Опыт
fleitz — 07.02.2022Этот примечательный случай рассказал мне, не помню кто, назвавший себя, если не участником, то очевидцем. Сам я, тому свидетелем не был. История показалась, не что бы расхожей, но, из разряда тех, которые слышал в прошлой жизни.
Когда рухнул Железный занавес, и стало возможным свободно передвигаться по Миру. Группа российских студентов-художников, возмечтала посетить город круассанов и Мулен-Ружа. Собрали денег и поехали. А кто теперь мешает?
Так вот. Первое, куда они кинулись, был мост Сюлли, с которого открывался прекрасный вид на набережные острова Сен-Луи и Нотр-Дам. С точки зрения приезжих, это был естественный выбор. Студенты рассыпались по мосту, расставили мольберты, и, вдохнув глубоко запах свободы, углубились в работу.
Через время, из-под моста выполз весьма колоритный клошар, и начал рыться в рядом стоящей урне. Не найдя там ничего интересного, уставился на ближайшего пленэриста. Было непонятно, что его заинтересовало. Тем не менее, он продвигался всё ближе и ближе, пока изысканное амбре, замешанное на пикантном сыре и дешёвом вине, не стало настойчиво стучаться в нос молодому художнику. Юноша, не отрывая глаз от мольберта, чихнул дважды, и помахал ладонью перед своим носом. Живопись у него и так не ладилась, а тут еще французский бомж прицепился. Работа была почти закончена, но явно сыпалась. Не хватало заключительного аккорда, который не давался художнику.
Клошар вонял всё громче. Юноша оглянулся – тот уже стоял за спиной, и дышал прямо в ухо, внимательно рассматривая недописанный холст. Художник не выдержал, бросил палитру и кисть на мольберт, и отошёл в сторону, в надежде, что это вонючее любопытство уйдёт само.
А вот, хрен! Клошар взял брошенную кисть, посмотрел вдаль, и сделал пару-тройку энергичных мазков. Положил кисть, отошёл в сторону, и спросил по-русски:
- Может быть так?
Студент опешил на секунду, но любопытство взяло верх, и он подбежал к своему холсту.
Не верить своим глазам, не было никакой возможности. Всё в пейзаже встало на свои места: небо, Сена, набережные Сен-Луи, Нотр-Дам, и даже баржа на горизонте.
Существует несколько версий, которые объясняют случившееся. Самая распространённая, что это был бывший преподаватель живописи академии Репина, который так долго писал клошаров, что проникся их философией, и остался в Париже навсегда. Кто-то предположил, не называя фамилий, что «не навсегда», а на время экзотического отпуска. Студент говорил, что так провонять за один отпуск невозможно. Молод ещё судить. Если постараться, то можно. Правда, и здесь нужен опыт.