Как ширина российской железнодорожной колеи связана с Николаем I

топ 100 блогов valerongrach07.11.2022
Как ширина российской железнодорожной колеи связана с Николаем I

Один из самых известных анекдотов о Николае I, сочиненных в недавние интернетные времена балбесами от истории, относится к разряду «в приличном обществе не рассказывать». Но уж извините, мои читатели, я его упомяну, потому что из песни слова не выкинешь.

Итак, в последние годы почему-то стало традицией объяснять причину отличия ширины железнодорожной колеи в России от европейской тем, что когда собрались строить железную дорогу в России, то у Николая I спросили:
- Государь, а колею будем делать как в Европе или больше?
На что Николай I ответил резко и четко:
- На... больше?!
(Ну вы понимаете, что в первоисточнике было прямое указание на сколько больше)

Был ли это вопрос или утверждение подчиненные уточнять не стали, а просто приняли как руководство к действию. Так и получилась российская колея железной дороги – больше чем европейская «на размер «мужского достоинства»»

Тот, кто придумал этот пошловатый анекдот, конечно, юморист и российских чиновников здорово подколол. Но на самом деле, это все, конечно, полная глупость. И вообще Николаю на самом деле следовало спросить, почему меньше, а не почему больше, если уж на то пошло.
Потому что дело было так.

Самая первая железная дорога в России, линия Петербург – Царское Село имела ширину колеи в 1829 мм. Почему такое некруглое число? А потому что на самом деле оно круглое. Это ровно 6 футов. Почему футов? Ну потому что первые железные дороги строили в Англии и США, там длина измеряется в футах. И вообще, стандарта как такового тогда не было. Просто в Англии стали в основном строить железные дороги на 1435 мм и это перекинулось на материк.

С другой стороны вторая железная дорога в России имела ширину колеи как раз 1435 мм. Дело в том, что дорога Петербург – Москва вовсе не вторая в Российской империи того времени. Вторая: Варшава – Вена, которую построили раньше.

Так откуда взялись эти самые 1524 мм, которые потом, уже в СССР, превратились в нынешние 1520?

Оттуда же, откуда и 1829 мм. Из Америки.

Дело в том, что для проектирования и строительства такой протяженной, да еще и двухпутной железной дороги, Николай Павлович прибег к испытанному веками методу – нанял опытного профессионала, нагло его перекупив. Это сейчас у нас «инженерам деньги не нужны» и «мы технологическую независимость сами постоим». А до этого во все времена существования империи в том или ином виде (капиталистическом или коммунистическом) прекрасно понимали, что знающим людям надо платить и талантливых специалистов надо перекупать и создавать им все условия для работы.

Именно так Николай Павлович и перекупил опытного и знающего американского инженера Уистлера. Кстати, вы возможно удивитесь, но одну из важнейших железных дорог в России построил Джордж Вашингтон :) Потому что полное имя человека просчитавшего и запустившего один из самых великих инженерных проектов в России XIX века - Джордж Вашингтон Уистлер.
Как ширина российской железнодорожной колеи связана с Николаем I
Джордж Вашингтон Уистлер - американец, придумавший русскую железнодорожную колею

И Николай I его самым натуральным образом перекупил. Сначала его пригласили для консультаций. Но потом царь поговорил с инженером и просто предложил ему жалование в ТРИ раза больше, чем он получал в Америке. Плюс реализацию огромного инженерного проекта. Само собой Уистлер думал над щедрым предложением совсем недолго.

Так вот, когда шло обсуждение проекта строительства железной дороги, то одним из принципиальных вопросов была ширина железнодорожной колеи. И имелось стойкое мнение, что стоить надо дорогу с колеей 6 футов. Но Уистлер предоставил расчеты, что колея шириной 5 футов обойдется НАМНОГО дешевле, а при этом по своим техническим характеристикам ничем не хуже. И кроме того, у него уже имелись примеры таких дорог в Америке.

Так что знаменитая русская железнодорожная колея на самом деле калька с американской и придумана американцами. Ведь 1524 мм – это ровно 5 футов. Всего лишь.

Самое забавное, что все тот же Уистлер рассчитал и обосновал, сколько шпал надо на километр пути. Так что и эта характеристика наших самых русских железных дорог тоже имеет прямые американские корни.

Так что, конечно, ширина железнодорожной колеи напрямую связана с Николаем I. Только не с его умением отдавать противоречивые указания. А с умением перекупать грамотных людей, когда надо. К слову, не всегда и не во всем у него это получалось. Крымскую войну то Николай Павлович проиграл во многом из-за «замыкания на себя» и веры в свою непогрешимость.

Вот такая получилась русская железнодорожная колея. С Николаем I, американцами и футами вместо сантиметров.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как и обещал, продолжение первой части моего рассказа . Это не проплаченная реклама ах если бы марки Sigma, а самая искренняя и настоящая история из жизни . Три моих любимых объектива, три фикса, три Сигмы. Вся правда, чем делаются шедевры снимаются красивые девушки, ждет ва ...
Помните я когда-то давно писал про мамину подружку, весёлую и задорную бабу, у которой что-то там в мозгах переключилась и она поменяла свою квартиру на место в монастыре. Я ещё долго уговаривал её не делать этого, и приехать в подмосковье к нам на ...
War Thunder на выставке Paris Games Week 2014! – Премьера наземной техники США! С 29 октября по 2 ноября посетители выставки Paris Games Week 2014 смогут принять участие в наземных и воздушных сражениях на стенде War Thunder. Посетители выставки смогут оценить недавнее обновление ...
Хыы, ну весело, очень весело. sonne_kak_son , прищуренный глазик не с твоей ли барышни? :)))) Я не против вдохновения, но чтобы вот так и со своей подписью...хм... Но с другой стороны, раз срисовывают - значит нравится, да?.. Вообщем, слегка опешив, - сижу ...
Станислав очень много рассказывает о происхождении человеческих рас. На разных ресурсах. В последнее время он долдонит об этом очень часто. И да, его книга уже как бы история: Ваш покорный слуга, некто "АНтисемит", и эту книгу прочёл. И внимательно слежу за его выступление по этой ...