рейтинг блогов

ИЛЬЯ РЕПИН. ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ А.Ф.ПИСЕМСКОГО

топ 100 блогов nikonova_alina02.08.2022
Илья Репин. Портрет писателя А.Ф.Писемского. 1880
Илья Репин. Портрет писателя А.Ф.Писемского. 1880

А вы читали Писемского? Честно признаюсь, я - нет. В школьную программу он никогда не входил, а читать русскую демократическую прозу середины 19 века ради удовольствия, вероятно, могут только редкие энтузиасты. А ведь когда-то он считался ведущим отечественным прозаиком, новатором, его лучший роман "Тысяча душ" сравнивали с "Красным и черным" Стендаля, а драму "Горькая судьбина" ставили все лучшие театры страны. Но потом что-то случилось, и подающий надежды молодой писатель превратился в желчного пьющего старика.
Впрочем, причин для такой трансформации было много, и внешних, связанных с личными трагедиями писателя, а также с его профессиональными неудачами, и внутренних, психологических.
Профессиональные неудачи были связаны с тем, что в какой-то момент Писемский перестал быть читаемым писателем и кумиром публики. Он был слишком реалистичен по отношению к окружающей действительности, и в его поздних произведениях не было ничего позитивного. Он вообще не видел для России никаких перспектив и не испытывал иллюзий ни по отношению к русскому народу в целом, ни к отдельным представителям разных сословий в частности. А публика хотела от него услышать хоть что-то обнадеживающее.

В личной же жизни у Писемского все сложилось совсем нехорошо. Вообще-то женился он удачно: на дочери известного журналиста и издателя Екатерине Свиньиной. В семье родилось четверо детей, трое старших - мальчики-погодки: Павел, Аполлон и Николай, - и младшая дочь Евдокия.
Все сыновья Писемского считались исключительно одаренными молодыми людьми, все закончили университет, и все было прекрасно, пока младший сын Николай, перспективный математик, только покинувший университетские стены, в возрасте 22 лет не застрелился по неизвестной причине. Это случилось в 1874 году, и с этого момента вся жизнь Алексея Феофилактовича рухнула.
Он и так с юности отличался чрезмерной мнительностью, был ипохондриком и страдал всевозможными фобиями. Например, он страшно боялся собак и лошадей, причем от лошадей буквально шарахался потому, что боялся заразиться от них сапом. Он очень боялся возвращаться домой даже после недолгого отсутствия, поскольку его богатое писательское воображение рисовало самые ужасные картины того, что случилось, пока его не было дома: его квартиру ограбили, всех родных убили, все его близкие заболели страшной болезнью... В итоге Писемский иногда подолгу стоял перед дверью в квартиру, не решаясь ее открыть.

Когда его младший сын Николай покончил с собой, Писемский стал особо внимательно следить за старшим, Павлом (средний, Аполлон, видимо никаких опасений у него не вызывал). И здесь его отцовская интуиция, к сожалению, его не подвела. Павел Писемский, талантливый правовед, в 1880 году заболел тяжёлой психической болезнью, симптомы которой его отец, очевидно, замечал и раньше.
Такое напряжение не могло не сказаться на и без того уязвимой психике Алексея Феофилактовича. Снимал он его по старой русской традиции алкоголем, и эта привычка постепенно перешла в болезнь:
«...Он отстранил рукой налитый ему стакан чаю и, налив большую рюмку водки, выпил её залпом, ничем не закусив. Через несколько минут он повторил то же самое и угрюмо замолчал, неохотно отвечая на вопросы. Через десять минут он выпил третью рюмку. Я взглянул вопросительно на бедную Екатерину Павловну. Она с печальной улыбкой в ответ мне пожала плечами и с затаённым страданием посмотрела на мужа...
Писемский молчаливо налил четвертую рюмку, "опрокинул" ее, взял маленький кусочек хлеба... "Понимаешь, ты, я без этого не засну! Не могу я спать без этого. Они- вот те, о ком я вам читал, не дают мне спать. Стоят вокруг меня и предо мною всю ночь и смотрят на меня, - и живут, и не дают мне заснуть! И не могу я без этого- понимаешь?" Он тряхнул косматой головой, как бы стараясь освободиться от созданных его творчеством образов... и потянулся к пятой рюмке..."
(из воспоминаний А.Ф.Кони)

И вот таким Алексей Феофилактович Писемский был в то время, когда за его портрет взялся Илья Репин. Это случилось в 1880 году, за год до смерти писателя.
Илья Репин в то время жил в Москве и вращался в тех же самых художественных, писательских и интеллигентских кругах, что и Писемский. Очевидно, что печальная история некогда успешного, а в настоящее время полностью раздавленного ударами судьбы спивающегося литератора была прекрасно известна всем его знакомым. И не удивительно, что Репин решил запечатлеть в своей очередной работе столь сложную личность с такой изломанной биографией.
Итак, писатель изображён сидящим на стуле, обеими руками, положенными друг на друга, он опирается на грубую суковатую палку, похожую на самодельный дорожный посох нищего паломника, странствующего по святым местам. Взгляд его направлен на зрителя, этот взгляд, потрясающе переданный художником, полностью выражает все, что в этот момент переживает и ощущает Писемский: страх, растерянность, немыслимые душевные муки. Но в то же время это живой взгляд человека, ещё не лишённого интереса к окружающему миру. Герой выглядит глубоким стариком, хотя на момент написания портрета Писемскому не было и шестидесяти лет.

Небольшой размер холста и поясное изображение даёт художнику возможность сосредоточиться на лице и руках героя и сделать их максимально выразительными. Корпус модели скрыт под бесформенным тёмно-серым пиджаком, поэтому невыразительная одежда не отвлекает внимание зрителя от главного. По этой же причине Репин использовал нейтральный светлый фон, который также символически может ознадачь внутреннюю опустошенность героя.
Многие искусствоведы утверждают, что этот репинский портрет нельзя считать просто ещё одним обычным портретом, проходным, так сказать.
Репин прорисовал каждую черточку лица, каждую морщинку, мельчайшие детали настолько тонко и технично, что многие знакомые Писемского поражались мистическому сходству портрета с оригиналом. Кажется, что на самом деле это не рисованное изображение, а идеальная цветная фотография, возможно, только увеличенная.
Герой художника действительно кажется живым человеком, у зрителя возникает полное ощущение, что вот прямо сейчас, в следующую секунду Алексей Феофилактович Писемский встанет со своего стула и начнет прохаживаться по комнате, заговорит с нами или начнет читать свои рассказы, что он делал мастерски. Этот эффект в некотором роде передается за счет необычной мимики героя: приподнятая бровь, чуть удивленное лицо, легкая, почти незаметная улыбка в уголках губ.
Может статься, книги Алексея Писемского в наши дни почти забыты, но вот имя и образ его обрели истинное бессмертие благодаря гениальной кисти Ильи Репина.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Только что в магазине "Карусель" видел лысого гражданина с женой, совершающих покупки. Гражданин был в штатском, и на его боку под футболкой кокетливо оттопыривалась кобура. Он это. Всегда готов отразить, да? ...
  Дорогие друзья, возможно кому-то информация будет полезной:) В течение полугода я трижды травилась в Кофе Хаузе. У меня были отравления тостами и салатом, но вчерашний вечер превзошёл все мои ожидания - мы с МЧ оба отравились коктейлями ...
Как-то пару недель назад я написал в Фейсбуке и Твитере, что воочию сравнил две версии «Черного квадрата» Малевича – тот, который висит в Третьяковке (Москва), и тот, который выставлен в Русском музее (Питер). И что они совершенно разные. В ответ ...
Уважаемые избиратели и члены Координационного Совета! В течение нескольких недель мы с “Группой Граждан”- (теперь наша гражданская платформа, наконец, обрела название), разрабатывали концепцию шествия в “Юрьев День”. Подробно ознакомиться ...
Сегодня получила письмо от друга по переписке. Мы переписывались больше года. У ...