Сколько лет разрабатывались и шли в серию советские самолёты


Во-первых, поблагодарю за поддержку Ивана Ч., активно пишет в комментариях и поддержал, за что ему благодарность. И всем за хорошие комментарии в мой адрес, на которые я не успел ответить, но обязательно сделаю это. Сегодня у меня состоялась традиционная встреча с дорогим Alex Pana, где он более оптимистично, чем я, поделился своим мнением на развитие нашего авиапрома. Я же и в этом году не жду самолётов. Однако жду сертификации. Потому что самолёты ждём после сертификации, которая не быстрое дело.
Да, и глянул в ЖЖ айпишники комментаторов, которые переживают и критикуют российский авиапром в одной из последних статей с эпитетами «наш», «наша элита» и т.д. Но там все на подбор — Филадельфия, Лондон, Амстердам, Вена и Стамбул. Особенно убивался подданый сифозного короля. Что ж, в Великобритании явно плохо с авиапромом.
Итак, основанием послужил комментарий пользователя Александра Григорьевича:
«в СССР новый самолет проектировали и изготавливали с нуля за 10 лет максимум.
Ту. -154, самый массовый советский лайнер
Постановление СМ от 24 августа 1965 года.
Первый полет опытного борта - 3 октября 1968 года (3 года 1 месяц)
Начало эксплуатации - 9 февраля 1972 года (6 лет и 5 месяцев) Знаменитый
МС-21 Проект разработан с использованием наработок ОКБ им. Яковлева по перспективному самолету, эскизный проект которого (утвержден 20 декабря 1992 г.)
Итак - уже ТРИДЦАТЬ ДВА годика, а воз и ныне .....»
Опустим тот момент, что МС-21 не имеет никакого отношения к 1992 году, кроме того, что кто-то из работников накидал от руки эскиз того, как мог бы выглядеть Як-42 с двумя движками под крылом. Движков не было, самолёт не планировался на 200+ пассажиров, да и никто не занимался проектированием. А такого рода эскизами завалены все КБ. Уверен, что в Иле лежит куча дипломных работ, которую потом знатоки выдадут за старт работ над ШФДМС ещё в нулевых. Хотя там будет нарисован Ил-96 с двумя Д-18Т. Работы так не начинаются.
А вот над сроками реализации советских проектов стоило бы задуматься. Разработкой КБ начало заниматься в 1963 году. Задача ставилась в виде самолёта не уступающего Боингу-727 по характеристикам, способному заменить Ан-10, Ил-18 и Ту-104. На момент 1963 года уже готовилась к поставкам модель Боинг-727-100, которая имела дальность 4200 км, вместимость 131 пассажир, взлётную массу 69 тонн. А в 1971 году на рейсы вышел 727-200Adv с вместимостью 189 пассажиров при той же дальности и взлётной массе 95 тонн, который и выпускался в количестве 1200+ штук. Ту-154 начал серийно выпускаться в начале 1970х, поэтому будет справедливо их сравнивать.

Первый полёт самолёт совершил в 1968 году. Спустя 5 лет после начала работ. МС-21 начали заниматься в 2010 году, а первый полёт состоялся в 2017 году. Ту-154 начал выполнять рейсы в 1972 году. Но к моменту его запуска в серию он уже не отвечал требованиям, поэтому уже с началом полётов с пассажирами спешно пилили Ту-154А с более мощными и прожорливыми НК-8-2У. Самолёт изначально брал 144 пассажира. Постепенно вместимость повысили до 169 и 180 в модификациях Б и Б-2. Дальность с полной загрузкой составляла 2650 км.
И только в 1982 году стартовало серийное производство Ту-154М, который полностью отвечал изначальному ТЗ по надёжности, ресурсу планера, расходу топлива и дальности. Таким образом доработки продолжались 16 лет, а на выходе мы получили отличный самолёт, который уже перестал соответствовать времени, тогда как в это время полетел Боинг-737-400, который немного уступал по характеристикам, а через пару лет А-320, который при той же вместимости и дальности расходовал на 2 тонны в час меньше.
При этом двигатели Д-30 появились намного раньше и лишь отсутствие интереса затянуло работы на десятилетие. Ту-154М мог полететь ещё в 1973 году, на десять лет раньше, если бы всё сложилось так, как писал комментатор.
Сейчас самолёты проходят намного более сложную сертификационную программу. Да и к моменту запуска Ту-154 в серию имелось серийное производство всех агрегатов, вплоть до туалетов, кухонь, шасси, трапов, ВСУ и т. д. То есть, была отрасль, которой нет сейчас. А авиапром в десятые исходил из того, что купим за рубежом то, чего не сможем приобрести здесь. Иначе авиапрома бы не было. Потому что дерево кормят корни.

Но это не только Ту-154 касалось. Ил-62 задумали в 1959 году, а поднялся в воздух он быстро в 1963 году, с двигателями АЛ-7 (других не было, которые не додавали трети необходимой тяги), а в 1965 году году он похоронил 10 испытателей (отказал один двигатель, тяги других не хватило). Только в 1968 году на него поставили НК-8-4 с тягой в 9500 кгс. Но эти двигатели не давали ему заявленной дальности (10000 км) с полной коммерческой загрузкой, поэтому уже в 1973 году полетел Ил-62М с двигателями Д-30, который полностью соответствовал заявленным требованиям. Итого на разработку самолёта, который бы отвечал заявленным характеристикам ушло 14 лет. И это норма.
Доработка была нужна и Ту-104, который из-за «подхвата» погубил кучу жизней. И Ту-134, да и всем остальным. И Ту-144 летал бы в Хабаровск. Просто для разработки нормального самолёта, который будет отвечать требованиям нужно время.
В погоне за сроками у нас ПД-8 поставили на лабораторию, только смысл, если после этого прошло 2 года. Принято винить чиновников. Только они при чём? Если для разработки двигателя нужно время и финансирование. Сейчас, как вы заметили, никто сроки не называет, никто никому ничего не обещает. Если глянете каналы ОАК, то там вообще и слова обещаний нет. Всё, чтобы не спрашивали. Занимаемся. И время было нужно, чтобы Ту-154 обрёл нужный облик и стал безопасным и экономичным. Время потребовалось и для Ил-62, который тоже стал отличным дальнемагистральником.

Ил-86 на момент постройки тоже был далёк от совершенства. Двигатели не дали ему дальности нужной, да и расход в 10 тонн был катастрофой. Из Ил-86 вырос под руководством Новожилова Ил-96-300. Но только в прошлом году полетел Ил-96-400М, который смело можно назвать нашим А-340 по характеристикам. Не знаю, устарел ли А-340. Четыре двигателя обслуживать сложно, но ПС-90 всё же проще, чем GE90. По расходу топлива Ил-96 сопоставим с Боингом-777, только везёт всё же меньше. Но только спустя 50 лет Ил-86 взлетел в том облике, в котором должен был полететь.
У зарубежных самолётов доработки занимали схожее время. Просто не нужно говорить о том, что два года на всё про всё требовалось. За два года строили штучный самолёт на Скорости в Москве из того, что было. А потом допиливали долго до регулярной эксплуатации, а в процессе эксплуатации самолёт продолжали усовершенствовать.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Z3mlu24fV3hXexV_
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/480916.html
https://dzen.ru/a/Z3WpBtt0zwsqatrh
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: