К механике происходящего

Российские власти являются вполне суверенными, с определёнными ограничениями этого понятия, на которых я не стану сейчас останавливаться, а также способными, компетентными и обучаемыми. Наверняка в этом отношении можно желать лучшего, и могут найтись люди, знакомые с организацией работы в каких-нибудь быстрорастущих технологических компаниях, которые, познакомившись с российскими практиками управления, скажут: "Такие губы сейчас не носят". Но если не равняться на скорости автомобилей "формулы один", а ставить задачу доехать до садового участка с разсадой, что нам, как правило, и требуется, то машина российского государственного управления окажется вполне работоспособной, готовой к улучшению, умеющей соблюдать правила и открытой для объективной информации. Эта машина абсолютно точно умеет добиваться своего. Может быть не в рекордные сроки и не с рекордной эффективностью, но зато постоянно и в масштабах огромной страны - каковая стабильность и масштабируемость результатов делают системе честь.
То, что взволнованный обыватель считает проблемой государственной власти, часто вернее относить к её особенностям. К примеру, сейчас в Городе-герое Москве происходят выборы муниципальных депутатов. В советские времена их назвали бы выборами в районные советы. Это низовой уровень избираемой власти, имеющий весьма ограниченные полномочия и распоряжающийся скромными бюджетами - ничего сравнимого с уровнем мэра Москвы, который одних тоннелей и эстакад, каждая размером с приличный мост, строит примерно по 70 штук в год, и это не говоря о подземке, жилье и всём прочем. О проходящий выборах нам интересно следующее. Во-первых, о факте их проведения я и большинство москвичей узнали из анонсов властей. Если бы эти выборы вообще не проводились, мы бы ничего или почти ничего не заметили. Власти могли бы просто назначить нужных людей или же вообще отменить институт муниципальных депутатов, ничего нам об этом не сказать, и москвичи долгое время об этом не узнали бы, не столкнувшись с предметом непосредственно. Во-вторых, голосование проводится одновременно традиционным способом, на избирательных участках, и дистанционно, на сайте мэра. При этом власти особенно рекламируют второй способ, даже обещая материальные призы за сам факт участия в электронном голосовании. По-видимому, участвующих в голосовании на сайте будет много, что теоретически открывает перед московскими властями широкие возможности для управления результатами голосования. Я не утверждаю, что эти возможности непременно будут использованы и даже почему-то, сам не знаю почему, полагаю, что в этот раз подтасовки не ожидаются, то есть что как москвичи проголосуют, так им и будет объявлено. Тем не менее, в принципе мэрия имеет техническую возможность объявить любые результаты, как в части явки, так и в части персонального состава депутатов, и помешать мэрии в этом невозможно, и никто не сможет прямо поймать подтасовщиков за руку, как это в прошлом нередко случалось при традиционном "бумажном" голосовании. Желающие впоследствии смогут экспериментировать с кривыми распределения и таким образом в чём-то себя убеждать, однако видеозаписей прямого вброса бюллетеней в урны, я думаю, не появится - виду отсутствия вбросов. В-третьих, в выборах участвуют, если не ошибаюсь, шесть партий и самовыдвиженцы, поэтому выбирать есть из кого, однако вне сомнения среди кандидатов есть только те, кто в случае прохождения не будет излишне неудобен властям. То есть, как именно проголосуют избиратели, мэрии не так уж и важно. По совокупности факторов можно сказать следующее: российские и московские власти обладают в отношении муниципальных выборов полной свободой действий, от полной фальсификации до фактической отмены. И как они пользуются своей свободой? Чего они добиваются в реальности? В реальности сегодня, в 2022 году, перед московскими должностными лицами поставлена задача контроля над выборами по одному параметру - явке. Не спрашивайте меня, для чего властям добиваться высокой фактической явки, если они могут "нарисовать" любую нажатием нескольких кнопок на клавиатуре. Я знаю лишь, что от сотрудников бюджетных учреждений требуют проголосовать, при этом не контролируют, за кого именно голосовать. Я знаю, что руководители бюджетных учреждений и прямо контролируемые ими лица обзванивают своих сотрудников, спрашивая, приняли ли те участие в голосовании. Я знаю, что не очень понятная мне "неправительственная" организация занимается обзвонами всех подряд с той же целью - проконтролировать факт участия в голосовании. При этом, повторюсь, никакого контроля самого процесса нет, голосуй за кого хочешь, хотя будь такая нужда, власти обязали бы как минимум бюджетников снимать результаты голосования на смартфоны или делать скриншоты и отчитываться перед начальством. Но этого нет.
Какой вывод я делаю из описанного? Власти имели возможность выбрать из многих стратегий поведения, и выбрали одну их них, при этом выбор осуществлён по неизвестному мне критерию. После чего выбранная стратегия стала проводиться в жизнь - неуклонно, системно, повсеместно, с ответственностью руководителей и контролем результатов. И, думаю, что требуемый (почему-то, не знаю почему, требуемый) властям результат будет в большей или меньшей степени достигнут. Власти получат то, что они хотят. Они умеют получать то, что они хотят. У них есть работоспособная машина управления и контроля, умеющая получать то, что хотят власти. Эту машину можно запустить в любую сторону, для реализации любой задачи. Используется эта машина для достижения неизвестно мне чьих желаний. А для достижения нежелаемого неизвестно мне кем она, соответственно, не используется. Если посмотреть на жизнь российской государственной машины во времени, хотя бы на примере московских выборов, можно заметить, что эта машина постоянно меняет многое в технологии реализации своих целей. Эта машина инициативна и обучаема. В ней есть и воля, и обратная связь. Она не тупая, не некомпетентная. Она вполне прилично работает. На федеральном уровне эта машина точно не хуже, чем на уровне московском - тем более, что оба уровня черпают основные кадры и идеи из одного города-источника и живут по соседству.
Тогда почему эта машина, при всех её достоинствах, сдала (или вот-вот сдаст) Балаклею, Изюм и Купянск? По той же причине, по которой она не контролирует, за кого именно голосуют москвичи - не хочет. У неё нет такой задачи, удерживать означенные города. Они не нужны хозяевам машины. Украинцам они нужны, поэтому он идут и берут их. А россиянам они не нужны, поэтому россияне отвели войска и сдали местность. У одних одни желания, у других другие. Все желания исполняются.
Я абсолютно уверен в том, что если бы у владельцев российской государственной машины было желание победить Украину на поле боя, то, в частности, у каждого российского и союзного военнослужащего было бы средство связи, телефон или рация, выданные начальством и предназначенные, в первую очередь, для связи с начальством - а Вы подумали, для чего? Чтобы начальство могло бы "достать" каждого подчинённого, естественно, как оно в Москве каждый день "достаёт" каждого дворника, которые фотографируют результаты своей работы и куда-то отправляют фотографии. Отсутствие в российских войсках современной системы связи, о которой много говорят в известном всем блоге, это ни в коем случае не следствие некомпетентности, воровства и невнимания к проблеме. Это следствие отсутствия необходимости в такой связи у руководства. А руководству связь не нужна потому, что результаты деятельности подчинённых в некоей области работы ему неинтересны. Дело в том, что если начальству что-то где-то нужно, то первое, о чём оно позаботится, это связь с контролируемыми лицами - чтобы их было возможно контролировать, желательно в непрерывном режиме. Связь нужна не исполнителям, чтобы разговаривать друг с другом, связь нужна руководству, чтобы иметь возможность "достать" каждого исполнителя в каждый момент времени. Поэтому связь должна быть современной и надёжной - и она станет такой сразу, как только это понадобится руководству. Не стоит думать, что власть способна дозвониться до каждого учителя и дворника, но не способна дозвониться до каждого солдата. Способна. Она, власть, всё может сделать - если ей того захочется. И ретрансляторы поставит, и инструкторов обучит, и тангенты привезёт в нужном количестве, и будет проверять работоспособность всей системы ежечасно. Если захочет. Я уверен, что если бы удержание Изюма или взятие Николаева были в списке желаний российских властей, то ежедневно каждому солдату Российской Армии, ДНР и ЛНР звонил бы его как минимум майор, а то и полковник, и спрашивал: "Есть ли у тебя нужное количество патронов, прицелов, портянок, аптечек и аккумуляторов?" Были бы, конечно, некоторые проблемы с достоверностью ответов - эти проблемы всегда есть. Дворники тоже обманывают своих работодателей, перекладывая пакеты с отсортированным мусором из одного контейнера в другой для более красивых снимков и не возвращая их потом обратно, конечно. Однако в целом поток достоверных сведений был бы достаточен для работы всей системы в целом, подозреваю, на твёрдую "четвёрку".
На самом деле: Вы думаете, что российская властная "вертикаль" не способна купить современные аптечки или безпилотники, или обуть ДНР-овских мобилизованных в нормальную обувь? Мост в Крым она способна построить, а это нет? Кто-то из начальства решил, что необходимо как можно скорее возстановить мемориальный комплекс на Саур-Могиле, и его возстановили за считанные месяцы (подозреваю, что быстрее, чем его строили в советское время), и вот он уже стоит красивый. Кто-то захотел, и стало так, быстро и без бюрократии. При этом вполне очевидно, что если украинцы захватят Саур-Могилу, они этот комплекс взорвут. То есть, возстановление скульптур без стремления к разгрому Украины это действие, в некотором роде, буддийское - в котором хрупкость красоты есть важная часть собственно красоты. Не знаю, кто там чего намедитировал, но мы имеем то, что мы имеем. Люди хотят одного и не хотят другого. Они люди, а люди всегда так себя ведут. Мы с Вами такие же.
Ну, не нужен им Изюм. Они его не хотят. Саур-Могилу хотят, а Изюм нет, и невозможно догадаться, почему. Можно сколько угодно говорить о необходимости, но насильно мил не будешь. Я бы не вводил дополнительные сущности, такие как распространённое понятие "договорняк". Это лишнее. Договориться можно только о том, чего хочешь. Желание или его отсутствие первично. А если нет желания удерживать Изюм, то договариваться необязательно, можно просто приказать войскам уйти. Заодно кого-то не убьют; пустячок, а приятно.
Российские власти смогут и собрать людей, и произвести технику, и создать систему подготовки, и доставить всё это в нужное место. Может быть, они смогут сделать всё означенное не в рекордные сроки, а за какое-то относительно долгое время, но они точно всё смогут. Они достаточно компетентны и обучаемы. Если они чего-то не знают, то они найдут, у кого спросить - у того же всем знакомого эксперта по военной связи, например. Московские власти делали так в отношении транспортной проблемы - слушали самых говорливых говорунов, приглашали к сотрудничеству наиболее адекватных, и теперь они на госслужбе и на самом деле приносят пользу. Российская власть это не непробиваемая стена тупости, косности и коррупции, а вполне вменяемая и адекватная система принятия необходимых ей решений, даже и не слишком коррумпированная, между нами говоря - с учётом уровня ответственности (то есть, кому-то, немногим, из чиновников можно всё или многое, а кому-то, большинству, очень мало или ничего, но отнюдь не всем можно всё). Никакого кризиса системы управления в РФ нет. Если власти захотят, то и укров победят. Как говорили спартанцы, "Если".
Неверно думать, что российским властям наплевать на страдания людей. Они сочувствуют и жителям Донбасса, которых ежедневно убивают украинцы, и пророссийски настроенным жителям оставляемых сегодня населённых пунктов, которых те же украинцы теперь замучают и убьют. И "полтинника" российским руководителям не жалко, тем более, что он казённый. Но они делают только то, что они хотят, а что они не хотят, то не делают. Думаете, только мы с Вами обучались у профессора Преображенского? Нет; в эту игру можно играть всем.
Поведение и результаты деятельности российских властей определяются только их желанием или нежеланием. Они вполне могут завтра захотеть повоевать с Украиной, и тогда, с какими-то издержками, неизбежными при масштабном деле, у них запляшут лес и горы. А могут захотеть перекрасить все легковые автомобили в белый цвет, как это сделали в одной средне-азиатской республике, и тогда мы все станем ездить на белых машинах. Я не знаю, что они захотят завтра, но я уверен, что они смогут добиться желаемого. Управление же чужими желаниями вне моей компетенции и вообще едва ли возможно.
|
</> |