
ПУШКИН - ХУДОЖНИК


Часть 3.
Все рисунки, законченные и фрагментарные, наброски и даже росчерки
пера, в которых можно разглядеть какое-то предметное изображение,
когда-либо начертанные Александром Пушкиным, исследователи
достаточно условно разделили на несколько групп:
- автоиллюстрации;
- портреты и автопортреты;
- предметы;
- пейзажи.
Условность этой классификации заключается в том, что по большому
счету абсолютно все рисунки Пушкина являются автоиллюстрациями.
Если они не изображают сцен или героев из его произведений, то
отвечают на его текущие размышления или воспоминания о старых или
новых знакомых, о каких-то событиях или местах.
Многие люди, размышляя, слушая скучную лекцию или доклад, или
прерываясь во время напряжённой умственной работы, машинально
черкают что-то у себя в блокноте или тетради, но очень немногим
удается делать это так, что этот прорыв бессознательного вовне
оказывается ещё и высокохудожественным явлением. Пушкину это вполне
удалось.


Начнем с последнего раздела, наименее многочисленного. Очевидно, что набрасывая в своих рукописях изображения мест, которые поэт когда-либо посещал или же только представлял, он, как обычно, машинально фиксировал полет своей весьма беспокойной творческой мысли. Но при этом его пейзажи кажутся вполне реалистичными и узнаваемыми (даже с современной точки зрения), а кроме того в них чувствуется наличие представления о перспективе.


Автоиллюстрации показывают героев пушкинских произведений
такими, какими их видел сам автор, что конечно же представляет
исключительный интерес для литературоведов-пушкинистов. Кроме того
поэт иногда рисовал обложки или титульные листы к собственным
произведениям.
Мне всегда очень нравился его автопортрет с Онегиным, как бы
иллюстрирующий строки:
...Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет...
А заодно и продемонстрировавший модную новинку - шляпу-боливар с
широкими полями ("Надев широкий боливар,/Онегин едет на
бульвар")




Среди отдельных предметов, которые изображал Пушкин можно встретить ключи, огненный меч и кинжал, гробы и виселицу (размышление о друзьях-декабристах) и т.д. но более всего исследователей заинтересовали многочисленные изображения пистолетов. Конечно, огнестрельное оружие было важным элементом дворянской культуры того времени, а сам поэт - известным бретером и дуэлянтом, однако в свете трагического финала его жизни эти пистолеты, разбросанные между поэтическими строками, начиная с 1819 и кончая 1829-м годами, действительно, выглядят довольно зловеще, и, вместе с тем, символически.

Продолжение следует...