ПУШКИН - ХУДОЖНИК


Часть 2.
Итак, чему же Сергей Чириков, средней руки профессиональный
художник, мог научить лицеистов? Разумеется, он прекрасно владел
азами своей профессии, особенно в области рисунка. При этом сам
тяготел именно к графике и к портретному жанру, если судить по его
собственным немногочисленным работам (хотя возможно, далеко не все
его портреты сохранились и/или были атрибутированы).
Именно на владение карандашом и делал акцент Чириков, занимаясь со
своими учениками, о чем свидетельствуют сохранившиеся рисунки
лицеистов.


Вот, например, очень неплохие для подростков рисунки "Лев" Александра Бакунина и "Ангел" Ивана Малиновского, которые прекрасно демонстрируют отличное владение различными техниками карандашного рисунка, которые помогли авторам моделировать формы и объемы, а также изображать различные фактуры материалов (шерсть льва, ткань в одеянии ангела). Кроме того обе работы выполнены вполне грамотно с композиционной точки зрения, особенно ангел, которого его автор представил в довольно сложной позе с поднятыми в молитвенном жесте руками.

Сам Чириков всем прочим жанрам однозначно предпочитал портреты,
причем исполнял их либо карандашом, либо акварелью. При этом работа
с цветом его явно не очень интересовала, художник использовал его
лишь по необходимости, для обозначения деталей. Но при этом Чириков
умел добиться очень приличного портретного сходства. Отсюда,
очевидно, проистекает и специфика художественного творчества одного
из его учеников, Александра Пушкина.
Пушкин явно отдавал предпочтение портретному жанру, умел очень
неплохо передавать индивидуальные черты своих знакомых или в зримом
виде представлять героев своих произведений.
Его ученических работ сохранилось совсем немного. Но вот, например,
жанровая сценка, выполненная явно под руководством Чирикова:

На рисунке дворник с лопатой и городовой (или солдат) с метлой
ведут какую-то беседу. Фигуры правильно размещены в пространстве,
юному художнику удалось показать их взаимодействие. Некоторые
проблемы наблюдаются только в изображении фигур персонажей, которые
кажутся слишком приземистыми и несколько непропорциональными. Но
зато тщательно прорисованы все детали, и даже чувствуется какой-то
юмористический подтекст.
В год выпуска, в 1817-м, Александр Пушкин решил издать первую книгу
своих стихов. Он не только отобрал и отредактировал стихотворения и
надписал красивый титульный лист: «Стихотворения Александра
Пушкина. 1817», но и создал свой автопортрет, который должен был
быть помещен на фронтисписе. Начинающий поэт выполнил собственное
изображение в стиле портретов, которые в то время часто помещали в
изданиях поэтических сборников: профиль в круге на чёрном поле.
Публикация, к сожалению, не состоялась, но портрет сохранился:

Между прочим, в этой юношеской работе уже проявились все
последующие стилистические особенности пушкинской графики. Поэт
предпочитал рисовать пером, моделировал формы, объемы и фактуру
материалов с помощью различных вариантов штриховки и очень часто
писал профильные портреты. И, самое главное, его графические работы
всегда были тесно связаны с его литературными трудами.
Продолжение следует...