
Эволюция русских женщин за 100 лет


Николай Ярошенко. Курсистка. 1880
Как-то я уже писал, что хорошее представление об эволюции женщин в России даёт творчество художника-передвижника Николая Ярошенко (1846—1898). Вернее, он показал нам начало этого движения. В 1880 году он запечатлел на своём холсте курсистку — самую передовую барышню той эпохи. С длинными волосами, заплетёнными косой — весёлая, жизнерадостная тургеневская девушка. Она поступила на Высшие женские курсы, открывшиеся в Петербурге в сентябре 1878 года. Тогда это была самая модная тема дня — женщины в России, наконец, завоевали право получать высшее образование! Так что барышня шла в ногу со своим временем, не отставая ни на шаг.
Через три года Ярошенко вернулся к этой теме, и снова написал «Курсистку». Но как же изменилась его героиня за это время! Куда подевалась её длинная девичья коса? Остригла, подалась в «стригалистки» (осуждающая комбинация из слов «стриженная» и «нигилистка»). Это вам не легкомысленная хохотушка 1880 года! Она внутренне собрана, устремлена куда-то... Но куда?..

Николай Ярошенко. Курсистка. 1883
И этот образ Ярошенко вызывал у ретроградов буквально бурю ненависти. Профессор права Пётр Цитович (1843—1913) писал: «Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».
Но этим эволюция русских женщин не кончилась. Следующей в ряду после курсисток у того же Ярошенко была... революционерка. Да-да, вроде реальных Веры Засулич или Софьи Перовской. Но это было уже чересчур! Картину изъяла полиция и она не сохранилась, а художника подвергли домашнему аресту. К нему домой для назидательной беседы приехал ни много, ни мало, как сам министр внутренних дел империи граф Лорис-Меликов! А от картины нам остался только вот этот этюд:

Николай Ярошенко. Террористка. Этюд. 1881
Но и на этом эволюция русских женщин, конечно, не закончилась.
Галерею женских портретов, которую начал Ярошенко, продолжил, в частности, Георгий Ряжский (1895—1952).

Георгий Ряжский. Делегатка. 1927
Та же уверенность, целеустремлённость, решительность на лице, плюс революционная красная косынка, но теперь ещё и ощутимая властность, чувство, что она реально меняет этот мир.
То же самое в ещё большей концентрации, плюс умение обращаться к большой массе народа и управлять ею:

Георгий Ряжский. Председательница. 1928
А здесь, кроме алой косынки, ещё и грозное оружие в руках — поберегись!

Георгий Ряжский. На страже. 1930—1940
Это просто «Женский портрет», но как-то нет сомнений, что запечатлённая на нём — из того же ряда, что и её предшественницы. И чтобы понять это, даже не нужна красная косынка...

Георгий Ряжский. Женский портрет. 1934
А эта картина Юрия Пименова (1903—1977), с одной стороны, она продолжает линию женских образов в отечественной живописи, а с другой, показывает и изменившийся до неузнаваемости мир — в том числе и под руками таких женщин.

Юрий Пименов (1903—1977). Новая Москва. 1937
Главное в картине, конечно, праздничное настроение обновлённой Москвы, умытой дождём, в солнечный летний день. И ещё, пожалуй, ощущение, что эта девушка заглядывает в будущее, да и просто движется в него. Вот оно — впереди! И будущее это — яркое и солнечное, полное счастья и радости.
Но реальное будущее оказалось неожиданным...
Его изобразил тот же Пименов на картине, которая является очевидным развитием темы «Новой Москвы». Тот же ракурс... даже, наверное, та же девушка (а модель — точно та же самая, жена художника).

Юрий Пименов. Фронтовые дороги. 1944
И — совсем новые женские образы. Хотя и не такие уж новые, родственные им черты без труда можно отыскать на предыдущих портретах.

Иван Гринюк (1915—1995). Зоя перед уходом на фронт. 1950

Иван Нестеров (1922—2003). Зоя Космодемьянская. 1957
В годы войны послевоенное мирное будущее казалось ослепительно прекрасным. Но когда оно наступило, каким оно стало?
Вот снова Юрий Пименов, и картина его — конечно, не случайно — называется точно так же, как и четвертью века ранее — «Новая Москва».

Юрий Пименов. Новая Москва. 1960
На этот раз девушка едет не по Театральному проезду, а смотрит на эстакаду Крымского моста, которого в 1937 году ещё не существовало. Поменялись марки машин, открытые кабриолеты 1930-х сменились закрытыми моделями, так что картина в этом плане уже выглядит немножко несовременной.
И любопытно отметить, что на этот раз длинные распущенные волосы девушки обозначают ровно то же самое, что и короткие волосы «стригалистки» в 1883 году — свободу нравов, раскрепощённость!
А Москва — вновь нарядная, освежённая дождём, залитая солнцем, снова в ожидании наступающего будущего...
Каким-то оно будет?..
Вот ещё несколько фотографий, хронологически продолжающих этот ряд и тему:

1967. В магазине «Подарки» готовят витрину к 8 Марта. Фотография Исаака Тункеля, Дмитрия Ухтомского

25 июля 1984. Впервые в мире женщина-космонавт Светлана Савицкая вышла в открытый космос

1960-е — 1970-е
Над головами девушек — лозунг «Коммунизм победит!». Но что-то, видимо, пошло не так...
Несмотря ни на какие повороты истории, всех представительниц прекрасной половины человечества, для кого представленные в данной подборке портреты — не чужие, с праздником!
|
</> |
