Каким он парнем был...


9 марта — день рождения Юрия Алексеевича Гагарина (1934—1968), первого космонавта планеты. Иногда кажется, что мы знаем о нём всё. Но всегда можно узнать что-то новое. Например, что он любил читать? Вот его собственные слова об этом:
«Лет с двенадцати, как и все ребята, зачитывался книгами Джека Лондона, Жюль Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в библиотеке стояла очередь. Мы их пересказывали друг другу, завидовали тому, кто первым прочитает книгу». «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова будущий первый космонавт прочёл ещё до своего полёта. Юрий Гагарин: «Автор посмотрел в будущее глазами учёного и художника, попытался первым всесторонне показать жизнь через тысячелетия, это само по себе уже интересно. Это книга о победе коммунизма, её нельзя читать без волнения. И люди там интересные, и проблемы затронуты большие. А главное — вера в поступательное развитие общества».
Елена Гагарина вспоминала об отце: «Папа любил говорить с нами о книгах, любил читать нам вслух. Он знал очень много стихов наизусть, и ему нравилось, когда мы тоже заучивали их».
Валентина Гагарина: «Только Леночка заснёт, Юра за книгу. Читал он обычно вслух. Ему было приятно, когда я смеялась вместе с ним, слушая весёлые чеховские рассказы, когда я вздыхала, узнавая его и себя в героях «Ночного полёта» Антуана де Сент-Экзюпери».
Гагарин: «Книги для меня — как родные, как лучшие друзья. И когда их забывают вернуть, я не на шутку сержусь».

Рассказ инженера-испытателя стенда ударных перегрузок Института авиационной и космической медицины Анатолия Утыльева, дружившего с Гагариным:
«Длиннющий хвост тянулся в столичном Парке культуры и отдыха имени Горького к заветному павильону, где продавали просто редкостный, в 1963-м совершенно неизвестный нам напиток — тёмное пльзенское пиво. В Москве ходили легенды о его непередаваемом вкусе. Мы с Германом Соловьёвым, секретарём комитета комсомола Звёздного городка, и ещё двумя приятелями решили погожим летним днём приобщиться к пенному чуду. Предложили Юрию Гагарину присоединиться к компании, и он охотно согласился, тем более в тот день он был в Москве, в штабе ВВС. И тут эта дикая очередь. Конечно, Гагарин, Герой Советского Союза, мог запросто пройти вперёд, на что мы ему мягко намекнули. И зря: он никогда, ни при каких обстоятельствах не козырял именем, вот и в этот раз жёстко отверг наши намёки. Удивительно: в очереди никто не узнал Юрия. Граждане не могли даже представить, что этот скромный невысокий парень в костюме — человек-легенда, которого восторженно встречали в десятках стран по всему земному шару. Краешком уха я услышал, как кто-то сказал: «Смотри-ка, этот парень похож на Гагарина». Но его приятель возразил: «Ну да, будет тебе Гагарин за пивом стоять!».

В Англии, за обедом у королевы Елизаветы II Гагарин не знал, как пользоваться многочисленными столовыми приборами и начал сам накладывать салат столовой ложкой со словами «Давайте есть по-русски», на что королева ответила: «Господа, давайте все будем есть по-гагарински». И тоже непринуждённо взяла столовую ложку. Когда Юрий Алексеевич пил чай, он съел плававший в ней ломтик лимона, как это делали у него дома. Королева повторила его жест, после чего этикет на королевских обедах немного изменился: теперь стало можно «по-гагарински» съесть лимон из чашки с чаем.
А по английскому Манчестеру Гагарин под проливным дождём ездил в автомобиле-кабриолете, с открытым верхом. Дело в том, что тысячи встречающих космонавта людей мокли под дождём, и он не считал возможным ставить себя перед ними в привилегированное положение...
После двух тысяч рукопожатий с прохожими у него сильно болела рука...



Юрий Гагарин и его жена Валентина Гагарина (Горячева; 1935—2020)

Герой Советского Союза Николай Каманин (1961—1971):
«Помню, как в Манчестере к нашей группе с трудом пробился пожилой англичанин и задал вопрос, который, очевидно его очень интересовал.
— Сэр, у вас все такие? — Он кивнул в сторону Гагарина.
— Какие?
— Как этот? — И добавил: — Красив, умен, обаятелен, скромен...
Ответ был утвердительный, но кто-то из наших товарищей не удержался и добавил:
— Он коммунист...
Пожилой англичанин улыбнулся:
— Судя по нему, коммунисты — замечательные люди. Во всяком случае, лучших на этой земле я не встречал. Ваша партия знает, кого она растит. Спасибо, сэр».

Егор Горохов (1924—2005). Земное притяжение. 1961, июль

Рисунок из печати социалистической Венгрии о Гагарине
|
</> |