"Жаркое лето 42-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко". Черновые отрывки.

Приехал К.А.Мерецков и увидел в округе бардак и запущенность, что следует из его описания: дорог нормальных нет, связи нормальной нет, бытовые условия ужасные, боевая подготовка – даже на лыжах ходить не умеют. Пришлось новому командующему обращаться к партийной организации Ленинграда за помощью, вышел на Жданова:
«Андрей Александрович, обстановка в округе недостаточно благоприятная. Предстоит, как мне кажется, много строить. Необходимо также провести длительные учения, а это нуждается в материальном обеспечении. Пока что гарантия безопасности СССР на нашем северо-западе отсутствует. Чтобы создать такую гарантию, нельзя терять ни одного дня».
И, в конце концов, когда уже встал вопрос о неминуемой войне с Финляндией, Шапошников, как свидетельствует А.М.Василевский, представил свой план войны. И он был отвергнут, разработка нового плана была поручена Мерецкову, недавнему заместителю начальника Генштаба и командующему войсками Ленинградского округа.
Но при этом, наряду с фактами малопродуктивной, так скажем, деятельности Шапошникова на всех занимаемых им постах, в этих же мемуарах – Сталин уважал и ценил Бориса Михайловича. «Шапошниковская школа». Мне кажется, что это выражение Сталин употреблял в несколько ироничном смысле. Если только употреблял вообще.
Если вы читали «Пройденный путь» С.М.Буденного, то обратили внимание на подобное, только в отношении таких персонажей, как Каменев, Егоров, Гиттис, Тухачевский. С одной стороны Семен Михайлович пишет, какие это были пламенные коммунисты и выдающиеся военачальники, и тут же у него факты об их полководческой деятельности, из которых вытекают совершенно противоположные выводы. Так, обходя цензурные рогатки, Буденный нам показал реальный вклад этих персонажей в дело победы в Гражданской войне и их реальные качества, как военачальников, будущих жертв сталиснких репрессий.
Да, Сергей Сергеевич Каменев, успел умереть до того, как деятельностью этих жертв стали заниматься органы НКВД. Хотя, по-хорошему, им еще ЧК должно было заняться.
И эти деятели, вместе со своими прихлебателями, сразу после окончания Гражданской войны стали сочинять научно-исторические исследования о собственном вкладе в победу над Антантой, выписывая себе роли выдающихся полководцев.
В 1930 году Климент Ефремович Ворошилов, взбешенный этой научно-исторической вакханалией, пишет свою знаменитую статью «Сталин и Красная Армия». Сам стиль статьи показывает – ее писал до крайности раздраженный человек, которому надоели попытки «натянуть сову на глобус».
Нынешнее, начавшееся еще с 60-х годов, возвеличивание Б.М.Шапошникова, это такая же «сова на глобусе». Советник Сталина – ни дать, ни взять! А Ворошилову, своему наркому, случайно, он не советовал? Или брезговал, сразу к Сталину с советами бегал?
Да, Борис Михайлович, в меру своих сил и способностей, руководил Генштабом в первый год войны, заменив на этом посту Г.К.Жукова, являясь одним из членов Ставки ВГК. И этого достаточно. Когда нашлось кем заменить, его заменили. Умер – почести и захоронение урны с прахом в Кремлевской стене. Всё, как положено.
Там, же в Кремлевской стене, урна с прахом и С.С.Каменева, обанкротившегося, фактически, на посту Главкома, которого Ворошилов задвинул с понижением на несколько ступеней, до начальника Управления ПВО.
Средних способностей штабист, как показала война с финнами. Шапошников за два года перед ней не сумел наладить работу Генштаба, поэтому был заменен на Мерецкова. Если Ставка во время войны имела нормально работавший Генштаб, то это заслуга Мерецкова и Жукова. Будь у Сталина в запасе командующие фронтами, которые могли сравниться в 41-м с Жуковым, не быть и Василевскому начальником Генштаба, им бы Жуков остался.
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582
ЮMoney 2204 1202 0037 9333