К теме официальной пропаганды в РФ

В таких условиях официальной пропаганде нужно как-то приспосабливать свои действия к общим настроениям. Она едва ли способна отменить вышеупомянутое устойчивое убеждение, однако может попробовать добиться его переоценки.
Будь я влиятельным россиянским пропагандистом, предложил бы следующий проект.
Можно начать в СМИ, в первую очередь на телевидении, кампанию по описанию быта и прочих обстоятельств жизни сталинских времён как очень неприятных. При этом я бы не делал акцент на репрессиях; относительно благополучный обыватель редко ассоциирует себя с жертвой преследований. Нужно уделить основное внимание жизни обычных людей при Сталине. Рассказы следует строить как бы безоценочно, не применяя явное принуждение к мнению.
К примеру, разсмотреть жилищный вопрос. В каждом как минимум губернском городе подготовить свой цикл историй с краеведческим уклоном. Скажем, "Вот наш город в советское время. В тридцать таком-то году было построено вот это здание, стоящее поныне, архитектор такой-то. В него заселились работники НКВД. А в это - работники Обкома ВКП(б). Простые же горожане жили в бараках". Показать бараки, обрисовать быт в них.
Или другая тема: электричество при Сталине. Электрификация, всё прекрасно. Лампочка Ильича. Но есть нюанс: нормы потребления. "В нашей области норма была три киловатта в месяц, перерасходовавшим её электричество отключали". В качестве иллюстрации можно использовать советский кинофильм, название которого я забыл, но там всё начинается с того, что девушка-монтёр лезет на столб и отключает свет парню-студенту, который читал по ночам. Так они и познакомились, и дальше романтическая история (кажется). Аккуратно разсказать про отключения при мизерном по современным меркам расходе хвалёного советского электричества.
Передача про очереди за хлебом, про нехватку мыла, про обёрточную бумагу вместо школьных тетрадей, про брак на предприятиях, про спаивание народа - и так далее, и так далее, до безконечности. Про колхозы будут самые страшные истории, не считая тех, что про ГУЛАГ. Но про репрессии особенно не надо. Хотя упомянуть, что из девяти, если не ошибаюсь, довоенных директоров Сталинградского тракторного было посажено восемь, полезно.
Использовать воспоминания, архивные данные, кинофильмы, хронику. Сталинская эпоха прекрасно подходит для этого.
Часть передач может быть ориентирована на интеллигенцию и проповедовать мысль: "Вы думаете, что сейчас цензура и ограничения творчества? Не знаете Вы по-настоящему собачьих отношений, но мы Вам расскажем".
Реальные порядки в Красной армии, на основе архивных данных (неустроенность, дурное питание, плохое снабжение и так далее) - может быть отличная тема. "Без умаления подвига советского солдата", конечно. Но так, чтобы современный солдат сравнивал и чуял, что ему сейчас лучше.
Важная часть - пропаганда для "новых россиян" из Средней Азии и так далее. "Раньше узбеков привозили на стройки социализма, и там не было мечетей, а было дурное питание". Что, вообще-то, правда.
Результатом такой массированной атаки на обывателя станет, как я предполагаю, его естественная реакция в виде убеждения: "Да мы ещё хорошо живём, нам по сравнению с советскими людьми и жаловаться не на что". И это окажется объективно верное убеждение. Как ни ругай современную РФ, но факт, что в общем мы сейчас живём на два порядка лучше, чем при Сталине.
Таким образом, добавив наблюдаемой картинке перспективу прошлого, может быть удастся частично компенсировать отсутствие у неё явной перспективы будущего. При этом авторам разсказов совершенно не придётся врать и преувеличивать. Не следует, однако, непрерывно "гнать чернуху"; люди от неё устают. Нужные послания должны усваиваться как сопутствующая информация, словно не ради неё всё затеяно.
Некоторое время фигура Сталина оценивалась официальной пропагандой РФ как важная часть пантеона современной государственной религии РФ. Однако времена меняются. "Новым россиянам" и многим из успешных "старых" Сталин не нужен совершенно. Есть смысл подумать о переориентации идеологии на тех, кто действительно важен для режима, кто составляет его будущее, и постепенно отказываться от стандартных решений прошлого, разсчитанных на совершенно иную аудиторию.
|
</> |