"Жаркое лето 42-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко". Черновые отрывки. Глава

топ 100 блогов p_balaev01.04.2023 Обратите внимание на сроки – 25 июля Нарком отправляет директиву в войска, а готовность к проведению смотров уже в августе. Неделя. За неделю в округах должны быть подготовлены оборонные сооружения, и не просто окопы, а с фактическим заграждением местности, т.е. завалы, противотанковые рвы, колючая проволока, минирование. Сроки как во время войны. Т.е., после получения директивы командиры частей должны были по тревоге поднять войска и вывести их в поля, там в спешке оборудовать линии обороны. Времени на то, чтобы в войсках предварительно проштудировать наставления и уставы, провести занятия с командирами подразделений, тем более, проверить, как оборудована оборона конкретного полка, исправить недостатки, если они есть, Тимошенко не давал. Неделя! Через неделю войска должны уже сидеть в окопах и ждать приезда проверяющего. Проверка в августе-сентябре, но к кому из вас приедут проверяющие 1-го августа, а к кому 30 сентября – не сообщили. Всем быть в готовности в августе.
       Т.е., Семену Константиновичу не нужны были красиво и грамотно оборудованные линии обороны с аккуратными окопами и блиндажами сами по себе. Дать времени месяц на их обустройство – так потом можно было бы в ведомости проверки ставить оценки «отлично», даже не выезжая для их осмотра. Получив достаточный срок для подготовки, любой командующий округом у себя подобрал бы командиров, досконально знающих этот вопрос, и уже под руководством этих специалистов все полки оборудовали бы рубежи. И придраться было бы не к чему. И Нарком доложил бы Председателю Комитета Обороны Ворошилову, что проверка проведена, армия ее прошла без существенных замечаний, армия к войне готова. Ворошилов доложил бы о блеске и красоте Сталину. Всё в ажуре. Только что на самом деле знают и умеют конкретные командиры рот, батальонов, полков – черт его знает. Потому что одно дело, когда ты сам, командир батальона, вместе с твоими ротными и взводными на местности проводишь рекогносцировку, определяешь опасные направления, размещаешь огневые средства и оборудуешь окопы, и другое дело, когда тебе в этом деле оказывает методическую, так она называется, помощь присланный из штаба дивизии выпускник Академии имени Фрунзе. На деле получилось бы очковтирательство и показуха, потому что во время войны за командирами методисты со своей помощью и указаниями не ходят.
     Показуха Тимошенко была не нужна, ему требовалась объективная картина готовности войск к выполнению боевых задач. Чтобы произошло в Советской Армии, если бы маршал Д.Т. Язов поставил такую задачу, служившие в той армии могут себе представить.
     И проверка была проведена тотальная: «Нарком взял на себя проверку войсковых соединений Западного [особого] и Московского округов, в остальных округах приказал провести проверку своим заместителям, кроме того, — командующим войсками округов. В результате не осталось ни одного соединения, которое бы не было проверено осенью этого года. И с этого момента началась действительная перестройка боевой подготовки Красной Армии».
      Это так Сталин и советское руководство, Нарком обороны, в частности, не готовились к войне и надеялись, что ее в 41-м году удастся избежать. Но вся армия еще в 40-м году на ушах, в буквальном смысле, стояла. Кроме того, «Директива Народного комиссара требовала в короткий срок пересмотреть боевую оборону. Основным недочетом построения обороны надо отметить ли­нейность положения огневых средств. При выходе в оборону по указанию НКО были применены новые средства защиты переднего края. Эти средства зарекомендовали себя с положительной стороны».
      И к обороне не готовились, готовились только наступать. Сразу «малой кровью, могучим ударом», на чужой территории. Только мало того, что Нарком заставил всю армию строить оборонительные сооружения при проверке, так еще и на этом Совещании одним из главных докладов был доклад генерала армии И.В.Тюленева «Характер современной оборонительной операции». А Тюленев тогда командовал Московским военным округом, это как раз из этого округа под Могилев был переброшен полк Кутепова. Стоит ли удивляться тому, что в первый же день боя немцы оставили перед позициями полка 30 горящих танков?
   Наконец, «Войска получили большую практику в обороне и преодолении предполья, быстро усвоили указания Народного комиссара и старших командиров».
   Так что, все утверждения появившиеся потом в мемуарной литературе, такие, как у Василевского: «Однако нельзя не сказать при этом, что правильная в принципе установка на то, чтобы вести войну на территории агрессора, что при нападении врага на СССР боевые действия советских войск должны быть до предела решительными, кое-где пропагандировалась односторонне, что, как уже говорилось, способствовало распространению иллюзий легкой победы в войне», - ничего общего с тем, как армия готовилась к войне, не имеют.
       Это всё перепевки на мотив знаменитого доклада Хрущева: «До войны в  нашей  печати  и  во всей воспитательной  работе
 преобладал хвастливый  тон:  если  враг  нападет на  священную  советскую землю, то  мы ответим  на  удар  врага тройным 
ударом, войну  будем  вести  на  территории противника и  выиграем  ее малой кровью. Однако эти декларативные  заявления 
далеко  не во  всем подкреплялись  практическими  делами,  чтобы  обеспечить действительную неприступность наших границ».

      Это только после 1956 года наши маршалы и генералы, оставившие воспоминания, вспомнили, что к обороне не готовились. Точнее, думаю, эти воспоминания редакторы исправляли, держа перед собой текст доклада Хрущева на 20-м съезде, как шпаргалку: «…чтобы вести войну на территории агрессора», «…войну  будем  вести  на  территории противника».
    А такие строки в докладе начальника Генштаба К.А.Мерецкова читать даже страшно:
«На войне наши войска не любили и не умели готовить исходное положение для наступления, а потому несли потери. У войск благодаря неправильному воспитанию на учениях и маневрах было принято лишь [общее] представление о характере действий противника и о силе его огня, поэтому войска как на войне, так и в первый период учений без принуждения плохо готовили себе исходное положение для наступления.
  Только боевые стрельбы и специально организованные взрывы среди боевых порядков, настойчивые требования Народного комиссара заставили по-насто­ящему командиров отнестись к этому важному делу, после чего войска исходное положение для наступления начали готовить удовлетворительно.
Первое время при обстреле  бойцы проявляли некоторое беспокойство, затем поняв, что окопы надежно предохраняют бойца, стали легко переносить обстрелы.
В настоящее время был организован ряд таких боев. Необходимо это дело в дальнейшем развивать и одновременно развивать для занятия исходного положения, учитывая, что в этот период противник сосредоточивает основную массу огня артиллерии и авиации».
       Кажется, насчет того, что полк Кутепова был необстрелянным, я слегка загнул…


Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582



ЮMoney 2204 1202 0037 9333

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
"Генерал Чебурашка умер на рассвете" Николай jelounov Желунов, "Рассказ за час" Огромное спасибо: - Шурику shakilow Шакилов за соседство, украинские напитки и за прочие заслуги перед Отечеством) - Юлии  foxy_langolier и Нине tsurupa за ...
Комитет Конгресса США ужесточил ужесточение и без того ожесточенных санкций В Европарламенте предложили наложить на Россию санкции за несерьезное отношение к санкциям Китай поприветствовал намерение США запретить поставки американских смартфонов в Россию На три вещи можно ...
Вспомнил сегодня эту замечательную картину Ильи Ефимовича Репина и вот почему. Процитирую первоисточник : «Затримали хлопця, який розвісив радянські прапорці та вимпели в одній з ...
Мои читатели на ФБ и в инстаграме уже в курсе, теперь и вы будете тоже :) Мы два месяца не афишировали, но нашему чуду 18 июля стукнуло полгода и четыре кило, и мы решили, что уже пора :) Нашего сладкого мальчика зовут Fi*Tiridoll's Dreaming Wide Awake Jr a.k.a. Контрабас a.k.a. Ба ...
Был сегодня на заседании палаты. Не публичном, но прессу пустили, спасибо. Сформулировать всё целиком пока сложновато, было много сумбура, но есть ряд моментов, которые меня резко напрягают: здание церкви придется отдать, поскольку инициатива по ...