...но какая ненависть!...


Юмора в тогдашних карикатурах вообще было очень немного, вернее, он был или грубым, уровня тортом по мордасам, или совсем беззубым. Но нам сегодня оно не для посмеяться, а для понять менталитет. Надо же – публика могла находить забавными эти детсадовские хохмы о том, что-де художники в быту воспроизводят мир своих картин. Баталист-де спит на походной койке, умывается при уличной колонке, обедает ложкой из котелка, вместо прогулок марширует или джигитует, пишет свои сюжеты в соответствующих им мундирах или на полевых санитарных носилках, ночами стоит в карауле итэдэ.
Исторический живописец спит и ест на всём готическом и ренессансном, прогуливается только в музеях и прочая. Художник – член Института (видимо, имеется в виду полнейшая зацикленность этого учреждения на классике) умывается в бассейне римской бани, драпируется в тогу, прогуливается на колеснице, выбирает натурщиц как бы на рынке рабов и пишет свои огромные полотна строго по античному канону. Ориенталист – завтракает кальяном, умывается в турецкой бане, спит на ковре, держит ручного льва и тому подобные банальности.




Но вот дело дошло до художника-пленэриста.

Он вообще никак не моется и друзей у себя не принимает (эти две графы демонстративно оставлены пустыми).
Он спит под ободранным деревом, его прогулка – шляние с этюдником и вёдрами красок, его завтрак – украденные у поселян редиски и гуси. Пункт 6 – подготовка тонов (расколеровка), пункт 7 – работа (видит известным образом и пишет так, как видит), объясняет автор. На всех ведёрках, кстати, написано «фиолетовая». Морды пленэриста мы не видим из-под полей дурацкого сомбреро, одет он в какой-то элементарный балахон нито комбинезон. Это тупой гнусный зомби, и легко заметить, что даже самый стиль своего рисунка Каран д'Aш для этой серии старается изменить (ну, насколько это вообще возможно для искусного рисовальщика), очевидно старается сделать свою линию, форму и композицию демонстративно безобразной, простявой, пошлой и корявой. Это не простая, а какая-то нутряная, усугублённая, на подкладке стёганая, ненависть.
Тут что замечательно.
Во всех предыдущих сериях Каран д'Aш классифицировал художников по их жанру, то есть по тематической специализации. А пленэрист попал в отдельную категорию и по жанру (это, собсна, пейзаж), и по принципу подхода к изобразительности, т.е. стилю и методу работы. Собственно, именно по методу и назван автором этот манекен с этюдником – он не пейзажист, а пленэрист. И понятно, что не жанр пейзажа, а именно стиль и метод отвратительны карикатуристу (а, стало быть, и публике, карикатурист ведь всегда стебётся над тем, что уже смешно и отвратительно для таргет-группы). Просто стиль и метод были неразрывно связаны с конкретным жанром. Да для обывателя только про жанр и понятно.
Не исключаю, что и вся-то серия про разные жанры, вполне беззубая сама по себе, для того только и была задумана, чтобы сказать, что импрессионисты – полоумные тупые бездари, да просто нелюди, неприличные асоциальные пустынные зомби без лица и глаз. Сказать – в смысле повторить то, что и так уже по поводу импрессионистов думали журнальные подписчики.
Пы. Сы. - Эх, жаль, не дожил старик Каран д'Aш до первой русской эмиграции. Любопытно, что бы он понарисовал про наших парижских эйконописцев. Тоже ведь жанр=стилю, ага.
|
</> |