"Игра престолов". Глава 7. Арья

топ 100 блогов nehoroshy18.06.2019 "Игра престолов"
Джордж Р.Р. Мартин
Перевод Максима Сороченко
Читать произведение с самого начала...

Стежки опять легли криво.

Арья расстроенно посмотрела на них, потом бросила взгляд туда, где сидела ее сестра Санса в окружении остальных девочек. Вышивка Сансы всегда отличалась особенной изысканностью. Так говорили все.
– Работа Сансы так же очаровательна, как она сама, – однажды сказала септа Мордейн их леди-матери. – У нее такие тонкие, искусные руки!
Но когда леди Кейтлин поинтересовалась работой Арьи, септа только фыркнула:
– У Арьи руки кузнеца!
Девочка украдкой оглядела комнату, опасаясь, как бы септа Мордейн не прочла ее мысли, но сегодня той было совершенно не до нее. Септа сидела рядом с принцессой Мирцеллой, лучезарно улыбалась и непрерывно выражала восторг. Не так уж часто септе выпадает честь обучать королевских принцесс женским ремеслам, как сказала она сама после того, как королева велела Мирцелле присоединиться к ним. Арье казалось, что стежки у Мирцеллы – точно так же как у нее, – получаются немного кривоватыми, но воркующая септа Мордейн не обращала на это никакого внимания.
Арья еще раз оглядела свое рукоделие, пытаясь понять, можно ли его еще исправить, затем вздохнула, отложила иглу, и хмуро посмотрела на сестру. Санса беззаботно болтала, не переставая работать. У ее ног сидела Бет Кассель, маленькая дочка сэра Родрика, и ловила каждое слово Сансы, а Джейн Пул, наклонившись, шептала ей что-то на ухо.
– О чем вы там говорите? – спросила вдруг Арья.
Джейн бросила на нее испуганный взгляд и хихикнула. Санса сконфузилась. Бет покраснела. Никто не ответил.
– Расскажите, – потребовала Арья.
Джейн оглянулась в страхе, что септа Мордейн сможет услышать. Но Мирцелла как раз рассказывала что-то смешное, и септа хохотала вместе с фрейлинами.
– Мы обсуждали принца, – сказала Санса мягким бархатным голосом.
Арья сразу поняла, какого принца она имеет в виду – Джоффри, конечно же. Самого красивого и стройного. На пиру Санса сидела вместе с ним, а вот Арье достался маленький и толстый. Ну, понятно! Чего еще можно было ожидать?
– Принцу Джоффри нравится твоя сестра, – прошептала Джейн с таким видом, будто в этом была ее заслуга. Дочь стюарда[1] Винтерфелла являлась ближайшей подругой Сансы. – Он сказал ей, что она очень красивая!
– И он собирается на ней жениться, – добавила маленькая Бет, мечтательно обнимая себя за плечи. – Санса станет королевой всего Государства!
Санса изволила покраснеть. Это выглядело мило. У нее всё выходит очень мило, думала Арья с неясной обидой.
– Не выдумывай небылиц, Бэт, – поправила Санса девочку и погладила ее по голове, чтобы смягчить грубость своих слов, затем посмотрела на Арью. – Что ты думаешь о принце Джоффе, сестра? Правда, он очень галантный?
– Джон сказал, что он похож на девочку, – ответила Арья.
Санса вздохнула и продолжила вышивку.
– Бедный Джон, – сказала она. – Он так страдает из-за того, что родился бастардом.
– Он наш родной брат! – возмутилась Арья, повысив голос. В послеобеденной тишине комнаты слова ее прозвучали особенно громко.
Септа Мордейн подняла глаза. У нее было худое лицо, колючий взгляд и тонкие губы, будто специально созданные для того, чтобы кривиться, выражая неодобрение. С этим же выражением септа смотрела на них и теперь.
– Что вы там обсуждаете, дети?
– Не родной, а единокровный брат, – тихо, но отчетливо поправила сестру Санса, затем с улыбкой обратилась к септе. – Мы с Арьей говорили, что как же это здóрово, что принцесса сегодня с нами!
Септа Мордейн кивнула.
– Совершенно верно. Это великая честь для всех нас.
Услышав комплимент, принцесса Мирцелла нерешительно улыбнулась.
– Арья, а ты почему не работаешь? – спросила вдруг септа.
Она поднялась на ноги и пошла к ней через всю комнату, шурша накрахмаленными юбками.
– Ну-ка, покажи, что ты сделала.
Арье захотелось закричать от возмущения. Из-за этой Сансы септа опять обратила на них внимание!
– Вот, – ответила она обреченно и протянула свою вышивку.
Септа внимательно изучила ткань.
– Арья, Арья, Арья, – сказал она. – Это никуда не годится. Совершенно никуда не годится.
Все посмотрели на Арью. Это было невыносимо. Санса была слишком хорошо воспитана, чтобы откровенно радоваться позору сестры, но Джейн не смогла сдержать злорадной ухмылки. Даже принцесса Мирцелла посмотрела на нее с сожалением. Арья почувствовала вскипающие слезы, вскочила со стула и бросилась к двери.
– Арья! Немедленно вернись! – закричала септа Мордейн ей вслед. – Еще один шаг, и я все расскажу твоей леди-матери. Ты позоришь нас перед принцессой!
Арья остановилась у двери и повернулась, прикусив губу. По щекам ее текли слезы. Увидев принцессу, она быстро изобразила чопорный поклон.
– С вашего позволения, миледи.
Мирцелла растерянно моргнула и посмотрела на фрейлин в поисках поддержки. Септа Мордейн, в отличие от нее, не потеряла самообладания.
– Куда ты собралась, Арья? – строго вопросила септа.
Арья пристально посмотрела на нее.
– Пойду подкую лошадь, – сладким голосом ответила она и ощутила легкое удовлетворение, увидев шок на лице септы.
Девочка развернулась, выскочила за дверь и во всю прыть помчалась вниз по лестнице.
Это несправедливо. У Сансы было всё. Она родилась на два года раньше Арьи, и, видимо, не оставила ей ничего. Это проявлялось во многом: Санса хорошо шила, танцевала и пела. Она писала стихи. Она умела одеваться. Она играла на арфе и колокольчиках. И что хуже всего – она была красавицей. Сансе достались мамины высокие скулы и густые каштаново-рыжие волосы Талли. Но Арья, в отличие от нее, пошла в лорда-отца. Волосы у нее были тусклые и темные, а лицо – вытянутым и вечно хмурым. Джейн обычно называла ее Арья-лошадевочка и ржала каждый раз, когда та проходила мимо. Это было особенно обидно, потому что езда на лошади была единственным умением, которым Арья владела лучше сестры. Ну и еще ведение хозяйства. Санса ведь никогда не дружила с цифрами. Если она выйдет замуж за принца Джоффри, то ему придется заводить хорошего стюарда, мстительно думала Арья.
Нимерия ждала Арью внизу лестницы, в караулке, и вскочила сразу, как только увидела хозяйку. Арья радостно засмеялась. Маленькая волчица любила ее, как никто на свете. Они повсюду ходили вместе, Нимерия даже спала в ее комнате – на постели в ногах. Если бы мать не запретила, Арья брала бы ее и на вышивание. Попробовала бы тогда септа Мордейн сказать ей что-нибудь про стежки!
Нимерия легонько, но пылко прикусила руку отвязавшей ее Арье. У волчицы были желтые глаза, при дневном свете сверкавшие как две золотые монеты. Арья назвала ее в честь великой воительницы-королевы Ройнаров, когда-то переправившей свой народ через Узкое Море. Но даже это вызвало большой скандал, потому что Санса, понятно, назвала своего щенка «Леди». Арья умиленно сморщила лицо, крепко обняла волчицу и захихикала, почувствовав, как Нимерия лизнула ей ухо.
Септа Мордейн, конечно, уже все доложила леди-матери. Теперь, если Арья вернется к себе в комнату, ее обязательно найдут. А девочке вовсе не хотелось, чтобы её находили. У нее были свои, куда более интересные планы. Во дворе тренировались мальчики, и Арье очень хотелось глянуть, как Робб наваляет галантному принцу Джоффри.
– Пошли! – шепнула она Нимерии, после чего вскочила на ноги и побежала. Волчица последовала за ней по пятам.
В галерее, соединяющей Главную Цитадель с оружейной, было окно, из которого открывался хороший вид на весь внутренний двор. Девочка со щенком помчались туда.
Когда они прибежали, разгоряченные и запыхавшиеся, там уже был Джон. Он сидел на подоконнике, поставив на него одну ногу и апатично подперев коленом подбородок. Его настолько увлекло происходящее во дворе, что он даже не обратил внимания на их появление, пока белый волк не рванул к ним навстречу. Призрак был самым крупным щенком из всего помета. Нимерия осторожно подкралась ближе. Призрак обнюхал ее, слегка куснул за ухо и вернулся на свое место.
Джон посмотрел на Арью с недоумением.
– Разве ты не должна сейчас заниматься вышиванием, сестренка?
– Я хотела посмотреть, как они дерутся, – ответила Арья, скорчив брату рожицу.
Джон улыбнулся.
– Тогда иди сюда.
Арья залезла на подоконник и уселась рядом с ним. Со двора доносились глухие удары и хриплые вскрики.
К ее разочарованию, там тренировались младшие мальчики. Бран был покрыт защитой настолько, что казалось, будто его обернули в пуховый матрац, а и без того толстенький принц Томмен вообще стал похож на шар. Оба мальчика пыхтели, сопели и ударяли друг друга тупыми деревянными мечами под бдительным оком старого сэра Родрика Касселя, мастера-по-оружию Винтерфелла – дородного тучного мужчины с величественными белыми бакенбардами. Среди подбадривающих криков дюжины мужчин и мальчиков, наблюдавших за поединком, громче всех был слышен голос Робба. За его спиной Арья заметила презрительно ухмылявшегося Теона Грейджоя, который был одет в черный дублет[2] с вышитым на нем золотым кракеном его Дома. Обоих сражающихся пошатывало. Арья рассудила, что дерутся они уже достаточно долго.
Это немного утомительнее, чем вышивать, заметил Джон.
Это намного веселее, чем вышивать! – возразила ему Арья.
Джон засмеялся и взъерошил ей волосы. Арья вспыхнула румянцем. Они всегда были близки. В отличие от других детей, только Арья с Джоном походили на отца. Лица Робба, Сансы, Брана и даже маленького Рикона унаследовали черты рода Талли – с их снисходительными улыбками и волосами огненного цвета. Когда Арья была совсем мелкой, она даже боялась, что окажется таким же бастардом, как и Джон. Но брат, будучи причиной ее страхов, одновременно стал и тем человеком, который смог их рассеять.
А почему ты здесь, а не во дворе? – спросила Арья.
Джон грустно улыбнулся.
Бастардам не разрешается наносить повреждения юным принцам, – ответил он. – Любой синяк на тренировке принц может получить только от руки чистокровного мечника.
Ой… смутилась она.
Можно было и догадаться. Уже второй раз за сегодня Арья подумала о том, как несправедлива жизнь.
В этот момент ее маленький брат крепко ударил Томмена.
Я бы смогла драться не хуже Брана, сказала Арья. – Ему только семь, а мне уже девять.
Джон мудро оглядел ее с высоты своего четырнадцатилетнего возраста.
Ты слишком худая, ответил он, потрогав мускулы на ее руке, затем вздохнул и покачал головой. – Сомневаюсь, сестренка, что ты сможешь хотя бы поднять длинный меч, не говоря уж о том, чтобы им махнуть.
Арья отдернула руку и недовольно взглянула на брата. Джон снова взъерошил ей волосы и посмотрел во двор. Бран и Томмен продолжали описывать круги, топчась друг напротив друга.
Видишь принца Джоффри? – спросил Джон.
Арья сначала не увидела, но приглядевшись, заметила принца позади – в тени, отбрасываемой крепостной стеной. Его окружали неизвестные ей мужчины, в основном, юные оруженосцы с нашитыми на одежде символами Домов Ланнистеров и Баратеонов. Среди них присутствовало несколько мужчин постарше – наверное, рыцари.
Обрати внимание на его герб, подсказал Джон.
Арья присмотрелась. На плотной тунике принца красовался богато вышитый геральдический щит. Без сомнения, качество вышивки было великолепным. От середины и вниз герб разделялся на две части: с одной стороны был виден коронованный олень королевского Дома, с другой – лев Ланнистеров.
Гордыня Ланнистеров безгранична, заметил Джон. – Казалось бы, знака королевского достоинства должно быть достаточно, но нет! Он уравнял честь Дома своей матери с честью Дома короля…
Женщина не менее важна! – запротестовала Арья.
Джон тихонько рассмеялся.
Ты можешь сделать то же самое, сестренка: соединить Талли и Старков в одном гербе.
Вышить волка с рыбой в зубах? – засмеялась Арья. – Это будет выглядеть по-дурацки. Кстати, если девочки не могут драться, зачем им носить герб?
Джон пожал плечами.
Девочки носят гербы, но не носят мечи. Бастарды владеют мечами, но у них нет гербов. Не я придумал эти правила, сестренка.
Со двора вдруг донесся вскрик. Принц Томмен валялся в пыли, безуспешно пытаясь встать. Надетая на него защита делала его похожим на черепаху, упавшую на спину. Бран возвышался рядом с поднятым деревянным мечом, готовый нанести следующий удар, если принц  вдруг окажется на ногах. Окружающие мужчины начали смеяться.
Достаточно! – скомандовал сэр Родрик и, протянув принцу руку, поднял его на ноги. – Отличный бой! Лью, Доннис, помогите им снять доспехи. – Сэр Родрик огляделся. – Принц Джоффри, Робб, сразитесь в следующем раунде?
Робб, еще потный от предыдущих схваток, легко выскочил вперед.
С удовольствием! – воскликнул он.
Услышав вызов Родрика, Джоффри вышел на солнечный свет. Волосы его сияли, словно золото. Лицо выражало скуку.
Это игра для детей, сэр Родрик.
Теон Грейджой хохотнул.
Но вы и есть дети, заметил он с сарказмом.
Робб, возможно, и дитя, ответил Джоффри, но я принц. Бить Старков игрушечным мечом для меня утомительно.
Ты получил больше ударов, чем нанес, Джоф, сказал Робб. – Боишься, наверное?
Принц Джоффри внимательно посмотрел на него.
Ужасно боюсь! Ты же намного, намного старше!
Некоторые из людей Ланнистеров засмеялись. Глядящий в окно Джон нахмурился.
А Джоффри, и вправду, ужасный говнюк, – сказал он Арье.
Сэр Родрик задумчиво дергал себя за белые бакенбарды.
Что вы предлагаете? – спросил он принца.
Боевую сталь.
Отлично! немедленно откликнулся Робб. – Ты об этом пожалеешь!
Мастер-по-оружию положил руку на плечо Робба, заставив того умолкнуть.
Боевая сталь слишком опасна. Я разрешу вам турнирные мечи – с затупленными кромками.
Джоффри ничего не ответил. В этот момент, раздвинув толпу, выдвинулся высокий, незнакомый Арье, рыцарь с черными волосами и со следами ожогов на лице. Рыцарь встал между Джоффри и сэром Родриком.
Это твой принц, сказал он. – Кто ты такой, сэр, чтобы указывать, каким мечом ему драться?
Я мастер-по-оружию Винтерфелла, Клиган. Тебе об этом лучше не забывать.
Ты тренируешь женщин? – с издевкой спросил обожжённый мужчина – могучий, словно бык.
Я тренирую рыцарей, веско ответил сэр Родрик. – Они получат боевую сталь, как только будут готовы. Когда достигнут нужного возраста.
Обожжённый посмотрел на Робба.
Сколько тебе лет, мальчик?
Четырнадцать, ответил Робб.
Я убил человека в двенадцать. И поверь – далеко не тупым мечом.
Арья заметила, что Робб начинает злиться. Его гордость была уязвлена.
Позвольте мне это сделать, обратился он к сэру Родрику. – Я смогу его побить.
Тогда побей его турнирным мечом, ответил сэр Родрик.
Джоффри пожал плечами.
Встретимся, когда подрастешь, Старк. Если к тому времени ты не слишком постареешь.
Со стороны людей Ланнистеров раздался взрыв хохота. Робб с проклятиями рванул к принцу, но Теон Грейджой удержал его за руку. Шокированная Арья прикрыла рот рукой. Сэр Родрик в смятении дергал себя за бакенбарды.
Джоффри нарочито зевнул и повернулся к младшему брату.
Пошли, Томмен, сказал он ему. – Время игр закончилось. Здешним детям пора собирать игрушки.
Его слова спровоцировали новый приступ хохота Ланнистеров и новые проклятия Робба. Цвет лица сэра Родрика под белыми бакенбардами стал свекольным от гнева. Теон крепко удерживал Робба в железных объятиях, пока принцы со свитой беспрепятственно покидали двор. 
Джон смотрел им вслед, а Арья смотрела на Джона. Лицо его застыло и стало неподвижным, как пруд в сердце Богорощи. Наконец, он спрыгнул с подоконника.
Все, представление окончено, сказал он и наклонился, чтобы почесать Призрака за ушами. Белый волк встал и потерся о ногу хозяина. – Беги лучше в свою комнату, сестренка. Септа Мордейн, по-любому, уже в засаде. Чем дольше тебя нет, тем строже будет наказание: придется тебе потом шить всю зиму. Придет весна, настанет оттепель, и твое тело найдут с иглой, крепко зажатой в замороженных пальцах.
Арье шутка не показалась смешной.
Ненавижу шитье! – воскликнула она с негодованием. – Это несправедливо!
В жизни все несправедливо, заметил Джон.
Он еще раз взъерошил ей волосы и пошел по галерее. Призрак тихо двинулся следом. Нимерия кинулась было за ними, но затем остановилась и повернула назад, увидев, что Арья не сдвинулась с места.
Неохотно девочка пошла в другую сторону.
На самом деле всё оказалось куда хуже, чем предупреждал Джон. В комнате Арьи была не септа Мордейн. Там ее дожидались и септа, и мать.


[1] Стюард – управляющий замком (прим. пер.)
[2] Дублет - узкая одежда на подкладке, которую носили поверх рубашки в эпоху позднего средневековья (прим. пер.)


Читать главу 6. Кейтлин... / Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Всем доброй ночи! Меня зовут Алена, мне "за тридцать" и я административный директор "в кино". Наша компания снимает, в основном, сериалы, снимает в Москве и в Минске, и 22.07.2012 -- первый "один мой день" в сообществе -- проходил как раз в Минске. "Кино" -- это ...
Сегодня утром я поехал к родителям. Покушал пирожки с капустой, потом мы с мамой сыграли в нарды, счет 1:1. Потом я лег спать, а родители поехали к бабуле с дедулей в погреб за продуктами - за картошкой, овощами и соленьями в банках. Когда они приехали ...
Эгоизм и эгоцентризм. Эти понятия часто путают, и еще чаще объединяют. Но это принципиально разные вещи. И если эгоизм чаще присущ мужчинам, то эгоцентризм, как правило, - женское явление. Эгоист относится к другим людям так, как ЕМУ выгодно, все в отношениях подчинено именно этому. Эгоце ...
Давайте расскажу одну чудесную историю. Вам понравится. Весна 2014 года, Дружковка. Начальник горотдела милиции полковник Сергей Новиков (в девичестве Башаров, взял фамилию жены) объявляет, что ментовское оружие нужно срочно спрятать. Причем, объясняет это довольно странно - если оружие с ...