рейтинг блогов

Искра победы

топ 100 блогов vikond6518.01.2023
Искра победы Iskra-7.jpg

Ровно 80 лет назад, 18 января 1943 года, была, наконец, прорвана длившаяся почти полтора года блокада Ленинграда.  В этой связи хочу разместить весьма интересную, но малоизвестную статью Мирослава Морозова, посвященную действиям советских ВВС в этой операции, опубликованную в "Авиамастере" в далеком 2005 году.

Операция по прорыву блокады носила кодовое наименование "Искра". Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам двух фронтов задачу встречными ударами пробить вражескую оборону южнее Ладожского озера, разгромить группировку немецких войск, оборонявших шлиссельбургско-синявинский выступ и обеспечить наземное сообщение Ленинграда с "большой землей".

Ударную группировку Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия (далее - ВА, командующий - генерал-лейтенант С.Д.Рыбальченко), ВВС Краснознаменного Балтийского флота (генерал-майор М.И.Самохин) и 7-й истребительный авиакорпус (сокращенно - ИАК) ПВО. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й ВА.

Войска Волховского фронта, где прорыв должна была осуществлять 2-я ударная армия, поддерживала 14-я ВА (генерал-лейтенант И.П.Журавлев). В ее состав входили: 215-я истребительная, 281-я штурмовая, 280-я бомбардировочная дивизии и несколько полков легких ночных бомбардировщиков По-2.

В начале января, накануне операции, Ставка пополнила ВВС Ленинградского и Волховского фронтов как отдельными самолетами, так и целыми авиационными соединениями. В частности, с Калининского фронта прибыла 232-я штурмовая дивизия, имевшая 97 Ил-2.

С учетом пополнений к началу операции в 13-й ВА и 7-м ИАК насчитывалось 287 самолетов, из них 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков и 171 истребитель. Остальные 50 составляли разведчики, корректировщики, транспортные и связные машины. В 14-й ВА насчитывалось 395 боевых самолетов (35 бомбардировщиков, 174 штурмовика, 163 истребителя и 23 разведчика).

В ВВС Краснознаменного Балтийского флота под командованием генерал-майора авиации М.И.Самохина насчитывалось 238 боевых самолетов. Для участия в операции выделялась значительная часть флотской авиации, включавшая в себя 8-ю бомбардировочную авиабригаду (БАБР), 3-й гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП), 71-й истребительный авиаполк (ИАП), 15-й отдельный разведывательный авиаполк (ОРАП), а также две отдельные истребительные и отдельную разведывательную эскадрилью, всего около 190 самолетов.

Каждую наземную армию поддерживала усиленная воздушная армия, а число стрелковых дивизий лишь ненамного превосходило число авиационных. Впервые с начала войны советское командование сосредоточило на ленинградском направлении столь мощную авиагруппировку.

А какими силами располагал противник? Перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 немецких самолетов из состава 1-го воздушного флота генерал-полковника Келлера. Кроме того, часть сил флота, размещенная южнее озера Ильмень, в случае необходимости могла быть перенацелена на ленинградское направление. До начала операции германская авиация особой активности не проявляла и главным образом вела разведку, а также - небольшими группами бомбила Ленинград и "дорогу жизни" на Ладоге.

К январю 1943 г. шлиссельбургско-сииявинский выступ, за который с осени 1941 года шли ожесточенные бои, представлял собой сплошную систему узлов обороны. Этот сравнительно небольшой участок, прозванный немцами "фляшенхальс" (бутылочное горло), занимала наиболее сильная группировка 18-й полевой армии. Немцы построили там сотни опорных пунктов и покрыли всю территорию густой сетью траншей.

Замысел наступательной операции не отличался оригинальностью и предусматривал прорыв вражеской обороны "в лоб" по кратчайшей линии, соединявшей Ленинградский и Волховский фронты. Подобные попытки предпринимались и ранее, последняя - в сентябре-октябре 1942 года, однако все они не увенчались успехом, в основном, из-за плохой координации и связи между фронтами. Ставка осознала причины неудач и теперь уделяла данному моменту особое внимание.

Советская авиация должна была наносить бомбо-штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления и коммуникациям противника, не допуская перебросок резервов в район прорыва. Главная задача истребителей состояла в надежном прикрытии ударных группировок от налетов немецкой авиации.

Операция готовилась тщательно. Разведчики13-й воздушной армии на участке прорыва была сфотографировали территорию в 2000 квадратных километров. По данным фоторазведки составлялись топографические карты. Для изучения системы обороны на Ленинградском фронте было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрированными целями. Ими обеспечили наземные войска и авиачасти.
В 09.30 12 января 1943 г. началась артподготовка. Авиация тем временем подавляла ответный огонь батарей противника. Метеоусловия были очень тяжелыми. Десятибалльная облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость временами ухудшалась до 500 м. Сложная погодная обстановка исключала возможность применения крупных авиасил, поэтому поддержка наземных частей производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. Группы по 6-8 Ил-2 подавляли артиллерийско-минометные батареи противника в районе Мустолова, Синявина и Шлиссельбурга.

Непосредственно перед атакой пехоты и танков бомбардировщики и штурмовики нанесли удары по живой силе и огневым средствам противника, расположенным в траншеях первой и второй линий главной полосы обороны. Основные усилия были направлены на уничтожение пехоты. Для этого широко использовались мелкие осколочные бомбы и пулеметно-пушечный огонь.

В 11.50 пехотинцы Ленинградского фронта начали форсирование Невы по льду. Над стрелковыми частями барражировали истребители, прикрывая их от ударов немецкой авиации. Одновременно штурмовики Волховского фронта группами по 4-6 самолетов непрерывно поддерживали наступление 2-й Ударной армии, нанося удары по противнику бомбами, реактивными снарядами и стрелковым оружием.

За первый день операции летчики 13-й ВА произвели 159 самолетовылетов, способствуя успеху наземных войск войск, которые к исходу дня продвинулись на три километра. 13 января бои приняли еще более ожесточенный характер. Противник контратаковал, пытаясь восстановить положение. Наша авиация продолжала поддерживать войска на поле боя и изолировать с воздуха район боевых действий.

В ночь на 14 января погода начала улучшаться. В боевую работу включились ночные бомбардировщики По-2. 15 самолетов за ночь произвели 44 боевых вылета, из них 29 - на бомбометание и 15 - на разведку. Ил-4 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (ГМТАП) наносили удары по железнодорожным узлам Красногвардейск, Тосно и Ульяновка.

14 и 15 января советская авиация, пользуясь благоприятной погодой, действовала особенно активно. За двое суток авиачасти 13-й воздушной армии произвели 499 самолетовылетов (всего за период 12-18 января - 910). Только в ходе боев 2-й Ударной армии на подступах к Синявину 14-я воздушная армия совершила 75 групповых вылетов с участием более 300 штурмовиков, которые произвели около 1000 атак по вражеским войскам и огневым средствам. При этом было сброшено более 5000 бомб, выпущено до 100000 пушечных и реактивных снарядов.

Войска обоих фронтов, преодолевая упорное сопротивление, вели бои за отдельные опорные пункты и медленно продвигались навстречу друг другу со скоростью 3-3,5 км в сутки. Авиация продолжала наносить бомбо-штурмовые удары по опорным пунктам в рабочих поселках, на которые противник возлагал большие надежды, и по скоплениям вражеских солдат в оврагах реки Мойка и в районе Мустолова. Наконец, 18 января произошла встреча воинов Ленинградского и Волховского фронтов. К концу дня советские войска полностью очистили от противника южное побережье Ладожского озера.

Однако с улучшением погодных условий над полем боя все чаще стали появляться самолеты Люфтваффе. Перегруппировав свои силы, командование 1-го Воздушного флота бросало в "бутылочное горло" всё, что можно. Были срочно доукомплектованы действующие соединения и переброшены в район боев бомбардировщики 1-й, 53-й и 100-й эскадр, а истребительная группа I/JG 26 экстренно прилетела аж из Франции,
Активность вражеской авиации значительно возросла, но одновременно ей пришлось принять участие в отражении нового советского наступления под Демянском. За первую декаду января самолеты противника совершили в районе Ладожского озера 215 самолето-пролетов, во вторую декаду - 311, а в третью - уже 558.

Только первый день наступления обошелся без воздушных боев. Все последующие дни в небе то и дело вспыхивали жаркие схватки. Из 416 неприятельских самолетов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в боях. 23 января, прикрывая наступательные действия войск Ленинградского фронта, наши летчики провели 10 воздушных боев и доложили о семи воздушных победах. Об уничтожении еще 12 самолетов заявили прикрывавшие войска 2-й ударной армии в районе Синявино части 2-го ИАК.

В январских боях отличились многие истребители 13-й воздушной армии, в том числе майоры П.А.Покрышев, П.А.Пилютов, А.В.Чирков, капитаны Н.А.Зеленев, А.Д.Булаев, старший лейтенант Ф.М.Чубуков, которым впоследствии были присвоены звания Героев Советского Союза.
27 января авиаторы Ленинградского фронта и Балтийского флота, согласно их докладам, уничтожили еще 14 машин, а 16 немецких самолетов сбили наши зенитчики. Противник стремился перехватить инициативу, однако этому препятствовало советское численное превосходство в воздухе.

Немецкие истребители пытались парализовать действия нашей бомбардировочной, а особенно - штурмовой авиации Волховского фронта, но безуспешно. Гораздо больше потерь советские летчики несли от наземного огня. Погода вынуждала их действовать на низких высотах, в зоне досягаемости всех видов зенитного оружия, а немецкая оборона была плотно насыщена средствами ПВО.

Столкнувшись с мощным воздушным противодействием над линией фронта, противник изменил тактику, приступив к налетам на железнодорожные станции и резервы в тылах советских войск. Удары по войскам на поле боя наносились только отдельными небольшими группами истребителей и пикировщиков.

16 января при штурмовке нашей пехоты из-за поломки синхронизатора пилот 2/JG54 унтер-офицер Брандт отстрелил лопасти винта своемго "Фокке-Вульфа" и произвел вынужденную посадку на лед Ладожского озера. Ночью пехотинцы утащили самолет, и первый захваченный на советско-германском фронте FW-190 был отправлен в тыл для детального изучения.

Искра победы
Карта-схема операции "Искра".

Искра победы 13-va-rybalchenko.jpg
Командование 13-й ВА с новенькими, только что полученными погонами. В центре - генерал-лейтенант Рыбальченко.

Искра победы lagg-3-3-gvap.jpg
Истребитель ЛаГГ-3 из 3-го Гвардейского ИАП, принимавший участие в операции "Искра".

Искра победы iskr.jpg
Бомбардировщик ДБ-3 на Ленинградском фронте зимой 1943 года.

Искра победы trof-uo-brandt.jpg
Трофейный истребитель унтер-офицера Брандта с отстреленным винтом.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бузят французы. Аналитики проводят параллель между протестами в Париже и цветными революциями, волна которых прокатилась по всему миру в конце XX и начале XXI века. Многие уверены, что Соединенные Штаты просто загоняют Париж в стойло и делают это максимально показательно, чтобы отбить ...
[ отсюда ] M ira И колыбельная ещё... [ послушать... ] ...
Очередные "новинки" ВС РФ А вот и голые Б-шки с баз хранения выгребли. Кто следующий, предполагаю, что пойдут Т-72, те, что не Т-72А. Если их, конечно, не распилили и не переплавили. Старые фото одной из ЦБРТ – ...
Шла с работки и подвернула ногу. Лихо так подвернула. Ковыляя ближе к дому, все больше знакомых навстречу. Каждый второй: "Чо, Юлька, хромаешь? Нога что ли болит?" Интересно, а есть другие варианты? И сколько их? Уж очень хочется отвечать изящно и искромётно. Берегите ...
"Люби друзи"(с) уже начали создание "широкой демократической коалиции" в Верховной Раде! Народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Сергей Каплин ("Удар" Кличко ) обвинил Кролега в проворачивании крупной коррупционной схемы с бюджетными средствами. "Направил депутатский запрос в Генпр ...