Как казаки спутник запускали


Ладно, документы мне, очевидно, не подгонят... :(
Тогда начнем.

Прежде всего нужно понять, что космическая программа Украины влачит жалкое существование, если не при смерти. Причина - отсутствие кооперации. Страна не может изготовить все необходимые агрегаты, не располагает всем необходимым сырьем, и не располагает интересным с точки зрения серьезных запусков географическим расположением. Даже США не могут пока что - и это страна, отправлявшая астронавтов на Луну - изготовить ракетные двигатели, сравнимые по характеристикам с бывшими советскими, а ныне российскими, разработками. Нет своей элементной базы, своей оптики, и так далее. Иными словами - работа украинской космонавтики возможна только и исключительно в кооперационных проектах. До недавнего времени такие проекты были...
Будучи исторически частью советской космической программы, ракетно-космическая отрасль Украины интегрировалась в общесоюзную, и все цепочки кооперации у нее были - на территории СССР. После распада СССР кооперацию частично удалось сохранить, однако после эпохальных указов имени Турчинова всякая работа с Россией стала невозможной. Теоретически, что-то еще где-то еще теплится, но это уже крошки былого величия...
Каждая кооперация возможна только на основании определенных стандартов и протоколов. И здесь мы сразу, сходу, приходим к важной мысли. Украинские стандарты образования кадров, проектирования, испытаний и производства продукции унаследованы от СССР и не соответствуют западным. Детали, агрегаты, материалы и так далее - соответствуют советским стандартам, и не соответствуют западным.
В содружестве с Россией Украина может заниматься содержательной ракетно-космической деятельностью, вне такого содружества - нет.
Это ключевой момент, и он необходим для понимания истории спутника Січ-2-30, который мы далее будем называть просто 2-30, чтобы не переключаться из раскладки в раскладку.
Спутник физически достаточно старый, ему много лет, и изначально его прототип разрабатывался под требования запуска на РН Днепр, являющейся совместным проектом России и Украины по конверсии МБР. Данный прототип был запущен для Египта, а затем КБ "Южное" продолжило разработки. Для запуска на орбиту РН Фалькон-9 компании СпейсИкс Украина заключила договор с нидерландской компанией ISILaunch.
Теперь о том, что такое запуск коммерческого спутника.
Есть ракета-носитель. И на ней собраны разные спутники в количестве, которые будут выводиться одним запуском. Понятно, что они туда не как картошка в авоську насыпаны - они укреплены в специальной хреновине (диспенсере, или блоке разведения), который должен управлять их отделением на орбите.
Диспенсер - это сложное техническое сооружение, включающее в себя в том числе свою систему управления со своим программным обеспечением, инерциальной системой и системой связи и телеметрии. Фактически, диспенсер - это полноценный спутник, только короткоживущий, задача которого - оперировать с полезной нагрузкой.
Чтобы вывести спутник в пачке других спутников коммерческим запуском, спутник должен быть совместим с диспенсером по одному из протоколов, предусмотренных для этого, причем совместим не только сигнально, но и электрически (по электропитанию), и логически.
Вспоминаем, что стандарты, имевшие место быть на Украине, произошли от советских, и понимаем, что 2-30 должен был быть специально адаптирован для этого запуска. И это означает доработку системы управления спутником до состояния, когда он после отделения будет функциональным...
Поясняю.
Спутники при выведении находятся в упакованном состоянии. Солнечные батареи и антенны сложены, электроника выключена (часть по крайней мере) и так далее. И спутник должен как-то включиться, после отделения от носителя. Он должен знать, что пора включаться, и и что он удалился на достаточное расстояние от средства выведения, чтобы начинать работу. А еще на спутниках иногда бывают ракетные двигатели, с запасами топлива и окислителя...
Представьте себе, что спутник еще на ракете - а у него включились ракетные двигатели или развернулись солнечные батареи...

Когда происходит включение спутника? Давайте вспомним эпизод с аварийным запуском с Восточного. Так вот. Блок Фрегат к моменту пуска был включен, его система управления функционировала, а система навигации имела выставленными начальные параметры. Более того, она отслеживала оси ориентации в течении полета.
Таким образом, совершенно логически мы приходим к выводу, что ИНС 2-30 была инициализирована на момент старта, и отслеживала свою ориентацию в пространстве. Это необходимо, чтобы в случае, если спутник закрутит при отделении, он мог своими силами восстановить ориентацию.
Если мы посмотрим на упаковку спутников Старлинк перед запуском, или на упаковку спутников ВанВеб перед запуском, то увидим следующую картину:


Нетрудно видеть, что спутники имеют РАЗНУЮ ориентацию на пусковом устройстве. И у нас здесь есть два подхода. Либо мы заносим в каждый спутник его собственные параметры инициализации системы ориентации, либо мы используем оси ракеты как реперную систему, и подаем на каждый спутник перед стартом скорректированные в соответствии с его положением данные. Каждый спутник получает свою систему координат в АВТОМАТИЧЕСКОМ режиме.
Я логически предполагаю, что скорее имеет место вторая ситуация, как более универсальная.
У меня вопрос. Были ли 2-30 адаптирован к такому получению информации, то есть был ли он включен в момент старта, был ли он электрически, сигнально и логически совместим с диспенсером (блоком разведения), и получал ли он в момент предстартовой подготовки навигационную информацию от ракеты-носителя?
Мы должны понимать, что запуск РН Днепр предыдущих версий спутника, поскольку спутник был ОДИН, не требовали такого протокола - просто последняя ступень РН перед разделением принимала необходимое положение в пространстве, и спутник отделялся, то есть начальные данные системы ориентации могли вводиться в ручном режиме...
Если такая адаптация была проведена, то это один коленкор, но если нет - то совершенно другой...

Далее.
При разведении спутников диспенсер может принимать различные положения в пространстве. Если речь идет о Старлинк - то там этого нет, но в случае коммерческих запусков разных спутников разных производителей, которые должны выходить на разные орбиты, блок разведения может выполнять сложные эволюции в пространстве. При этом он меняет ориентацию в пространстве, и если инерциальная система спутника отслеживает это - то хорошо, а если нет?
Теперь мы должны с вами погрузиться вот в какую коррупционную историю...
Что для нас важно? Для нас важно то, что первоначальная договоренность была непосредственно со СпейсИкс. И в соответствии с этой договоренностью был подписан контракт, требовавший предоплаты. Контракт включает в себя полный перечень всех обязательств, в том числе исходных данных для изготовления адаптера для спутника.
Если 2-30 не был интегрирован в систему автоматической инициализации системы навигации ракетой-носителем, или если таковой системы в данном запуске вообще не было - то по контракту южмашевцы должны были получить НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УГЛОВ ДЛЯ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ ИНС 2-30.
Понимаете?
СпесИкс подписал контракт, сообщил исходные данные, зарезервировал место в сборке под спутник, выдал углы для осей системы навигации, но предоплата не прошла. И так как предоплата не прошла - в СпейсИкс посчитали место свободным, и заменили украинский спутник другим аппаратом по причине денонсации контракта.
Второй контракт был подписан с ПОСРЕДНИКОМ. При подписании южмашевцы (не имеющие опыта запусков в последние годы, и не сталкивавшиеся с таким ранее на РН Днепр) сказали, что они готовы и им просто нужно место на ракете - и они его получили.
Только на самом деле они получили ДРУГОЕ МЕСТО на ракете.
Опять смотрим на сборку Ванвеб. И мы видим, что разные спутники на противоположных сторонах сборки имеют ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ ориентацию. И после отделения эти спутники - все имеют РАЗНУЮ ориентацию.
И если место под спутник 2-30 по первоначальному контракту располагалось диаметрально противоположно по отношению к местоположению по окончательному контракту - то система навигации спутника получила ПЕРЕВЕРНУТУЮ систему координат в пространстве.

Что было дальше?
После отделения от носителя (получив соответствующий сигнал) система управления начала выполнять систему команд по приведению спутника в рабочее положение. Развернула солнечные батареи. Развернула антенны. А затем, дойдя до пункта "дать приращение +90 градусов по тангажу", послушно дала. Однако поскольку оси координат были развернуты под углом 180 градусов (заклепочникам - да, две из трех, но это не принципиально, потому что на орбите спутник "ложится на бок" относительно старта, на котором только вертикальная ось не инвертируется), то и конечное положение спутника у нас получилось...

Сами произнесете, или мне произнести?
Ладно, произнесу сам - ПЕРЕВЕРНУТОЕ, что мы и наблюдаем...
Еще раз.
Если в укладке спутника на ракете-носителе он был установлен диаметрально противоположно запланированному положению, и не использовал систему синхронизации навигационной информации в предпусковых процедурах - то он получил перевернутую систему координат, и как раз и должен болтаться в космосе кверху каком...
Вопрос в том, как и в какой момент спутник получил заведомо неверные для его места в укладке навигационные данные, было ли это следствием несогласованности административной, либо имела место программная ошибка автоматического интерфейса.
Я примерно представляю, что сейчас делается в пункте управления полетом. Там без перерыва бомбардируют спутник командами "занять нормальное положение". И если спутник еще может получить и интерпретировать эти команды, то он, сверяясь со своей ориентацией согласно данных бортовой ИНС, видит, что он в полном порядке, и продолжает ничего не делать...
Надо дать ему команду перевернуться вверх тормашками, потому что это ЛГБТ-спутник, у него бортовая навигационная информация диаметрально противоположная правильной...

Вот так...
.
|
</> |