Как баснописец Крылов костюм Адама примерял

топ 100 блогов sergeytsvetkov02.04.2024
Как баснописец Крылов костюм Адама примерял

Из книги: Валентин Коровин. Жизнь и литературная судьба Ивана Крылова. М.: Литфакт, 2024.

Крылову выпал случай проверить на себе истинную ценность рассуждений Руссо. Современники (М. Е. Лобанов, В. А. Оленина) называют решение Крылова «причудой» и не усматривают в нем серьезной мысли. Между тем эта «причуда», хотя бы ироническая и шутовская по форме, по содержанию своему не так уж нелепа. В. А. Оленина замечает, что «все пробы он на себе делал». Желание практически проверить каждое теоретическое суждение обнаруживает в Крылове возвышенного и скептического мыслителя, понимающего, что философские построения хороши только тогда, когда они непосредственно и сейчас могут быть испытаны и проверены, когда они приложимы к любому человеку. Идея Руссо о необходимости вернуться к изначальной дикости и естественной простоте, освободить современного человека из-под груза преимуществ цивилизации и тем самым вернуть ему первозданную и незамутненную нравственную чистоту подвергается Крыловым испытанию на практическую достижимость и теоретическую истинность.

«Живучи в деревне у... Татищева... — рассказывает В. А. Оленина, — он вздумал посмотреть, каков был Адам, в первобытном его создании...» И продолжает: «...покуда ездили Татищевы в другую деревню, он отпустил волосы, ногти на руках и ногах и, наконец, в большие жары стал ходить in naturalibus. Не ожидая скорого их возвращения из Курской деревни, он шел по аллее с книгой в руках, углубившись в чтение и в вышеупомянутом туалете. Услышавши шум кареты, он узнал Татищева экипаж. Опрометью побежал он домой; дамы кричали: «Kriloff est fou, ah! mon dieu, il est fou!» (Крылов с ума сошел, а! боже мой, он сумасшедший! — В. К.), и все были в отчаянии. Он только успел добежать до своей комнаты, как Татищев к нему вбежал, спрашивая: «Что с тобою, братец?» — «Ничего, ничего; вели твоему парикмахеру поскорее меня обрить, обстричь и ногти обрезать. Я только хотел попробовать, как был Адам». Тот же эпизод передает и М. Е. Лобанов: «Оставшись один во всем доме, он задумал привести в действие одну из давнишних своих причуд: испытать быт первого человека. Что было причиною этой причуды, не знаю. Он отпустил себе бороду, отрастил длинные ногти и волосы — и вот похаживает по саду с книгою. Так продолжалось несколько месяцев. Раз, углубленный в чтение, слышит он близкий стук кареты, оглядывается — и что же? Граф и все его семейство перед его глазами. При этой чудной, изумительной встрече в карете поднялся шум и крик, и наш Иван Андреевич в эту же минуту исчез. Хозяин нашел его, велел выбрить, одеть его и снова покорил его общественным законам».

Эксперимент Крылова был, строго говоря, не совсем «чист»: писатель читал книги и пользовался услугами татищевского повара. И все-таки цели своей Крылов достиг: он убедился в неестественности «естественного человека» в современный ему век. Хозяева имения сочли своего гостя сумасшедшим. Шутка, проделанная Крыловым, опровергла идею Руссо. Последствия ее имели далеко не комический, а вполне серьезный смысл. Если раньше Крылов лишь отчасти не соглашался с просветителями, то отныне их теории и системы он подвергает все более глубокому сомнению, которое касается самых разных сторон просветительской идеологии и даже затрагивает ее в целом. Скептицизм охватывает теперь не только учение просветителей, но также искусство, питаемое идеями Просвещения. Именно в период скитаний началась переоценка прежних ценностей, и из ученика и последователя просветителей Крылов превращается в их критика, хотя отдельные и весьма важные постулаты и аксиомы их воззрений остаются для него незыблемо прочными. Перелом в мироощущении Крылова произошел с учетом исторического опыта народов Европы, и прежде всего России.

Другим результатом невидимого для нас, скрытого умственного процесса, совершавшегося в Крылове, стало недоверие ко всем абстрактным умствованиям, предлагавшим человечеству пути к счастью и процветанию.

Как баснописец Крылов костюм Адама примерял

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!

Как баснописец Крылов костюм Адама примерял

«Названный Лжедмитрием».

Как баснописец Крылов костюм Адама примерял

«Последняя война Российской империи» (описание)

Заказы принимаю на мой мейл [email protected]

Как баснописец Крылов костюм Адама примерял

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О смертной казни в России – и императрице Елизавете Петровне …Раз уж мы упомянули сегодня Елизавету Петровну – перенесёмся в 7 мая 1744  года, когда императрица отменила в Российской Империи смертную казнь... (И никто не пикнул – наверно, потому, что демократии не было…) ...
Вопросы журналистки с аристократически- худыми скулами мерцали благосклонным любопытством. Хабенский привычно держал лицо, не допуская непородистые эмоции с улиц разбитых фонарей. ...
О том как, когда и при каких обстоятельствах встретил свою вторую половинку, мы ...
А сегодня я снова делюсь рецептами, которые подсмотрела у своей бабушки. Часто бабуля угощает меня домашним печеньем. Мне тоже хочется удивлять своих гостей, но делать что-то сложное у меня пока не получается. Такие рецепты всегда выручают! Я всегда, как вы могли уже заметить, выбираю пр ...
Осень подступает рано, но так неотвратимо. Как то не ждала я, что лето начнет уходить прям со второй недели августа. Ну куда ты, постой! Ночи холодные, утром тоже брр, дождливо... Петунии как-то разом отцвели. Огурцы уже не растут почти) В лесу грибы появились (а в наших местах они ...