Жизнь Иуды Искариота

— Снилось мне, что я даю жизнь младенцу, сыну, но он грешен и порочен настолько, что принесет гибель всему нашему народу!
— Что за ужасный сон! — воскликнул Рубен. — Мм одна душа не должна знать о нем. Ты, должно быть, cтала жертвой какого-то дьявольского наваждения.
— Если я обнаружу, что понесла и ношу сына, мы с тобой будем знать, что мне было дано подлинное откровение, а не наваждение, — предупредила она мужа.
Младенец действительно появился в положенным срок, и родители, полные дурных предчувствий, стали га дать, как же поступить с ребенком. Мысль о том, чтобы убить его, пугала, и они решили просто бросить его на произвол судьбы, дабы не смог он уничтожить свой народ. Они положили его в плетеную корзину и пустили по морю — и так он плавал, пока волны не вынесли его на остров, называемый Скариот (от которого Иуда потом получил свое прозвище).
И вот царица того острова, детей у которой не было, вышла прогуляться на морской берег. Увидела пляшущую в прибое корзину, поймала ее и открыла. В корзине оказался красивый младенец мужского пола, и тогда царица со вздохом произнесла:
— Ах, если б я могла иметь такого красивого малыша, как этот! Как отрадно было бы мне знать, что кто-то наследует мое царство!
И повелела она воспитывать младенца тайно, а сама тем временем притворилась беременной. После, в соответствующий срок, объявила, что разрешилась от бремени сыном, и весть об этом скоро разлетелась по всему царству. Царь был счастлив рождением сына, не меньше его радовались и все подданные, и мальчика стали воспитывать как наследника.
Однако вскоре после этого царица снова забеременела уже по-настоящему и родила сына. Подросшие мальчики часто играли вместе, но Иуда мучил царского сына и помыкал им, постоянно заставляя плакать. Это беспокоило царицу, знавшую, что Иуда не родной ее сын. Она била его, но Иуда снова и снова продолжал издеваться над мальчиком. Наконец, открылась правда, и всем стало известно, что Иуда не царский сын, а найденыш.
Когда об этом узнал сам Иуда, он, раздавленный таким известием, подобрался к царскому сыну, которого считал братом, и убил его. Затем, опасаясь быть осужденным на смерть за свое злодеяние, он с шайкой людей, пришедших платить дань царю, сбежал в Иерусалим. Там появился он при дворе правителя Пилата и, поскольку обладал большим обаянием и умело им пользовался, скоро стал его приближенным, а затем и наперсником. Впоследствии Пилат сделал его министром двора, и власть Иуды стала безграничной.
Однажды, глядя из своего дворца на фруктовый сад, Пилат ощутил настолько страстное желание отведать зреющих плодов, что едва не потерял сознание. А сад этот принадлежал Рубену, отцу Иуды, думавшему, что сын его погиб в морской пучине. Иуда также знать не знал, кто его отец и где он находится. И тогда Пилат призвал Иуду и сказал ему:
— Я хочу этих фруктов настолько сильно, что если не добуду их, то умру!
Иуда поспешно ворвался в сад и сорвал несколько яблок. Но в этот момент неожиданно появился Рубен и застал незнакомца за воровством. Начался громкий спор, мало-помалу оскорбления перешли в драку, и оба получили раны А потом Иуда ударил Рубена камнем в горло и убил его, Забрав яблоки, он вернулся к Пилату и рассказал о случившемся. День минул, а ночью нашли тело Рубена, но все по думали, что умер он неожиданно, своей смертью. Понтий Пилат передал все имущество покойного Иуде, а в придачу позволил ему жениться на Киборее, вдове Рубена.
И вот однажды услышал Иуда, как жена его горько вздыхает, и попросил рассказать, в чем дело.
— Увы, — отвечала она, — я несчастнейшая из женщин! Я утопила крошку-сына в морских волнах, потом нашла мертвым мужа, а теперь, когда я в таком горе, Пилат увенчал мое страдание тем, что против моей воли выдал меня за тебя замуж!
И когда поведала она ему все о своем младенце, Иуда сравнил свои приключения с услышанным и понял, что женился на своей матери и убил своего отца. Он преисполнился раскаянья и по совету матери обратился к Господу нашему Иисусу Христу, вымолив прощение за все грехи. (История эта обнаружена в апокрифе, упомянутом выше. Правдива она или нет, оставим на суд читателя, хотя, скорее всего, к ней стоит отнестись больше как к фантазии, чем принять как факт).
Господь сделал Иуду своим учеником, а позже выбрал в апостолы, и стал Иуда так близок ему и так нужен, что Он поручил тому, кому потом было суждено предать Его, вести все денежные дела. И потому был Иуда тем, кто
хранил деньги учеников, и мог красть все, что люди жертвовали Христу. И когда пришла ко Господу женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и приготовила тело Его к погребению, Иуда сожалел о том, что миро стоимостью в триста динариев не было продано, потому что это лишило его возможности поживиться еще и на этом. И потом он пошел и продал своего Учителя за тридцать сребреников и отчасти возместил потерю трехсот динариев за миро, которым Мария умастила тело Господа.
Однако, сделав это, он затем укорил себя, вернул назад деньги и повесился. Когда же он висел на дереве, чрево его лопнуло, и все внутренности вывалились наружу. Но ничего не вышло изо рта его, ибо неподобно губам, которые целовали Спасителя, быть грязно оскверненными. Но справедливо, что внутренности, выносившие предательство Христа, лопнули и были выброшены прочь, и что глотка, через которую шел предательский голос, была задушена веревкой. И умер он, вися между небом и землей, ибо поступком своим он оскорбил и ангелов в небе, и людей на земле. И потому справедливо, что должен он быть изгнан с мест, населенных ангелами и людьми, и оставаться посередине — в товариществе с бесами.
(Иаков Ворагинский. Золотая Легенда. т.1. Апостолы. Спб., Пальмира, 2016, сс.209-213. Отчего-то в составе Жития ап. Матфия).
|
</> |