Как москвичи покупали продукты во второй половине XIX века?
von_hoffmann — 16.02.2023Продуктовое разнообразие Москвы поражало всех, кто приезжал в город. Что можно было купить в лавках и магазинах? Какие товары были самыми популярными у москвичей? И как в 19 веке появились первые сетевые магазины?
Торговое изобилие
В 1870-х годах почти каждый, кто попадал в Москву, сразу видел, что город преимущественно торговый. Магазины были буквально на каждом шагу. Здесь продавали не только еду: готовые платья, парфюмерию, ювелирные изделия, книги, обувь и многое другое.
Популярны были винные погреба. Там на полках лежали бутылки, завернутые в разноцветную папиросную бумагу. Напиток поставляли из Италии, Испании и Франции. Но была на прилавках и русская продукция. Например, коньяки Асланова и Шустова, рябиновая настойка, водка от "Смирнова и сыновей". Вообщем, ассортимент обширный.
Интересно, что покупки с собой москвичи, как правило, не уносили. Просто заказывали какое-то количество бутылок, и приказчик потом отправлял это всё покупателю домой.
Как нализаться леденцов за копейку?
Фруктовые лавки завлекали москвичей и гостей города плетёными корзинами, в которых на белых бумажных кружевах были красиво разложены разные фрукты. Например, яблоки, груши, апельсины, гранаты, персики. Иногда даже финики и заграничный виноград. А вот мандаринов и бананов в Москве было почти не найти. До 20 века эти фрукты считались экзотической редкостью.
В кондитерских магазинах фабрик Эйнема, Сиу и Абрикосова всегда стоял вкусный сладкий аромат. На витринах было полно конфетных коробок, перевязанных лентами. Популярными товарами в таких магазинах стали разные помадки, клюква в сахаре, глазированные орехи и мармеладный горошек.
Во второй половине 19 столетия помимо лавок и магазинов на улицах и бульварах появились ларьки, которые торговали фруктами и сладостями. Они были особо популярны среди детей. Здесь продавали медовые, мятные, розовые и фигурные пряники. А также тянучки, леденцы, Иногда продавцы давали детям просто облизывать большие леденцы за 1 копейку, если у ребят не было денег на полноценную покупку. Причем пользовались такой опцией обычно сразу несколько детей. После каждого, продавцы ополаскивали леденец в кружке с водой.
Хлеб и булочки
Часто над дверями булочных устанавливали крендели и калачи. Если владельцы магазина были поставщиками императорского двора, то вывески украшали государственными орлами. Московский хлеб считался самым вкусным в России. Многие говорили, что это все от целебной мытищенской воды.
Но мы-то знаем, что секрет воды был совсем не в её целебности. Если вы не понимаете, о чем речь, то обязательно прочитайте эту статью.
Часто замороженные калачи вывозили в Петербург и другие города. Продукцию было достаточно просто разогреть над паром, и она вновь возвращала свои первозданные вкусовые качества. В конце 19 века полкило черного хлеба можно было купить за 1 копейку. Это было дешевле, чем в Санкт-Петербурге. Свежая французская булка продавалась за 5 копеек, вчерашняя - за 3. Некоторые приобретали их оптом. За 2 рубля 60 копеек давали 100 штук.
Самыми популярными булочными владели Чуев, Филиппов и Савостьянов. Чуев прославился, в первую очередь, сайками, которые выпекались на соломенной подстилке, а также съедобными сухарями. Савостьянов был знаменит плюшками и сдобой. Его главный магазин располагался на Арбатской площади.
У Филиппова обычно покупали белый хлеб, калачи и баранки. А также особые филипповские пирожки. У них внутри были всевозможные начинки, которые можно было попробовать только в этом магазине. Их продавали прямо с противня в серой бумажке. Об неё потом вытирали жирные пальцы.
А вот конфеты и пирожные от Филиппова покупать не считалось престижным. Такие товары, по мнению многих москвичей, лучше все было приобретать во французской кондитерской "Альберт". Сладкие пироги самыми вкусными были в "Бартельсе" на Кузнецком мосту. Здесь же, кстати, можно было отведать горячие жареные пирожки с мясом, рисом и капустой. Продавщица выкладывала их вилкой на тарелки, а покупатели ели пирожки за мраморными столиками.
Первые сетевые магазины
В 1870-1880-х годах в Москве пробовали создать сетевую торговлю. Все магазины должны были иметь одинаковое оформление и ассортимент. Одним из первых это сделал булочник Филиппов. Но больше всего это удалось молочнику Чичкину.
Его магазины были облицованы белой кафельной плиткой с зелеными каймами. Предприниматель делал ставку на широкий ассортимент и свежесть продукции. Пользовался Чичкин и рекламой. Например, каждый вечер из его магазинов выносили фляги с нераспроданным молоком и на глазах прохожих выливали содержимое прямо на мостовую. Таким образом показывая, что торгуют только свежей продукцией, и завтра будет новый завоз.
Бутылка молока стоила 5 копеек. В конце 19 века в Москве уже было 13 магазинов Чичкина, которые располагались на самых главных улицах города. Очередей в дореволюционной Москве не было, так же как и в дореволюционном Питере, наоборот, было изобилие товаров, при очень выгодном соотношение цены и качества. Любой желающий мог очень быстро приобрести все необходимое по доступной цене.
Оригинал статьи: https://zen.yandex.ru/media/omoskveneskuchno/kak-moskvichi-pokupali-produkty-vo-vtoroi-polovine-19-veka-5d6ebe0bc7e50c00add092f5
или