
ПУШКИН - ХУДОЖНИК


Часть 1.
Некоторое время назад у меня в ЖЖ прошел пост о рисунках великого
испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, и мои читатели справедливо
напомнили мне, что и наш национальный гений, он же Солнце русской
поэзии, он же Наше все, тоже очень неплохо рисовал. Честно говоря,
мне давно уже хотелось разобрать именно художественное творчество
Пушкина, но я очень боялась приступить к этой теме, поскольку на
меня сильно давил авторитет двух ведущих специалистов, занимавшихся
этой темой - искусствоведа Абрама Эфроса и пушкиниста Татьяны
Цявловской. Знаменитая монография Цявловской "Рисунки Пушкина"
вышла ещё в 1970 году, но переиздается до настоящего времени.
И вот, когда в очередной раз я перелистала страницы этого
монументального по насыщенности исследования, я вдруг обнаружила,
что несмотря на то, что его автор собрала, классифицировала и
описала все, что может хоть косвенно представляться сознательным
изображением объекта, выполненным рукой Пушкина, она ни слова не
сказала ни о чем, что могло бы характеризовать поэта как
художника.
То есть описание рисунков Пушкина в книге есть, но о технике
исполнения, композиции, специфике художественного стиля - ни слова.
Так же совершенно нет информации о том, как и где Пушкин вообще
учился рисовать.
И поэтому начнем нашу историю именно с этого.

Как известно, до поступления в Лицей Александр Пушкин получал домашнее образование под руководством многочисленных учителей и гувернеров (а русским языком отдельно с ним занималась его бабушка Мария Алексеевна). Отец будущего поэта, Сергей Львович, был убежден в необходимости дать всем своим детям хорошее образование, поэтому никогда не скупился на оплату наставников. Так что скорее всего первые уроки рисования маленький Саша Пушкин получил от кого-то из них.

В 1811 году Александр Пушкин попал в первый набор воспитанников
Царскосельского лицея, и вот там с обучением рисованию все
оказалось уже куда интереснее. Вообще, образовательный курс этого
во всех смыслах передового учебного заведения был разделен на пять
модулей, как мы бы сейчас это назвали. Воспитанники изучали
следующие дисциплины по разделам:
1.нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение,
политическая экономия);
2.словесные (российская, латинская, французская, немецкая
словесность и языки, риторика);
3.исторические (российская и всеобщая история, физическая
география);
4.физические и математические (математика, начала физики и
космографии, математическая география, статистика);
И, наконец,
5.изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание,
рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Как всегда, творческие и спортивные занятия, которые как раз и
способствуют развивитию всесторонней личности, оказались задвинуты
на самый последний план.

Но тем не менее, имя учителя рисования, который занимался с
лицеистами, нам известно. Это - Сергей Гаврилович Чириков
(1776-1853), человек совершенно замечательный во всех
отношениях.
Он был сыном придворного истопника, которого в шесть лет определили
в училище Академию художеств "на казённый кошт". То есть с этого
возраста он жил в интернате при Академии. Получив первоначальное
образование и художественную подготовку Чириков перешёл в
живописный класс. Его наставники отмечали у юноши большие
способности к рисованию. По итогам ежегодных экзаменов его
регулярно награждали за "лепление, архитектурные сочинения и
рисунки с натуры" малыми серебряными медалями.
Но полностью отдаться искусству у Сергея Чирикова не получилось,
пришлось совмещать учебу в Академии со службой в Чертёжной всего
флота. Так что до открытия Царскосельского лицея он сменил
несколько мелких должностей в различных государственных
структурах.
Конечно, ему, как выходцу из простой и небогатой семьи, было
необходимо иметь стабильный заработок, но тем не менее, похоже, что
основными заслугами Чирикова в Академии были не его художественные
таланты, а, скорее, трудолюбие и усидчивость. Надо полагать, что в
какой -то момент он сам понял, что большим художником ему не стать,
и предпочел пойти другим путем.
Когда в 1811 году открылся Царскосельский Лицей, Сергей Чириков
поступил туда на работу сначала в качестве гувернера, а позднее, с
1814 года преподавал рисование лицеистам. Он проработал там
тридцать лет, до 1841 года, когда вышел в отставку.
Чирикова считали одним из самых замечательных педагогов Лицея.
Многие воспитанники обожали его и называли своим самым любимым
наставником, отмечая его доброту, благородство, ровный характер и
удивительный такт. Директор Лицея В. Ф. Малиновский послужном
списке за 1811 год написал, что Чириков «к продолжению службы
отменно способен и к повышению чином достоин по своему усердию и
искусству в надзоре за воспитанниками».
Надо полагать, что Чириков, который сам провел свое детство в таком
же интернате, очень хорошо понимал своих учеников и старался помочь
им пройти не самый простой период, связанный с большими изменениями
в жизни.

Чириков не только занимался с лицеистами в учебные часы, но
также приглашал их к себе домой, поскольку многие из воспитанников
не имели возможности навещать родителей в разрешенные свободные
дни. Сергей Гаврилович особенно поощрял литературное творчество
своих учеников. В его доме часто собирался своего рода литературный
кружок лицеистов, в числе которых был и Пушкин. А в Лицее под его
руководством ученики выпускали карикатурный журнал, в котором
принимал участие в том числе и Александр Пушкин.
Чириков и сам пописывал стихи, хотя особенным талантом не обладал.
Впрочем он иногда читал своим воспитанникам собственные поэмы и
трагедии в стихах, которые никогда даже не пытался напечатать. Одна
из них называлась «Герой севера», и под этим прозвищем Чириков был
известен среди учеников.
Продолжение следует...