История "Ночного трамвая"

топ 100 блогов fleitz16.02.2022

Некоторые работы, о которых я здесь расскажу, возможно, посчитать не лучшими в моём активе. Но они, тем или образом, запомнились, или стали этапными.

Ночной трамвай. 26х36,1998.
Ночной трамвай. 26х36,1998.

Вне зависимости от моего личного отношения к «Ночному трамваю», не упомянуть его - невозможно. Эта небольшая акварель датируется 1998 годом. В те времена уличные художники были максимально ориентированы на «сувенирные» архитектурные виды, и, практически не касались какой-либо эмоциональной содержательности своих работ. Приятель, который тогда торговал моими акварелями на Невском, долго уламывал меня написать трамвай на продажу. Его умозаключения сводились к следующему. Картинки сейчас стали покупать не только интуристы, но и наши сограждане, а их можно на «эмоционалку» подцепить. Трамвай – тема тёплая, на «паперти» её никто не роет, будем эксклюзивно «капусту рубить». Короче, повторял одну и ту же мантру около месяца: «Напиши! Напиши, у тебя получится!»

Тема для Питера и правда, актуальная. В Петербурге тогда была самая большая сеть трамвайных путей в мире, это сейчас убрали почти половину. В конце концов, он меня убедил, тем более что поиск новых тем – залог конкурентоспособности. Так что исторически, «Ночной трамвай» несёт в себе «проклятье коммерческого происхождения». Покопавшись в старых открытках и вдохновившись собственными воспоминаниями, взялся за кисть.. Один знакомый мажор, привёз мне из Венгрии склейку Арша. Решил опробовать. Отчасти из-за непривычной бумаги, процесс превратился в цепочку плохо контролируемых неожиданностей. До сих пор я писал город во всём доступном мне реализме, и это случился едва ли не первый опыт столь «экстремального» акварельного письма, без привязки к точности изображения объектов. Кроме того, я впервые проецировал место в Петербурге, которого нет на самом деле. По окончании, глянул на результат, и чуть не плюнул прямо на работу. 

Люба, тогда ещё живо интересовалась каждой моей акварелью. Пришлось показать. Неожиданно «Трамвайчик» понравился ей на столько, что она уговорила его не продавать, а снести на какую ни будь выставку. Реакция жены так озадачила, что я имел смелость сделать ещё две акварели в такой же рискованной манере и потащится на адовы круги выставкомов. Сначала заглянул в «Манеж». Любительница волосатых бритв и перфомансов с разрезанием мужских штанов, госпожа Скобкина, неожиданно взяла две работы на свою «Осеннюю» выставку. Ободрённый этим событием, понёс отвергнутый Скобкиной «Трамвайчик» на выставком «Осенней» Союза Художников. Какие, и где сошлись звёзды - не в курсе, но его взяли. Места на стенке «Трамвайчику» не нашлось. Повесили его на шторах окон, между чьими-то огромными тёмными работами, от чего он стал похож на одинокую божью коровку в сумрачном лесу.

На открытии народ активно интересовался авторством "Трамвайчика". Меня тогда знали плохо, но, через какие-то «десятые» знакомства, незнакомые люди подходили, что бы "лайкнуть" лично. На второй день выставки позвонили из СХ и сказали, что есть покупатель. Ободрённый успехом, я «загнул» аж 60 долларов. Не сошлись в цене. Примечательна фраза: «Да бросьте, продавайте, напишите новую!» «Новую», я написал, и не одну. «Трамвайчик» был запущен в «серийное» производство. Нормальная, по тем временам, практика. За одну картинку давали мало, приходилось отбивать тиражом. В итоге «наштамповал» несколько трамвайных парков. Навскидку - более 400 «копий», не считая продолжений темы. Удачные, не удачные - хватали их, как горячие пирожки на Московском вокзале в советские времена. Однако, несмотря на растущий опыт, подобного оригиналу очарования я не достигал и в технически лучше исполненных вариантах этой акварели. Может, дело в том неосознанном «иероглифе», который я так удачно написал вместо реалистического трамвая. 

Корпоративная этика уличных художников не позволяла «передирать» соседа. Конечно, на «паперти» появились и другие «трамваи», но такого бешеного успеха они не имели. Когда я «убил» тему, и прекратил производство «Трамвайчика», таки нашлись копиисты от коммерции, которые уверовали в волшебную продажность этой работы.

Купить сам «Ночной трамвай», пытались не раз. Однажды, я чуть не сдался из-за очередных финансовых затруднений. Люба, услышав сумму предполагаемой сделки, достала свои сбережения и передала их мне. Денег не взял, и картину не продал. "Трамвайчику" был присвоен статус «Коллекция жены», и теперь у меня нет повода париться. 

До сих пор, у некоторой части публики, «Ночной трамвай» - одна из самых любимых моих акварелей: «Кузема? А, «Трамвайчик»!». Удовольствия мне от этого ровно столько, сколько было Хачатуряну при упоминании «Танца с саблями». Не так давно, одно немецкое издательство, попросило переслать фотографии моих работ для книги по русской акварели. Я выслал. А они мне: «Константин, есть просьбица малая, уж уважьте! Можно одну из работ заменить на «Трамвайчик?» Вот, те, бабка, и Юрьев день! Да, эта акварель легла в основу моего нынешнего стиля, хотя некоторое время я сомневался в его возможной востребованности. Но, чёрт возьми, с тех пор я написал много более значимых работ, чем эта маленькая божья коровка.

Примечания:

«Паперть» - слэнговое название места на Невском проспекте близ собора Святой Екатерины, где до сих пор водятся уличные художники.

Arches – весьма качественная французская акварельная бумага.

Л.А. Скобкина - искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений ЦВЗ «Манеж» (СПб).

Sprechende Aquarelle: Die Entwicklungsgeschichte des russischen Aquarells. Richard Verlag Fuert. Nuremberg, 2014.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот прочитал прекрасный пост: http://dr-piliulkin.livejournal.com/316144.html?page=21#comments Он прекрасен кроме самого поста ещё и комментариями. Что характерно - все оранжоидо-настроенные, аргументов сильнее, чем "сожгу книжки и забью себе унитаз пеплом", не находят. Вот ...
Флориан Шнайдер (нем. Florian Schneider; родился 7 апреля 1947 г. в Дюссельдорфе) — музыкант, основатель и один из двух основных участников влиятельной немецкой группы Kraftwerk. В ноябре 2008 года Флориан Шнайдер официально вышел из состава группы после 40 лет работы с Ральфом ...
Олигарх Виктор Николаевич Баринов примерно раз в месяц, вместо того, чтобы ездить по городу на своей машине, на машине большой, дорогой и черной, ездил на метро. Чем вызывал нескрываемую головную боль у своей охраны и недоуменные вопросы у всех тех, кто об этой его привычке знал. Однажды ...
gyord-pro-ladies все записи автора Аркадий и Борис Стругацкие это, наверное, самые знаменитые братья в советской литературе. Их романы о будущем и о человеке для многих стали чем-то родным и ...
На первомайском митинге в Самаре произошла потасовка между КПРФ и ЛДПР... Жириновцы покинули место ... битвы... Сообщает твиттерянин @Zelyukoff Зам. руководителя аппарата Самарского РО ЛДПР... Ну, за солидарность трудящихся, друзья! ...