Как запомнить большой объем информации?

Но на самом деле, несмотря на то, что меня действительно спрашивают, я последний человек, которого спрашивать об этом имеет смысл.
Потому что, во-первых, лично я помню цвет каждого куска асфальта на старой дорожке бабушкиного дома, звук каждой ступеньки на чердак (одна - новая, отличается цветом, зеленая), могу процитировать папины сказки про мишку Умку, которые он рассказывал мне на ночь, и кроме всего этого (объективно полезного и для меня ценного) зачем-то помню совершенно лишние вещи, самопроизвольно всплывающие в голове в момент заведения о них разговора, типа атомных масс элементов, годов сражений и маркировки процессора, под который мы на третьем курсе писали программы на машинном коде... Оно само, это врожденная особенность, спецсвойство. Я долго думала, что это у всех так, злилась, что люди чего-то забывали, а потом оказалось, что не у всех.
Во-вторых же, даже если иметь ввиду "как я учу запоминать своих учеников", то тоже окажется, что в большинстве случаев - никак. Математика - не тот предмет, где нужно что-то запоминать. Мои уроки, что в вузе, что дома, на 50% состоят из психотерапии "посмотри как это просто, ты же можешь и гораздо более сложное делать", а на 49% из перестановки кубиков внутри их голов в правильном порядке, чтобы запоминать ничего и не приходилось...
Так я и хотела написать в ответном письме, но потом вспомнила, что все-таки, обучая Даньку гуманитарным наукам в начале школы, а также пытаясь заставить Макса запомнить вещи типа точного расписания детских кружков, я пользовалась кое-какими техниками.
1. Мнемонические карточки с Данькой. На одной стороне - слово, на другой - перевод. Показываешь карточку одной стороной, потом переворачиваешь. До переворота смотрящий должен вспомнить, что на обороте будет. Причем какой стороной показывать - без разницы. Это можно приспособить для запоминания большого количества терминов, на одной стороне - термин, на другой - определение. Я так делала потом ещё один раз с ученицей, выбивающейся из общего ряда структурой мышления
2. Связывание в систему. Проще запомнить всю логику развития военных событий в Европе начала прошлого века, чем пытаться заучить даты, пусть даже упорядоченные во времени. Это мы тоже с Данькой делали, когда началась история, и ему было сложно. Я рисовала ему временные схемы и переходы, над которыми мы ставили мотивацию. Получалось всего по одной-две картинки на длинный параграф, и все хорошо запоминалось.
3. Повышение важности. Навешивание ярлыков с приоритетами. Люди не запоминают то, что им не важно и не интересно. Вывод: чтобы что-то запомнилось, оно должно быть либо очень важно (не декларативно важно, типа "если я не сдам экзамен, будет плохо", а реально важно, для человека важно), либо очень интересно. Тут человек может либо сам попробовать наполнить информацию важностью и интересом, либо должен возникнуть какой-то тьютор, который убедительно расскажет, почему это важно. Почему это интересно. Поэтому есть понятие "хороший учитель", который может даже сам не хватать в специальности сильно много звезд, но при этом уметь навесить этикетки "важно!" и "интересно!" на преподаваемое. У таких учителей все все помнят долго-долго, даже после школы, даже если не занимаются этим предметом.
Вот. Все, что я могу сказать по вопросу. Больше мне сказать нечего :(
|
</> |