"Жаркое лето 42-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко". Черновые отрывки будущей

топ 100 блогов p_balaev20.03.2023 Ну и еще для полноты картины две цитаты из очерка:

«Во время поездок с Шапошниковым в Кремль я имел возможность воочию убедиться, каким высоким уважением пользовался Борис Михайлович у Сталина. Работая в непосредственном контакте с Верховным Главнокомандующим, Шапошников представлял подготовленную Генштабом информацию, высказывал аргументированные предложения, на основе которых Ставка давала затем директивы. Сталин всегда с большим вниманием прислушивался к рекомендациям и мнению Бориса Михайловича. Это, конечно, отнюдь не означало, что Верховный Главнокомандующий всякий раз соглашался с ними. Как мне думается, Сталин особенно ценил Шапошникова за то,  что тот никогда не приспосабливал свое суждение по решаемому вопросу к мнению, которое уже складывалось в Ставке. Он умел с достоинством отстаиват свои суждения, если был убежден в их правильности».
Здесь уже какой-то другой Шапошников, не тот, которого в Сочи отправили, а принципиальный отстаиватель своей позиции, пользующийся высоким уважением Сталина. Одновременно:
« Сталин мало опирался и на Генеральный штаб, далеко недостаточно использовал знания и опыт его работников. В таких условиях Генштаб не мог развернуться и работать в меру своих сил».

У вас нет ощущения, что очерк о Шапошникове, автором которого значится А.М.Василевский, писали два, как минимум, разных человека? Причем, у одного Борис Михайлович описан именно тем, каким он только и мог быть, судя по его биографии, воспитанным в стиле Николаевской Академии Генштаба, бесхребетным служкой, но, несомненно, очень грамотным штабным работником. У второго – так, как уже в наше время у выдающегося современного военного историка (выдающегося в смысле выдающейся глупости) А.Исаева: «Вряд ли, становясь в хаосе декабря 1917 г. выборным командиром Кавказской гренадерской дивизии, Б.М.Шапошников предполагал, что ему суждено будет послужить своей стране в роли начальника Генерального штаба, принимая важнейшие стратегические решения в самой страшной войне в истории человечества».
Вот так вот. Сталин-то, понятно, решений не принимал, он только глобус вращал. Потому что «Важным преимуществом Б.М.Шапошникова как личности, принимающей стратегические решения, была его глубокая военно-теоретическая подготовка».
Всё верно. Сталин не заканчивал Академию Генштаба. Потому что. И «Мозг армии» не написал.
Вероятней всего, Александра Михайловича Василевского попросили написать или рассказать о Шапошникове для очерка. Александр Михайлович или написал, или рассказал о реальном Шапошникове. О достойном начальнике Генштаба. Человеке со своими недостатками, конечно, которому, в связи с этими недостатками, было не дано проявить себя на командных должностях. Но в штабной работе – это выдающийся военачальник.
Такой Шапошников для ЖЗЛ не подходил и редактор переработал Василевского, в результате получилась какая-то белиберда, которую можно смело читать со сцены, как юмореску.
И мотив обработки понятен. В очерке есть еще и про окружение наших войск под Киевом в 41-м году. Оказывается, если ему верить, не только Жуков предупреждал, Шапошников тоже предупреждал и отстаивал. Но Сталин уперся.
  Шапошникова, живущего в голове у А.Исаева, придумали еще в рамках хрущевско-брежневской концепции истории ВОВ, в которой Сталин не прислушивался к Генштабу и Жукову, поэтому у нас случились «катастрофы». Потребовалось сделать из Бориса Михайловича человека, способного, и имеющего на то полномочия, принимать стратегические решения.
Хотя, все опубликованные документы о том, что происходило вокруг «Киевской катастрофы» свидетельствуют совершенно об обратном. Там всё кричит, что не будь Шапошников человеком, боящимся ответственности, склонным, в связи с этой боязнью к интриганству, под Киевом могло и окружение наших армий у немцев не получиться.
   Лучше всего характеризует Бориса Михайловича то, как он заболел в очередной раз, когда его послали в самом начале войны разобраться с обстановкой на Западном фронте.  26 июля туда же с порученцем прибыл К.Е.Ворошилов, уже после того, как от Шапошникова ничего реального Ставка не получила. Порученец Ворошилова нашел Шапошникова в Могилеве больным в лежащем положении, но как только Борис Михайлович узнал, что в Могилев уже приехал Ворошилов, так сразу, на глазах у порученца, выздоровел.
Причина болезни понятна. Обстановка на Западном фронте сложилась такая, что нужно было брать на себя ответственность, принимать решения. Шапошников по складу характера на это был неспособен. Зато был способен Климент Ефремович. И у Бориса Михайловича сразу наступило улучшение здоровья. Приехал Ворошилов – есть теперь кому за всё отвечать…




Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582



ЮMoney 2204 1202 0037 9333,

Оставить комментарий

Популярные посты:
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Раньше, когда динозавры были большим, было все так просто и логично - открыл френд-ленту ЖЖ и читаешь блогеров, на которых подписан. Но прогресс не стоит на месте и с появлением социальных сетей каждый день мы получаем массу ненужной информации и спама, все меньше времени оставляя на сам к ...
Когда Кот работает, он для фона включает себе «трынделку» — какую-нибудь современную приключенческую фантастику или даже, прости партия, бояр-аниме. Я краем уха ловлю обрывки повествований, и что меня неизменно в них поражает — запредельная убогость онтологической картины. Во-первых, все ...
...
У меня очень короткий вопрос, но он довольно давно заставляет меня недоумевать. Вот у меня муж ни разу за девять с лишним месяцев не выходил один с ребёнком гулять и не оставлял меня дома одну. Меня это устраивает, и вот почему: я очень люблю ...
Близиться дата, на которую народ назначил конец света. Не хотел поддаваться напору масс-медиа и тоже включаться в эту тему..... но так и быть. Только сейчас. Почему-то для меня конец света выглядит так же, как в фильме "Послезавтра" - наступление на ...