
Искра победы


Ровно 80 лет назад, 18 января 1943 года, была, наконец, прорвана длившаяся почти полтора года блокада Ленинграда. В этой связи хочу разместить весьма интересную, но малоизвестную статью Мирослава Морозова, посвященную действиям советских ВВС в этой операции, опубликованную в "Авиамастере" в далеком 2005 году.
Ударную группировку Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия (далее - ВА, командующий - генерал-лейтенант С.Д.Рыбальченко), ВВС Краснознаменного Балтийского флота (генерал-майор М.И.Самохин) и 7-й истребительный авиакорпус (сокращенно - ИАК) ПВО. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й ВА.
Войска Волховского фронта, где прорыв должна была осуществлять 2-я ударная армия, поддерживала 14-я ВА (генерал-лейтенант И.П.Журавлев). В ее состав входили: 215-я истребительная, 281-я штурмовая, 280-я бомбардировочная дивизии и несколько полков легких ночных бомбардировщиков По-2.
В начале января, накануне операции, Ставка пополнила ВВС Ленинградского и Волховского фронтов как отдельными самолетами, так и целыми авиационными соединениями. В частности, с Калининского фронта прибыла 232-я штурмовая дивизия, имевшая 97 Ил-2.
С учетом пополнений к началу операции в 13-й ВА и 7-м ИАК насчитывалось 287 самолетов, из них 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков и 171 истребитель. Остальные 50 составляли разведчики, корректировщики, транспортные и связные машины. В 14-й ВА насчитывалось 395 боевых самолетов (35 бомбардировщиков, 174 штурмовика, 163 истребителя и 23 разведчика).
В ВВС Краснознаменного Балтийского флота под командованием генерал-майора авиации М.И.Самохина насчитывалось 238 боевых самолетов. Для участия в операции выделялась значительная часть флотской авиации, включавшая в себя 8-ю бомбардировочную авиабригаду (БАБР), 3-й гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП), 71-й истребительный авиаполк (ИАП), 15-й отдельный разведывательный авиаполк (ОРАП), а также две отдельные истребительные и отдельную разведывательную эскадрилью, всего около 190 самолетов.
Каждую наземную армию поддерживала усиленная воздушная армия, а число стрелковых дивизий лишь ненамного превосходило число авиационных. Впервые с начала войны советское командование сосредоточило на ленинградском направлении столь мощную авиагруппировку.
А какими силами располагал противник? Перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 немецких самолетов из состава 1-го воздушного флота генерал-полковника Келлера. Кроме того, часть сил флота, размещенная южнее озера Ильмень, в случае необходимости могла быть перенацелена на ленинградское направление. До начала операции германская авиация особой активности не проявляла и главным образом вела разведку, а также - небольшими группами бомбила Ленинград и "дорогу жизни" на Ладоге.
К январю 1943 г. шлиссельбургско-сииявинский выступ, за который с осени 1941 года шли ожесточенные бои, представлял собой сплошную систему узлов обороны. Этот сравнительно небольшой участок, прозванный немцами "фляшенхальс" (бутылочное горло), занимала наиболее сильная группировка 18-й полевой армии. Немцы построили там сотни опорных пунктов и покрыли всю территорию густой сетью траншей.
Замысел наступательной операции не отличался оригинальностью и предусматривал прорыв вражеской обороны "в лоб" по кратчайшей линии, соединявшей Ленинградский и Волховский фронты. Подобные попытки предпринимались и ранее, последняя - в сентябре-октябре 1942 года, однако все они не увенчались успехом, в основном, из-за плохой координации и связи между фронтами. Ставка осознала причины неудач и теперь уделяла данному моменту особое внимание.
Советская авиация должна была наносить бомбо-штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления и коммуникациям противника, не допуская перебросок резервов в район прорыва. Главная задача истребителей состояла в надежном прикрытии ударных группировок от налетов немецкой авиации.
Операция готовилась тщательно. Разведчики13-й воздушной армии на участке прорыва была сфотографировали территорию в 2000 квадратных километров. По данным фоторазведки составлялись топографические карты. Для изучения системы обороны на Ленинградском фронте было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрированными целями. Ими обеспечили наземные войска и авиачасти.
Непосредственно перед атакой пехоты и танков бомбардировщики и штурмовики нанесли удары по живой силе и огневым средствам противника, расположенным в траншеях первой и второй линий главной полосы обороны. Основные усилия были направлены на уничтожение пехоты. Для этого широко использовались мелкие осколочные бомбы и пулеметно-пушечный огонь.
В 11.50 пехотинцы Ленинградского фронта начали форсирование Невы по льду. Над стрелковыми частями барражировали истребители, прикрывая их от ударов немецкой авиации. Одновременно штурмовики Волховского фронта группами по 4-6 самолетов непрерывно поддерживали наступление 2-й Ударной армии, нанося удары по противнику бомбами, реактивными снарядами и стрелковым оружием.
За первый день операции летчики 13-й ВА произвели 159 самолетовылетов, способствуя успеху наземных войск войск, которые к исходу дня продвинулись на три километра. 13 января бои приняли еще более ожесточенный характер. Противник контратаковал, пытаясь восстановить положение. Наша авиация продолжала поддерживать войска на поле боя и изолировать с воздуха район боевых действий.
В ночь на 14 января погода начала улучшаться. В боевую работу включились ночные бомбардировщики По-2. 15 самолетов за ночь произвели 44 боевых вылета, из них 29 - на бомбометание и 15 - на разведку. Ил-4 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (ГМТАП) наносили удары по железнодорожным узлам Красногвардейск, Тосно и Ульяновка.
14 и 15 января советская авиация, пользуясь благоприятной погодой, действовала особенно активно. За двое суток авиачасти 13-й воздушной армии произвели 499 самолетовылетов (всего за период 12-18 января - 910). Только в ходе боев 2-й Ударной армии на подступах к Синявину 14-я воздушная армия совершила 75 групповых вылетов с участием более 300 штурмовиков, которые произвели около 1000 атак по вражеским войскам и огневым средствам. При этом было сброшено более 5000 бомб, выпущено до 100000 пушечных и реактивных снарядов.
Войска обоих фронтов, преодолевая упорное сопротивление, вели бои за отдельные опорные пункты и медленно продвигались навстречу друг другу со скоростью 3-3,5 км в сутки. Авиация продолжала наносить бомбо-штурмовые удары по опорным пунктам в рабочих поселках, на которые противник возлагал большие надежды, и по скоплениям вражеских солдат в оврагах реки Мойка и в районе Мустолова. Наконец, 18 января произошла встреча воинов Ленинградского и Волховского фронтов. К концу дня советские войска полностью очистили от противника южное побережье Ладожского озера.
Однако с улучшением погодных условий над полем боя все чаще стали появляться самолеты Люфтваффе. Перегруппировав свои силы, командование 1-го Воздушного флота бросало в "бутылочное горло" всё, что можно. Были срочно доукомплектованы действующие соединения и переброшены в район боев бомбардировщики 1-й, 53-й и 100-й эскадр, а истребительная группа I/JG 26 экстренно прилетела аж из Франции,
Только первый день наступления обошелся без воздушных боев. Все последующие дни в небе то и дело вспыхивали жаркие схватки. Из 416 неприятельских самолетов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в боях. 23 января, прикрывая наступательные действия войск Ленинградского фронта, наши летчики провели 10 воздушных боев и доложили о семи воздушных победах. Об уничтожении еще 12 самолетов заявили прикрывавшие войска 2-й ударной армии в районе Синявино части 2-го ИАК.
В январских боях отличились многие истребители 13-й воздушной армии, в том числе майоры П.А.Покрышев, П.А.Пилютов, А.В.Чирков, капитаны Н.А.Зеленев, А.Д.Булаев, старший лейтенант Ф.М.Чубуков, которым впоследствии были присвоены звания Героев Советского Союза.
Немецкие истребители пытались парализовать действия нашей бомбардировочной, а особенно - штурмовой авиации Волховского фронта, но безуспешно. Гораздо больше потерь советские летчики несли от наземного огня. Погода вынуждала их действовать на низких высотах, в зоне досягаемости всех видов зенитного оружия, а немецкая оборона была плотно насыщена средствами ПВО.
Столкнувшись с мощным воздушным противодействием над линией фронта, противник изменил тактику, приступив к налетам на железнодорожные станции и резервы в тылах советских войск. Удары по войскам на поле боя наносились только отдельными небольшими группами истребителей и пикировщиков.
16 января при штурмовке нашей пехоты из-за поломки синхронизатора пилот 2/JG54 унтер-офицер Брандт отстрелил лопасти винта своемго "Фокке-Вульфа" и произвел вынужденную посадку на лед Ладожского озера. Ночью пехотинцы утащили самолет, и первый захваченный на советско-германском фронте FW-190 был отправлен в тыл для детального изучения.

Карта-схема операции "Искра".

Командование 13-й ВА с новенькими, только что полученными погонами. В центре - генерал-лейтенант Рыбальченко.

Истребитель ЛаГГ-3 из 3-го Гвардейского ИАП, принимавший участие в операции "Искра".

Бомбардировщик ДБ-3 на Ленинградском фронте зимой 1943 года.

Трофейный истребитель унтер-офицера Брандта с отстреленным винтом.
Продолжение следует.
|
</> |