Дед параличом разбит - бывший "врач-вредитель"...


Ровно 70 лет назад, 13 января 1953 года главный орган советский печати - газета "Правда" вышла с аршинным заголовком на первой полосе, где всегда публиковали важнейшие правительственные сообщения: "Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей". А под заголовком размещался сенсационный материал о том, что ярчайшие светила советской медицины - академики и профессора, орденоносцы, руководители клиник и мединститутов, оказались англо-американскими шпионами, а заодно и агентами сионистской организации "Джойнт".
А также - о том, что эти "оборотни в халатах" по заданию своих зарубежных хозяев злодейски умертвили путем вредительского лечения множество людей, включая члена политбюро ЦК ВКП(б) Жданова и руководителя московской партийной организации Щербакова. Но их преступная деятельность была пресечена органами госбезопасности, все они арестованы, дали признательные показания и ожидают сурового большевистского суда.
Однако суд, как известно, не состоялся. Менее чем через два месяца умер Сталин, а еще через месяц в той же газете "Правда" появилась небольшая заметка под заголовком "Сообщение МВД", в которой говорилось, что "дело врачей-убийц" полностью сфальсифицировано, что все обвиняемые реабилитированы и освобождены из-под стражи, а их "признания" были обусловлены применением "недопустимых и строжайше запрещенных советскими законами методов следствия". Думаю, никому не надо объяснять, что под этим подразумевалось.
А за две недели до появления этой заметки был арестован главный куратор "дела врачей" - замминистра госбезопасности полковник Рюмин. Его довольно долго держали в следственной тюрьме, но летом следующего года на закрытом судебном заседании приговорили к расстрелу.
Историки до сих пор спорят - кому и зачем понадобилось это липовое дело. То ли Рюмин захотел выслужиться путем фабрикации очередного "жуткого заговора", за разоблачение которого ему, возможно, светили генеральские погоны и пост министра. То ли всему виной нарастающая сталинская паранойя, принявшая к концу его жизни откровенно клинический характер. А может были и какие-то иные тайные пружины? Вопрос, как говорится, остается открытым.
На заставке слева - широко известная карикатура Бориса Ефимова "Следы преступления" с обложки февральского номера журнала "Крокодил", вышедшего в разгар антиврачебной истерии, а справа - менее известная карикатура Юлия Ганфа "Врач-вредитель", нарисованная еще в 1949 году и, как бы, предвосхитившая эту истерию.
|
</> |