
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ


В 1817 году французский писатель Стендаль во время посещения
Флоренции испытал невероятные по силе чувства и попытался их
описать:
"...Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые
искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя
из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине
называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва
двигался, боясь упасть..."
В начале 1980-х годов итальянский психиатр Грациэлла Магерини
описала первые случаи психогенной реакции, вызванной стрессом от
эстетических переживаний при посещении музеев Флоренции и назвала
ее синдромом Стендаля.
Магерини даже классифицировала все известные ей случаи и
определила, что туристы из Северной Америки и Азии не подвержены
этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой, а
туристы-итальянцы тоже имеют иммунитет, поскольку эта
художественная атмосфера является для них естественной средой.
Поэтому синдрому Стендаля более всего подвержены одинокие
европейцы, как женщины, так и мужчины, с классическим или
религиозным образованием.
Чаще всего синдром проявляется во время посещения одного из музеев
Флоренции. Посетитель внезапно осознает всю глубину чувств и
эмоций, которые художник вложил в своё произведение, и при этом он
сам как бы переносится в пространство картины. Реакции жертв
синдрома бывают самыми разными. Некоторые испытывают учащенное
сердцебиение, головокружение и галлюцинации, а у некоторых
начинается истерика или даже неодолимое желание уничтожить
произведение искусства, вызвавшее эту реакцию.
По статистике ежегодно в музеях Флоренции наблюдается от 10 до 20
случаев, и музейных служащих специально обучают навыкам первой
помощи в таких ситуациях. Считается, что особенно часто к
расстройству приводит созерцание скульптуры Микеланджело "Давид" и
картины Боттичелли "Рождение Венеры". Помимо истерических припадков
и рыданий у туристов при осмотре этих произведений были
зафиксированы эпилептические припадки и инфаркты.

