Гродно железнодорожное.
flackelf — 18.10.2023 Станция Гродно возникла очень давно, в 1862 году, при строительстве Петербургско-Варшавской дороги - второй магистральной в Российской империи. Это сыграло важную роль в истории и развитии этого города на реке Неман, которому повезло оказаться на самой прямой линии между Петербургом и Варшавой. И много десятилетий, вплоть до начала XXI века, даже при польском правлении (1920-1939), эта дорога работала, пока литовцы не разобрали ее кусок на границе уже в наши самые новейшие времена. Впрочем деградация дороги началась в 1991 году, сразу же после развала СССР и отделения Прибалтики.В 1907 году был построен участок Гродно - Скидель - Мосты, связавший Гродно с Бологое-Седлицкой дорогой. Сейчас этот участок основной, он связывает Гродно с остальной Белоруссией и Россией.
После 1945 года Гродно традиционно был связан жд сообщением с соседней Польшей. Тут ходили поезда на Белосток и Варшаву, причем сюда была заведена европейская колея (между прочим это около 25 км пути) и даже электрификация из соседней Польши. И только в самый последний исторический период, после событий 2020 и особенно 2022 года, поляки прекратили транспортное сообщение с Белоруссией на этом участке. Теперь здесь полный железнодорожный тупик.
1. Вид со стороны города на довольно большой жд вокзал города Гродно, который построили в позднем СССР, в середине 80-х, когда сообщение с Польшей и через Прибалтику было полноценным и интенсивным.
Сейчас конечно такое большое здание не нужно, но что поделать, не разрушать же его. К 2015 году был проведен капитальный ремонт здания вокзала.
2. Привокзальная площадь.
3.
Автомобиль белорусской армии стоящий на площади у вокзала.
4.
5. Башня с часами довольно хорошо украшает здание.
6. Несмотря на тупиковый характер станции, тут интенсивное пассажирское движение, особенно пригородное. Много также внутрибелорусских поездов, которые от Гродно идут на Минск и далее к самым удаленным станциям у границы с союзной Россией.
7. Станция обладает солидным путевым развитием, доставшимся от былых времен.
8. Готовится к отправлению внутрибелорусский ночной поезд до Гомеля. Это по диагонали ровно через всю страну.
Первый путь отгорожен - когда он был пограничным и с него отправляли поезда на Польшу по европейской колее, которая тут встроена в нашу "русскую".
Польша находится в этой стороне.
9. Вид на станции в сторону остальной Белоруссии.
10.
11. Вот тут видно как европейская колея уходит в тупик.
12. В качестве пригорода в Гродненской области работают рижские дизель-поезда ДР1А. Видел тут только их и даже разок прокатился. Пригородные гибриды с тепловозами М62 как в Витебске и Могилеве, тут не встречаются.
13. Вид на вокзал со стороны станции.
14. Подают поезд.
15.
16. Этот поезд поедет на станцию Брузги, что на границе с Польшей.
17. Год выпуска - 1988. Хорошо поезд сохранился.
Исторический Варшавский жд мост через Неман.
18. Появился в 1862 году при строительстве дороги на Варшаву. Состоит из трех пролетов. Перекинут между двумя возвышенными берегами Немана.
Он чем то похож на мост в городе Кингисепп над рекой Лугой,
19. Жд пути на западном берегу Немана.
20. Двойная русско-европейская колея на левом берегу Немана. Километраж по всей видимости от станции Лентварис, что в Вильнюсе.
21. Рядом находится путепровод.
Исторические фотографии.
22. Самый первый жд мост через Неман в Гродно, построенный в XIX веке при Российской империи. Интересные у него опоры. Они вообще не сохранились.
23. Конец XIX века.
24. Подрыв старого моста при отступлении Русской армии в 1915 году. Немецкое фото.
Восстанавливали его уже поляки после 1920 года.
25. Мост через Неман при немецкой оккупации в 1941-44 годах. Кажется уже тогда тут было две колеи - русская и европейская.
26. Мост через Неман, восстановленный поляками после 1920 года.
27. Вокзал XIX на станции Гродно.
Интересный эпизод из истории станции. Это случилось буквально на второй год ее существования.
"2 (14) марта 1863 года группа из 42 польских повстанцев (мятежников) под командованием капитана Леона Кульчицкого атаковала Гродненский железнодорожный вокзал. Их целью был захват паровоза, с помощью которого они планировали пробиться в Поречье до лагеря отряда Людвига Нарбута. Однако роте регулярных русских войск, которая охраняла вокзал, удалось во время довольно долгого боя отразить нападение мятежников и пресечь их попытку захватить транспорт. В результате из 42 бойцов лишь 5 человек (включая Кульчицкого) избежали пленения либо смерти в бою и смогли позже присоединиться к отряду Нарбута."
28. Вид со стороны города.
29. Здание вокзала сожженное Русской армией при отступлении 1915 года.
30. Восстановленное здание в польский довоенный период.
31. Снова немцы в Гродно. Июнь 1941 года. Грузят на платформу трофейный Т-34.
32. Вокзал в послевоенные десятилетия. В 80-е годы его снесут.
33. Снимок 90-х годов, когда движение через Прибалтику и на Польшу было еще достаточно интенсивным.
Дорога назад в Минск.
34. Убываю в Минск на поезде региональных линий. Не ходят польские поезда PESA в этот город из Минска. Подали самый обычный поезд. Но сам вагон внутри выглядит несколько непривычно.
35. Камера хранения на вокзале 1 рубль 20 копеек. Это 36 российских рублей. Коммунизм...
Паспорт при этом не нужен. Как не нужен он при покупке билетов на ПДС внутри Белоруссии.
36.
37. Ответвление на Петербург, которого нет. К Варшавскому вокзалу, которого тоже нет. 138-й километр от Лентвариса.
38. Жд линия Мосты - Гродно. Единственная которая приходит в этот город на реке Неман со стороны остальной Белоруссии и России.
39. Новейшие цистерны на станции Лида.
В прошлом это - важный узел на западе СССР. Здесь проходила рокада, связывающая Прибалтику с Западной Украиной. Сейчас движения от Лиды на Вильнюс говорят - нет. Но станция реально большая, с депо и островным большим вокзалом
40. Участок Молодечно - Лида кажется двухпутный. Для чего?
Идем по исторической Бологое-Седлецкой дороге.
41.
42. Ну вот историческая Либаво-Роменская дорога перед Молодечно.
Участок Вильно - Минск. "Шнурок" в Вильнюс успели протянуть за постсоветские годы.
43. Молодечно - большая станция. Кстати грузовых составов немало, значит движение на Литву имеет место быть.
И потом Калининградские грузы тоже тут проходят. Вокзал очень красив.
44. Китайский электровоз.
45.
46. Депо.
47. Идём по ходу Минск - Вильнюс, уже за Молодечно, ближе к Минску. Электрификация местами совсем старая.
|
</> |