Итоги 2024 года для Суперджета, Ту-204/214 и Ил-114
travelfoxes — 11.01.2025Aviation21 подвели итоги года в нескольких объёмных статьях. Я же представлю основные тезисы и дам свои комментарии и прогнозы, основываясь на их сборнике. Там, кстати, Ъ опять порадовал шедеврами про авиацию. Осознав, что план в 11 двигателей ПС-90А для Ту-214 натягивают на Ил-76, который летает с ПС-90А-76, а у КАЗа во всех бедах виноват Погосян, который уже сколько лет учит студентов, а всё мешает самолёты КАЗу производить, решил не комментировать очередной шедевр. Сейчас комментировать Ъ — всё равно что вчитываться в Свободную Прессу. Там паника накладывается на антигосударственные посылы.
Итак, Ту-214.
Вообще, Ту-214 и Ту-204 — разные самолёты. Да, Ту-214 создан на основе Ту-204, но это совершенно отдельный тип. И да, это первый российский, а не советский серийный самолёт гражданской авиации.
В 2024 году возобновилась его регулярная эксплуатация, когда в самом начале года Ред Вингс выполнил первые рейсы на RA-64518. Сейчас самолёт весьма активно летает в Батуми, Тель-Авив и Тбилиси. В марте парк Редов дополнил Ту-204-100В RA-64043, который ранее уже эксплуатировался в авиакомпании. Сейчас он летает не менее активно, но только в Тбилиси. Возможно, после праздников ситуация изменится.
В апреле Омская инжиниринговая компания «Поликон» спроектировала и изготовила сборочный станок для производства авиационных шин самолёта Ту-214. Его производительность составляет не менее четырёх штук в час. В мае Туполев представил авиационный учебный центр «Академия 033», где будет проходить обучение членов лётных экипажей на самолёты Ту-214. В июне завершено техническое перевооружение цехов подготовки производства, механосборочного производства и лётно-испытательной базы. В сентябре на КАЗе начались работы по подготовке площадки к установке высокотехнологичного обрабатывающего центра для изготовления длинномерных деталей самолётов. Под новый станок залит фундамент площадью 371 кв. метр. Новый станок позволит изготавливать из алюминиевых сплавов компоненты пассажирских и военных самолётов. Портальный 5-координатный фрезерный обрабатывающий центр с вакуумным столом российского производства позволит изготавливать комплектующие из алюминиевых сплавов максимальным размером около 24 метров.
Коломенское станкостроительное предприятие холдинга «СТАН» запустило в серийное производство портальные обрабатывающие центры с ЧПУ модели СК6П200. Оборудование предназначено для обработки деталей, применяемых при производстве современных гражданских самолётов. 21 октября в рамках поездки первого вице-премьера Дениса Мантурова на Казанский авиазавод, станок СК6П200 был продемонстрирован правительственной делегации.
В ноябре Ту-214 RA-64509 полетел в первый полёт именно как лаборатория, с импортозамещенным оборудованием для старта сертификации этого оборудования. Замена импортных компонентов коснулась 15 основных и около 30 второстепенных систем самолёта. Среди замененных компонентов – вычислительные устройства, системы предупреждения о сближении с землей и столкновении в воздухе, а также бортовые радиолокационные системы. В ходе модернизации также были усовершенствованы системы освещения и электрооборудование, гидросистема и комплексная система управления.
27 декабря 2024 года состоялся первый полёт очередного самолёта Ту-214 новой постройки. Самолёт был заложен на стапелях КАЗа весной 2023 года. Роскосмос получил самолёт Ту-204-100В с регистрационным номером RA-64053.
В 2025 году ожидается постройка для ЮВТ-Аэро двух Ту-214 в импортозамещенном облике в октябре. По остальному выпуску судить очень сложно, как и непонятно, как ЮВТ планирует эксплуатировать эти самолёты. Вероятнее всего — туристические чартеры, где не хватает самолётов — Египет и Турция.
Суперджет-Нью
Ждали полёта с ПД-8. Не дождались. Однако начались сертификационные испытания самолёта со старыми двигателями, где кроме двигателей поменяли массу оборудования, включая ВСУ, БРЭО и многое другое, а самое главное — обновленный планер. В общей сложности в обновлённом самолёте SJ-100 заменено порядка 97% иностранных компонентов или около 40 различных систем и агрегатов.
В марте Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина объявило о готовности к серийному выпуску элементов остекления для самолёта SJ-100 и комплектующих из полимерно-композиционных материалов для двигателя ПД-8. В апреле первый импортозамещённый борт (97021) совершил перелёт с завода (КнААЗ) в Жуковский после окончания всех заводских испытаний. 10 июня начались сертификационные полёты и началось с топливной системы, разработанной ОКБ «Кристалл».
В октябре и ноябре два Суперджета, ещё собранных в 2022 году, передали Ред Вингс и Лукойлу.
Приведу, кстати, одну цитату испытателя. Вадим Широких рассказал о выполнении одного из самых сложных режимов – полёт с полной выработкой топлива из правой и центральной группы баков. «Было всего понемногу: и полёт в зоне ожидания, и маневрирование с предельными углами крена и тангажа, и самовыключение одного двигателя из-за полной выработки топлива. Порадовал итог. Лётные испытания показали, что невырабатываемый остаток топлива в баках заметно меньше, чем в базовой модели. Этого удалось достичь благодаря новой конструкции топливных баков», – поделился лётчик-испытатель.
К концу 2024 года в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре находится более 20 самолётов SJ-100 в разной степени готовности
ПАО «Яковлев» проведёт доработку конструкции шасси с учётом рекомендаций Росавиации. Разработчику рекомендовано доработать существующую конструкцию шасси с учётом прогнозной оценки рисков эксплуатации машин этого типа за рамками эксплуатационных лимитов и допущений.
Вот по этому комментарию Яковлева дополню — речь идёт о доработке для эксплуатации за пределами эксплуатационных лимитов. Поэтому это только рекомендации. Мол, усилим этот узел, если вы кидаете самолёт об полосы так, что он начинает разваливаться. Думаю, что Яковлев, в свою очередь, рекомендовал Росавиации доработать некоторых членов экипажей, пересадив им руки в плечи.
Сейчас в Комсомольске-на-Амуре идёт подготовка к началу испытаний ещё двух опытных самолётов SJ-100, это борт 97012 (з/н 95157) c двигателями ПД-8 и частичной заменой импортных комплектующих, а также борт с з/н 97003 – двигатели ПД-8 и полная замена импортных комплектующих. Начало полётов этих ВС прогнозируется на первую половину 2025 года. По окончании заводских доводочных испытаний машины перебазируют в Жуковский, где они будут подключены к сертификационным полётам. Сертификат типа на импортозамещённый самолёт по программе SSJ-New планируется получить в декабре 2025 года.
Ил-114-300
31 марта 2024 года первый Ил-114-300, собранный на ЛАЗе, совершил первый полёт. На протяжении года продолжаются заводские лётные испытания, по завершении которых начнутся полёты Ил-114-300 по программе сертификации. С 31 марта по начало сентября 2024 года самолёт совершил более 30 полётов, некоторые из которых длились больше семи часов.
Сертификация самолёта Ил-114-300 завершится в 2025 году, первые поставки запланированы на апрель 2026 года, рассказал глава Минпромторга РФ Антон Алиханов.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Z4GXg5S2LSjFM85t
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/480916.html
https://dzen.ru/a/Z3WpBtt0zwsqatrh
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: