Как конструировали Рубенса

топ 100 блогов mmekourdukova30.03.2023 В ходе продолжающихся разговоров о композиции и о как ей учить если не копировать фотографии нас спросили -

«...я примерно представляю, как можно осмысленно сконструировать изображение на уровне греческой вазописи. Икона уже сложнее. Но как сконструировать Рубенса? Кто-нибудь показал элементы такого конструирования, разработал алгоритм действий?»

Отвечаю постингом.

Как конструировали Рубенса

Изрядно спрошено. Время Рубенса как раз решительно поворотное от средневекового подхода к изобразительности  -  к академическому, и сам Рубенс заслуженно считается корифеем процесса, очень уж был силён. Ну да, тому, кто смотрит на Рубенса и ахает – ах какая анатомия! ах какие пропорции! и ракурсы! и светотень! и пространственность! – ему кажется, что тут уже совсем «всё как у нас», в смысле уже как в эпоху победившей академической стилистики, всё как живое, ну очень похоже-на-натуру, и какую же алгебру можно подвести под эту гармонию?
Алгебра тут, конечно, очень сложная, это не арифметика чернофигурных или даже краснофигурных ваз, это не математика средневековой европейской стилистики, а действительно алгебра.

И тем не менее мы знаем, как ей обучались. И я, слыша вопрос «как сконструировать Рубенса», сразу вынимаю из культурной памяти знаете што?

Как конструировали Рубенса

Я вынимаю из нея один специфический род мебели, очень модный в эпоху так наз. барокко, расписные многоящичные кабинеты, бюро и комоды. Своеобразные функциональные иконостасы, на своих дверных створках, филёнках и стенках ящичков носившие иной раз по два-три десятка малоформатных сюжетных картин.

Как конструировали Рубенса

Как будете в приличном музее, посмотрите внимательно, как они сделаны, и вам сразу станет ясно, как тогда учились на Рубенса.

Как конструировали Рубенса

Как конструировали Рубенса


Когда эти маленькие картинки, набросанные быстрой кистью с великой непринуждённостью, развернутся перед вами целой серией, вы увидите, что все они как бы набраны из отдельных готовых (и свободно варьируемых) элементов. Из горок, кустов и дерев, из камней и облаков, из домиков и человечков, из лошадок и купидончиков. У каждого автора свой пошиб, у одного попроще, у другого позаковыристей. У каждого свой «канон» для всякого элемента композиции и свои приёмцы для их сочетаний. У Рубенса (это его кистей бюро я поставила первым) эти правила игры, эти алгоритмы так сложны и многосоставны, что зритель, который не в лодке, и вообразить себе не воображает, что и у этих дивных и сложных композиций ноги растут из той же математики (а то даже и арифметики), согласно которой разыгрываются простенькие пейзажики, жанрики или мифологические сюжетики для украшения модной мебели.


Как конструировали Рубенса

Как конструировали Рубенса

Как конструировали Рубенса

На Рубенса тогда учились именно так – десятки и сотни раз повторяя простенькие стандартные задачки, про один домик и три дерева, про кавалера и даму на лужайке, про купидончика, трясущего немудрёной аллегорией,  про нимфуссатиром, про Давидасголиафом. По вертикали, по горизонтали, в квадратике, в овале. Шесть на девять, девять на двенадцать. Чтоб было как можно более красиво, ну и в меру «похоже», конечно.

Как конструировали Рубенса

Ремесло было такое – разучить «канон», про как делать и красиво, и похоже, ОДНОВРЕМЕННО И КРАСИВО И ПОХОЖЕ, и затем его с блеском повторять.
Это было, повторяю, ремесло.
А в великих художников выписывались только те и именно те, кто лучше всех умел этот канон. Кто умел его насквозь, и мог его протолкнуть к дальнейшему усовершенствованию – к большему сходству-с-натурой и большей точности выражения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Надысь... ну как надысь... вчерась. Вчерась была баня. Кот Мурзик как будто чувствовал это событие, и пришел домой после затяжной пятидневной оргии. Хвост в солярке, жопа в репейнике, хорошо провел время. Первым делом - 200гр. кефира, пока рыбка варится. После приема рыбы я пригласил его ...
Белый жакетик крючком                                                     &nb ...
ФНС проверила работу паркоматов. По итогам проверки возбуждено 10 административных дел в отношении руководителя ГКУ «Администратора московского парковочного пространства», а также 10 административных дел в адрес юр.лица ГКУ «АМПП». Если коротко, то во всех паркоматах отсутствует ...
Есть один предмет одежды, который я никогда не пойму. Это вязаная кофточка с короткими рукавами и все ее разновидности. У меня в юности, помнится, была одна - перепала от двоюродной сестры, которой она стала мала, а мне была в самый раз, поэтому мне ее и отдали. Голубенькая, с пуховой ...
Зашла в журнал neusolga ...