Как создавались костюмы для сериала "Король и Шут" (2023)
selyanka1 — 11.06.2023
В этом году на экран вышел очень визуально необычный сериал "Король
и Шут", посвящёный истории одноимённой хоррор-панк-группы. Рассказ
о группе в повествовании перемежается со сказочно-фэнтезийными
сценами, представляющими собой экранизации сюжетов песен "Короля и
Шута". Создатели определили жанр сериала как "панк-сказка"
"Король и Шут" поражает разнообразием костюмов — для проекта было
подготовлено более 400 предметов одежды. Так как же как создавались
костюмы для сериала?
Подбор одежды: от референсов к воплощению
Любая работа в киноиндустрии начинается с создания эскизов
визуального ряда сериала, и подбор костюмов здесь не исключение.
Главным референсом послужило творчество группы, включающее в себя
не только тексты песен, сильную энергетику, посыл, но также стиль
жизни музыкантов.

После формирования основных образов, идет следующий этап —
подбор и создания необходимых вещей. "Есть какие-то вещи,
скопированные с реальных персонажей, а есть и такие, которые мы
дорабатывали. Реконструкция интересна до какого-то момента, но я,
конечно, старался привнести собственное видение" — поделился Марк
Ли, художник по костюмам сериала "Король и Шут".
В сериале также были использованы и реальные вещи музыкантов.
Так, Константин Плотников, сыгравший одного из лидеров группы
Михаила "Горшка" Горшенева, снялся в культовом кожаном плаще
музыканта. В обычное время плащ, как и некоторые другие элементы
гардероба Горшка висят в легендарном питерском магазине Castle
Rock, но иногда выставляются экспонатами на выставках,
например, сейчас на выставке "Панк-культура. Король и Шут" на
Винзаводе
В эпизодах можно увидеть и другие вещи, узнаваемые фанатами.
Например, воссозданую специально для съемок рубаху Андрея "Князя"
Князева. Такие рубашки Князь раньше расписывал вручную, а затем
надевал на первые концерты. "Я забрал рубаху, в которой снимался.
Главная, самая запоминающаяся рубаха Князя, с его артом. Причем она
порванная, в искусственной крови, пожившая. Теперь она как сувенир
у меня в шкафу висит", — рассказал Влад Коноплев, исполнитель роли
Князя.
Многие вещи костюмеры шили по образцам и старым фотографиям, а
какие-то находили в винтажных магазинах и покупали в Castle Rock —
в нем же когда-то одевались и сами музыканты "Короля и Шута".
Обычно актеры не принимают участие в создании своих костюмов,
но у Марка Ли свой особый подход к работе: "Когда мне что-то нужно
понять о персонаже, я сначала обращаюсь к актеру, а уже после к
режиссеру. Я считаю, что исполнители ролей имеют право участвовать
в создании образов, поскольку им в них жить".
Прямиком из 90-х: трудности в воссоздании одежды того
времени
Основная сложность воспроизведения образов из девяностых
заключалась в том, что многие люди еще помнят, как тогда одевались.
На этом фоне происходит столкновение двух мнений. Первое
заключается в необходимости одеть актеров документально от и до, а
второе — творческое, которое старается учитывать общую картину
видения костюма и проекции.
"Угодить режиссеру, угодить зрителю — в этом вся сложность
нашей профессии. Но у нас такая хорошая группа сложилась, такой
яркий актерский состав, настолько приятно было делать образы и
одевать, что все сложности работы окупаются удовольствием, которое
ты получаешь от процесса", — поделился Марк Ли.
Стиль эпохи девяностых выделялся и кастомизированной одеждой.
Тогда представители субкультуры вручную преобразовали свою одежду
так, как им было нужно. Найти в магазинах что-то, соответствующее
облику неформального молодого человека, просто не представлялось
возможным. Сейчас для этого есть и Castle Rock, и интернет, где
любого желающего с удовольствием посвятят в азы DIY-техник.
Специально для сериала команда дизайнеров вручную создавала
шубу возлюбленной Горшка — Анфисы. Поскольку тогда не было ни
модных дорогих магазинов, ни масс-маркетов, шубу 1999-го года
представить совсем непросто. К тому же, как сказал Марк Ли: "Эта
шуба — подарок незаурядного мужчины незаурядной женщине", а значит,
должна производить правильное впечатление. В итоге приняли решение
сделать вещь в стиле панк-гламур: собирали шубу из самых разных
мехов, добавляя панковские нашивки и броши.
Фото панк-гламурной шубы из сериала не нашла, но вот как
выглядела оригинальная шуба, которую Миша Горшенев подарил Анфисе
на новый 2002 год.
Самыми сложными оказались, конечно, образы музыкантов группы
"Король и шут". Почти все из них, за исключением Горшка, —
существующие в реальности люди. И потому совместить свои творческие
представления с их настоящими образами дизайнерам по костюмам было
нелегко. Марк Ли даже отметил тех, кто очень помог ему с
подготовкой к съемкам: "Неоценимую помощь мне оказали Игорь Панкер
и Андрей Князев. Особую благодарность хочу выразить Леониду
Фридману и Джимми — легендам питерских рокеров и их фанатов,
которые одевали реальных музыкантов".
Зато с подготовкой актеров массовки трудностей почти не
возникало. Многие из них уже приходили в готовых образах, что не
могло не радовать художника по костюмам: "Это были просто идеальные
статисты в моей практике. Они настолько были счастливы сниматься,
настолько правдоподобно выглядели, что подготовка их к съемкам была
просто праздником для моей команды!".
Фэнтезийный мир песен "Короля и
Шута"
Для героев из особого мира сюжетов песен — особые костюмы. Вся
одежда для фэнтези-части сериала была специально изготовлена
постоянными мастерами Марка Ли. Очень важно было создать такие
образы, чтобы вызывать у зрителей ассоциации с героями песен. Также
костюмы сказочных Горшка и Князя должны были перекликаться с
персонажами реальности сериала.
При создании костюмов команда вдохновлялась, прежде всего,
песнями группы. Режиссер проекта Рустам Мосафир неоднократно
принимал участие в обсуждении образов из песен и создании
подходящих костюмов. Среди материалов предпочтение отдали меху,
коже, принтованной парче и холсту.
В фэнтези-части Влада Коноплева, исполнителя роли Князя,
одевали в доспехи. Труд не из легких, но актеру даже понравилось:
"Было очень тяжело, у меня потом раны были на спине и на груди. Это
сложно физически, но дико интересно". Также у героев Коноплева и
Плотникова были мечи, причем не бутафорские. "Рустам решил, что у
меня должен быть гигантский меч, потому что это забавно. Я его
спрашиваю, как буду с таким огромным мечом сниматься? По сюжету
сначала он для меня очень тяжелый, а потом я к нему привыкаю. Но
надо сказать, что он и в жизни был нелегкий", — поделился Влад
Коноплев.
Одним из ярчайших представителей фэнтезийного мира группы стал
Шут, который сопровождает героев с первого эпизода. Шут
появляется в первой серии. Группа собрала "Юбилейный", после
концерта Михаил Горшенёв поднимается на крышу, думая о том, что
большего успеха они могут уже не достичь. В это время из-за
концертного баннера вылезает Шут, предлагающий Горшку сброситься
вниз. Съемки сцены у баннера команда вспоминает как самые тяжелые:
ее снимали четыре дня в павильоне, где на актеров лился холодный
дождь. После этого эпизода Шут возникнет еще не раз.
Художник по костюмам Марк Ли рассказал, как создавался этот
образ:
"Для создания классического костюма Шута, в котором герой
появляется в первой серии, мы отталкивались от логотипа группы. Еще
помогали энергетика, посыл песен группы. С Рустамом мы обсуждали,
кто же наш Шут: это альтер эго, порожденное самим Горшком. Герои
связаны, поэтому в следующих сериях костюмы персонажа меняются в
зависимости от того, что происходит с Горшком.
На изготовление красно-черного кожаного костюма ушло пару
месяцев. Все шили в трех экземплярах. Этим занималась мастерица
Мария Чистякова, она также создает балетные костюмы. А еще Мария и
ее семья — фанаты "Короля и Шута". Она даже приезжала на
съемки.
Костюм обильно украшали заклепками и шипами. Часть из них
отваливались из-за проливного дождя на съемках сцены на крыше
"Юбилейного". Нужно было все срочно реставрировать. Вдобавок под
дождем кожаный костюм намокал, становился очень тяжелым. Нужна была
целая команда, чтобы его снять и подсушить. Еще сложным было
изготовление воротника-фрезы. Это деталь костюма эпохи Возрождения,
часть классического образа шута. Создать фрезу — тяжелый труд:
нужно все вычислить по формуле, а потом долго собирать. Мы еще
украшали фурнитурой каждую складку. А на колпаке Шута с двух сторон
есть вышивка в форме черепа."
Помимо костюма у Шута еще и очeнь необычный и
запоминающийся грим.
Исполнивший роль Шута актер Евгений Ткачук рассказывает о
съемках и образе: "Интонации и пластика Шута рождались на съемках
благодаря невероятным гриму и костюму, плюс еще режиссер давал
задачу. На каждый съемочный день художница по гриму Оксана Кручина
вместе с командой придумывали разные варианты. Я на съемки как на
праздник приходил: было интересно, что еще они задумали сегодня.
Кстати, грим из-за экстремальных съемок часто нужно было
поправлять, поэтому суммарно на его нанесение могло уходить до
пяти-шести часов"

Художница по гриму Оксана Кручина рассказала, как возник
именно такой вариант грима: "Во время подготовки к съемкам я
смотрела концерты "Короля и Шута", фотохронику, читала книги
Александра "Балу" Балунова, чтобы лучше узнать творчество группы и
нащупать образ нужного нам Шута.
Мы с Мосафиром раньше не работали вместе, поэтому было сложно
представить, какой образ он хочет, увидеть персонажа его глазами. Я
сознательно не смотрела предыдущие фильмы Рустама, боялась сбиться.
Вечером накануне пробы грима я со своей командой отрабатывала
разные варианты на себе и на ассистентке. К нам зашла второй
режиссер Вероника Чмерук, хозяйка площадки, и, зная требования
Рустама, поняла, что ему понравится. Так и случилось, пазл
сложился. Более того, вышла немного мистическая история: когда я
посмотрела отрывки из "Шамана", то поняла, что глина — любимый
материал режиссера.
На идею с глиной натолкнул баннер, за которым Шут прячется в
первой серии. Я увидела раскадровки, эскизы и представила, что это
баннер с потрескавшейся краской. Потом поняла, что у нашего Шута не
могут быть простые борода, усы и баки, он ведь нарисованный.
Поэтому решила сделать их силиконовыми.
Грим был очень сложным, послойным. Там, где наносили глину,
была одна обработка кожи, где силикон — другая, третья — на
подвижных участках кожи. На бровь мы клеили кольца как атрибут
панк-эстетики, красили ногти, руки тоже обрабатывали глиной. Очень
кропотливая работа. Особенно тяжело было со сценой на крыше. Под
дождем глина текла, превращалась в кашу, какие-то куски отрывались.
Каждые час-полтора надо было все поправлять и при этом стараться не
испачкать костюм. Но с Евгением было замечательно работать, он
стойко все переносил.
Отсюда Отсюда