащены кожаными сиденьями. Причем лифт не был закован в шахту - кабина двигалась как бы гигантском стакане, вокруг которого спиралью восходили мраморные ступени лестницы.
Помимо просторных квартир для статусной публики в доме разместились одна из лучших гимназий Марии Ивановны Жиц и детский сад. В гимназии были два подготовительных класса, семь обыкновенных и восьмой педагогический. В этом учебном заведении особое внимание уделялось изучению иностранных языков. В детском саду детей обучали танцам и занимались с ними гимнастикой.
Но, как известно, недолго музыка играла. После революции 1917 года национализированные шикарные квартиры были превращены в коммуналки. Но, все же не все квартиры были уплотнены, некоторые целиком доставались «высоким» квартирантам. Здесь жили председатель Петроградского ВРК Н.И. Подвойский; в квартире № 71 - командующий войсками Московского округа И.П.Белов, советский военачальник, командир дивизии, возглавлявший борьбу с мятежниками в июле 1920 года в г. Верном (Алма-Ата) (этому событию посвящена книга его друга Д.А.Фурманова «Мятеж»); председатель «Союзпромэкспорта» Д.М.Колмановский с красавицей-женой, актрисой театра Вахтангова Валентиной Вагриной. Его расстреляли в 1937 году, а жену сослали. Она вернулась в 1946 году, но в свою квартиру уже не попала, лишённая жилья и необходимой для проживания прописки. В этом же доме рос племянник её мужа композитор Э.С.Колмановский. Частым гостем в доме был В.Т.Шаламов, навещавший известного специалиста по французскому языку профессора В.Н.Клюеву.

Сохранила свою квартиру после революции и артистическая семья
Любошиц: Анна – виолончелистка (в 1933 году Анне первой из
советских виолончелистов было присвоено звание заслуженной артистки
РСФСР), Лея - скрипачка, Пётр – пианист. Анна была очень знаменита
и до революции и после, гастролировала по России и за границей.
Семья Анны жила в 6 комнатной квартире в Доме с рыцарями с 1913
(год постройки) вплоть до момента его расселения в 1975 году. Это
уникально! После революции её семью не уплотнили. Была у Анны
охранная грамота, подписанная самим Луначарским, о том, что они не
подлежат уплотнению ни при каких обстоятельствах! Даже, несмотря на
то, что ее сестра Лея и брат Петр иммигрировали в США в 1925 и 1926
годах соответственно, советские власти не лишили ее жилья в нашем
знаменитом доме.
Еще одна легенда дома: будто бы здесь в подъезде на широком
подоконнике иногда находил ночлег актёр Иннокентий
Смоктуновский, приехавший в 1955 году в столицу и никому в
ней тогда не нужный.
Жилой дом просуществовал до 1975 года, когда был расселён и передан Министерству культуры СССР, которое размещалось здесь вплоть до начала 1990-х годов. В результате капитальной реконструкции 1970-х годов была утеряна большая часть внутреннего убранства здания.

В 1990 году актер Н.В.Губенко, занимавший на тот момент пост министра культуры, приютил здесь Центральный дом актёра (ЦДА), после того, как в 1990 году сгорело его старое здание на Пушкинской площади. Позднее здание было передано ЦДА указом президента Б. Н. Ельцина в аренду на 45 лет. Сейчас значительная часть дома сдаётся ЦДА под многочисленные офисы.
Как мы уже рассмотрели, фасаду дома можно сказать сильно повезло – ни войны, ни ремонты практически не изменили задуманную Дубовским архитектуру, а также замечательный декор фасадов (за малым исключением). К сожалению этого не скажешь об интерьере дома – сохранились только отдельные элементы убранства подъездов, а большинство внутреннего пространства было переоборудовано под нужды Министерства культуры, а затем и Дома Актеров.
Претерпел перестройку и внутренний двор дома. Ровно по периметру двора-колодца на высоту двух первых этажей был выстроен театральный зал ЦДА, так что теперь дном колодца является крыша зала, и попасть в него можно только через третий этаж. Архитектурный декор Дубовского внутри двора сохранился.



Постараюсь показать, что же все-таки осталось от задумки Дубовского. Это, конечно, четыре парадные лестницы-улитки, которыми в настоящее время мало кто пользуется. Лифты этих лестниц демонтированы. Нужно здесь указать на один приём, который использует Дубовской в своих домах – это естественное освещение парадной лестницы витражными окнами (окна лестниц выходят во двор), но витражи дома Филатовой были утрачены во время взрыва при попадании бомбы в театр Вахтангова. Остекление кое-где было восстановлено в советское время в условно-витражной форме (см. на фото далее). Оригинальные рамы тоже кое-где сохранились. В настоящее время стены парадных лестниц покрашены в разные цвета – чтобы не потеряться, наверное.
Также практически во всех домах Валентин Дубовской использовал схожие приёмы оформления интерьеров и в вестибюле парадного входа практически всегда присутствует фонарь. Сохранились такие фонари стиля модерн и в доме Филатовой на двух лестницах из четырех, на красной и зеленой.

На красной лестнице остекление было восстановлено в советское время в условно-витражной форме. Но элементы художественного литья в виде геральдических щитов сохранились не везде. На первом и втором этажах лестницы окна искусственно подсвечиваются, т.к. заложены из-за построенного внутри двора театрального зала ЦДА.





Многие свои проекты Дубовской осуществлял вместе с художником-декоратором Игнатием Нивинским. Но привлекался ли Нивинский к работе в доме Филатовой достоверно не известно. Декоративное убранство вестибюля состоит из деревянного декора парадных дверей и лепных украшений потолка, да, именно лепных, т.к. это не дерево, как может показаться, а гипс, окрашенный под дерево. Сразу уточню, во избежание вопросов: все осветительные приборы, кроме аутентичных фонарей двух лестниц, советского и постсоветского времен.













Очень интересно устройство для замены лампочек фонарей в вестибюлях. Внутри фонаря размещается латунный поршень, который позволяет верхнюю часть фонаря откидывать, как крышку, открывая таким образом доступ к лампочкам. Механизм этот прекрасно работает до сих пор.






Теперь о самом печальном: во внутренних интерьерах жилых помещений много утрачено, если не сказать – практически все. Перестроено все под офисные и административные нужды ЦДА. Напоминает теперь это НИИЧАВО из фильма «Чародеи» – «Ну кто так строит?». Здание по периметру по всем этажам охватывает бесконечный коридор с пластиковыми панелями в духе 1970-х годов, плохо освещенный к тому же.

На седьмом этаже, в бывшей приемной министра культуры сохранилась потолочная лепная розетка бывшей жилой комнаты доходного дома. Еще одна аналогичная в ресторане ЦДА на шестом этаже.


На седьмом этаже сохранилось также несколько аутентичных дубовых дверей, дизайн которых был выполнен В.Дубовским. Это абсолютно достоверно, т.к. сохранился проектный эскиз этих дверей, сделанный самим архитектором.

Вот такая представилась счастливая возможность посмотреть внутренний двор и внутренние интерьеры Дома Филатовой на Арбате. Огромная благодарность экскурсоводу, историку и архивисту Оксане Бухиной за рассказ о судьбе и творчестве замечательного архитектора Дубовского и о его творении – Доме с рыцарями на Арбате.
В настоящее время, начало 2022 года, дом ставят на реставрацию фасадов – очень надеюсь, что все элементы декора будут очищены и предстанут перед нами в первозданном виде, так, как задумал архитектор.
Использованные источники: https://www.culture.ru/materials/256620/istoriya-odnogo-zdaniya-dom-s-rycaryami-na-arbate; https://moscowseasons.com/; https://greatfon.com/t/; https://progulkipomoskve.ru/.