
Как рабочие спасают порт Ванино, а государство им не помогает

Судьбоносные Указы президент пишет обычно в мае. Указ 252 от 3 мая 2022 именно такой. Читаем пункт 2:
а). запретить федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации: совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее -лица, находящиеся под санкциями); исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме; осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
Этот указ просто «замораживает» иностранные активы. А конфисковывать их все же придется по суду. А для этого искать основания. В качестве примера приведу иск в Арбитражный суд двух миноритарных акционеров (у них 0,43% акций АО «Порт Ванино»). Порт Ванино — крупнейшая стивидорная компания Хабаровского края. «Я помню тот Ванинский порт, И крик парохода угрюмый. Как шли мы по трапу на борт, В холодные, мрачные трюмы». Эту песню пел Михаил Северный о заключенных, пересылаемых на Колыму. Так что Ванинский порт известен каждому россиянину.
Малюсенькие собственники компании (мажоритарные акционеры) выступили против продления займов кипрским акционерам на сумму 25,5 млрд. рублей, заявив, что это способ выведения активов в недружественные страны. Иск подан 31 марта, за месяц до Указа 252. А Арбитраж назначил слушания на 1 августа 2022. Заявители также просили суд принять обеспечительные меры по иску: запретить кипрским компаниям распоряжаться акциями "Порта Ванино", арестовать имущество этих компаний на сумму заявленных требований. Но Хабаровский арбитраж посчитал необоснованным арест акций кипрских компаний. По той причине, что эти ценные бумаги на данный момент заложены в Сбербанке. Следовательно, запрет на распоряжение акциями привел бы к нарушению прав третьего лица, не участвующего в деле. До 1 августа кипрские совладельцы порта вполне успевают перевести 25,5 млрд. руб ($365 млн), а россиянам остается надеяться, что объявленные недружественными странами заморозки напугали владельцев порта Ванино, и они не успели перевести деньги в оффшор.
Ванинский морской торговый порт специализируется на перевалке различных видов грузов: уголь, черные и цветные металлы, глинозем, лес круглый, пиломатериалы, пеллеты, металлолом. С Сахалином порт связывает железнодорожная паромная линия Ванино-Холмск. В порту работает 1300 человек. В 2021 году чистая прибыль составила 2,535 млрд рублей.
На примере только одной компании видно как запоздал Указ президента. Вместо того, чтобы заморозить все сделки и активы иностранцев на второй день после принятых актов в «недружественных странах», а это случилось в первую неделю марта, мы ждали два месяца (!!!). Кроме того, суды тормозили и самостоятельные действия российских совместных предприятий по спасению активов.
И ведь из текста самого Указа так и не ясно: против кого мы не дружим. Министерству финансов дали право давать официально разъяснения по вопросам применения пункта «а», который я процитировала выше, правительство должно 10 дней составлять список недружественных лиц и предприятий, определить ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ критерии отнесения к списку... Короче говоря, решение вопроса отфутболено вниз, да еще и с неопределенными указаниями.
Ребята! Ну нельзя же так долго принимать решения,
особенно во время спецоперации. Ведь это — главный признак
разросшегося госаппарата и дублирования функций!