Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте.

топ 100 блогов flackelf13.10.2023 Еще один штрих к тому как жил город Киев - столица УССР в последние два десятилетия Советского Союза. Из Киева действительно делали образцово-показательный город страны, не жалея средств.
На этих старых исторических фотографиях - линия скоростного трамвая, которую строили в Киеве в 1975-78 годах, для связи центра города с удаленным спальным районом Борщаговка, что на крайнем юго-западе столицы УССР.
На этот транспортный проект были выделены средства в том числе из общесоюзных фондов. Было даже специальное постановление Совмина СССР на этот счет.
Первоначально в 1978 году был построен участок длиной 10 километров от площади Победы до Окружной дороги. Это включало в себя в том числе и строительство трех крупных транспортных развязок, чтобы исключить пересечения линии с другими видами городского транспорта. По меркам уже далеких 70-х - довольно масштабно и с размахом. Я хорошо помню это строительство. По нему были пущены новенькие, только что закупленные в ЧССР 3-х вагонные трамвайные поезда, составленные из вагонов Tatra T3. Правда в самый первый месяц эксплуатации на линии еще попадались старенькие МТВ-82.
Также была построено ответвление на южную Борщаговку, по которому ходил трамвай под номером 1. В 1984 году его существенно продлили в сторону новых микрорайонов Южной Борщаговки.
Вот эта "единичка" с Борщаговки ходила вообще до самого центра Киева, до Бессарабки. В 80-е годы, в период наибольшего расцвета киевского трамвая, это было довольно быстро - доехать на "единичке" из центра до одного из самых удаленных киевских спальников. После 1991 года этот участок в центре Киева, по улице Саксаганского, где ходила "единичка" разобрали.
Киевский скоростной трамвай работает и по сей день, с другими вагонами разумеется и после реконструкции. Но в те далекие годы, это было очень круто и равносильно почти что линии метро.
А были ли в других городах СССР, в ту эпоху, подобные линии скоростного трамвая?

Впрочем да, Волгоград разумеется и Кривой Рог. но Кривой Рог это опять же - УССР, а в Волгограде в отличие от Киева нет метро и этот трамвай просто жизненно необходим.

1. Борщаговка. Станция "Гната Юры" и развязка.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. JMpCmSAbAfc


2. МТВ-82 на Борщаговке. Скоро их не будет здесь.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. 3BTgV-aYRsI

3. Станция "Бульвар Ивана Лепсе" и новый путепровод.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. 6dqwehGMwZ0

4. Станция "Полевая".
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. bquQlhlSRp8

5.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. VfXoFfOX7oM

6. Станция "Воздухофлотская".
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. j4ia7O8L8Sw

7. Кольцо на площади Победы.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. qOnAdQtXxkw

8.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. kj5n1-9cSsk

9. 1984 год. Пуск участка на Южную Борщаговку.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. iUC7Bk60wMI


Троллейбусы, которые тогда были только чешские.
Троллейбусное депо №2, что в историческом районе Шулявка (тогда еще говорили "Большевик") и недалеко от района Сырец, где я вырос. Всё детство и юность ездил мимо этого депо к ближайшей станции метро "Завод Большевик" (Шулявская).
На фото: 70-е, начало - середина 80-х годов.
Последний снимок - начало 90-х. В кадре румынские троллейбусы DAC, которые весьма неважно себя зарекомендовали и прослужили всего 15 лет. А закупили их в 80-е немало. Позже их все собрали в одном новом депо на Куреневке, а в начале нулевых списали.
Очень крупное депо было на Шулявке 40 лет назад. Обслуживало всю западную часть Киева. Вот эти вот Škoda 9Tr - один из символов моего детства.
10.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-03_08-07-51

11.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-03_08-07-52 (3)

12.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-03_08-07-52 (2)

13.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-03_08-07-52

14. Румынский DAC в кадре.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-03_08-07-53

Еще немного трамвайных воспоминаний из юности и детства. Про троллейбусы я уже немного рассказывал.
В те далекие годы самым трамвайным районом, ближайшим к моему Сырцу, была конечно - Лукьяновка. Минут 20 ехать на 23-м троллейбусе, что в юности не казалось совсем уж близко.
Там сходилось три трамвайные линии - с Подола, от жд вокзала и из района Отрадного. А еще там располагалось одно из старейших в Киеве трамвайных депо, которое появилось в 1894 году. В 2005-м его уничтожат и позже частично застроят. Кстати в Киеве именно "депо", не "парк" как в Ленинграде-Петербурге.
Это та самая Лукьяновка где находится знаменитая киевская старая тюрьма - Лукьяновский СИЗО, еще Лукьяновский рынок, куда в 70-е регулярно ездила с Сырца моя бабушка, часто взяв меня с собой. Это - ближайший к центру исторический район, прилегающий к нему с западной стороны.
И всякий раз, будучи на Лукьяновке, я видел выезжающие из депо желтенькие МТВ-82. Их там было очень много еще в начале 80-х. С середины того десятилетия к ним стали добавляться красненькие "чехи". Еще на киевских маршрутах ходили немного внешне похожие на МТВ, вагоны КТВ-55 - киевской постройки. На самом первом снимке как КТВ-55 в начале улицы Пархоменко (Дегтяревской). Тут в кадр попал дом моей будущей тещи. 1981 год.

Ничего этого давно нет. Нынешние "куяны" в большинстве своем ничего этого не знают и знать не хотят.
От каждой фото веет детством, вроде и не было этих десятилетий. Вроде можно просто вот взять и войти туда, в это зазеркалье, где я еще почти ребенок, где СССР и всё хорошо... И все эти мельчайшие детали той эпохи, которые заметит только человек родившийся и живший в Киеве.

15. Справа видна новенькая 9-этажка, где в начале 80-х получила квартиру моя будущая теща.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-46

16. Второй снимок, это самое начало 80-х. К 1500-летию Киева строится огромный кинотеатр с пафосным названием "Киевская Русь". Его сдали в 1982 году, как раз к притянутому за уши юбилею города.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-47 (2)

17. На третьем фото, где видно как трамваи выезжают из депо, в кадр попал также бывший Лукьяновский народный дом, построенный до революции в ярко выраженном русском стиле. При СССР в этом здании был клуб трамвайщиков (работников КТТУ - горэлектротранспорта). В нем был кинотеатр, где я иногда бывал. Там часто крутили не самые свежие фильмы, которые тоже хотелось еще раз пересмотреть.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-47

18.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-48 (3)

19.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-48 (2)

20. 70-е. Видна громадная сталинка на улице Мельникова. Ее строили для работников завода имени "Артёма".
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-48

21. Конец 80-х.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-49 (2)

22.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-06_22-17-49

Печерск.
23. Начало 80-х. Конечная 30-ки у Печерского моста. Слева Суворовское училище. На маршруте работали вагоны киевского производства КТВ-55 с двумя кабинами (тянитолкай). В юности часто этим маршрутом ездил от метро "Арсенальная" до "Ивана Кудри", а дальше пешком к техникуму. Маршрут исчез в конце 80-х, а рельсы к Печерскому мосту были разобраны. Еще на фото видно как разворачивается автобус №62.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-07_08-08-54

Киевский авиазавод Антонова.
24. Авиаконструктор Олег Антонов на аэродроме Гостомель, что под Киевом. Впрочем это уже теперь все знают...
1972 год. В кадре "Антей" АН-22. На тот момент крупнейший наш транспортный самолет.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-02_17-07-00

О другом, но тоже из тех далеких времен.
На днях мне подарили очень важную вещь, которая долго сопровождала меня в детстве. Атлас железных дорог СССР 1968 года издания. Довольно точный по меркам тех времен, практически со всеми имеющимися на сети дорог станциями, второстепенными линиями и указанными расстояниями.
Позже в 70-е годы атласы жд сильно испортились и такие как этот больше не печатали. Такие как этот кажется больше вообще никогда не печатали. С ним и сейчас можно запросто ездить по стране.
Много лет мечтал раздобыть его.
Эта небольшая книжечка сыграла очень важную роль в формировании моей русской имперской идентичности еще в школьные годы. Она давала ощущение единой громадной страны, где всё - наше русское (тогда советское, что считалось почти тождественным). И Рига и Тбилиси, Владивосток и Киев с Москвой. Обожал подолгу рассматривать эти карты, мысленно представляя себе путешествия по громадной стране и особенно по Транссибу. Увы, осуществить многое из этого довелось уже сейчас, когда от тех лет прошло без малого - полвека.
Благодаря этому в конце 70-х уже мог по памяти нарисовать на листике схему всех железных дорог СССР. Такое вот немножко странное увлечение у меня было, если сравнивать со сверстниками.
Карты формировали также представление о железнодорожных магистралях - ошибочное во многих случаях как выяснилось позже. Ведь линии по толщине делились на три вида. Самые жирные я воспринимал как - важнейшие и магистральные, но это было не совсем так.
Как например на первом фото, где изображен район западнее Киева. Эта страница у меня была наиболее затертая.
Так вот Полесская линия от Киева на Ковель была жирная, как будто важнейший ход. На деле в то время, от станции Тетерев - тепловозная однопутка на деревянных шпалах с тепловозами ТЭ3. А вот действительно важный магистральный и уже тогда электрифицированный ход Казатин - Шепетовка - Здолбунов - Львов, тут указан как линия второстепенная, более тонкая на этой карте. Я читал конечно в описании атласа, что толщина линии зависит от вида поездов, скорых или пассажирских, курсирующих по ней. Но всё равно наглядно это воспринималось именно так я писал выше.
В 80-е у меня интерес к этому пропал и книжечка потерялась. А вернулся я к этому увлечению уже после появления интернета. И оно действительно сильно повлияло на мою жизнь и судьбу.
25.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-05_21-02-16

26.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-05_21-02-14 (3)

27.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-05_21-02-14 (2)

28.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-05_21-02-14

29.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-05_21-02-15


Теперь Ленинград. Конец 80-х.
30. Очень показательное фото, немного передающее суть той эпохи. Подпись гласит: "1989. Семья в Ленинграде поднимает тост за члена семьи, сидящего во главе стола, который эмигрировал в Америку и вернулся с визитом."
А за окном - самый разгар горбачевской Перестройки, полный крах советского потребительского рынка, дефицит всего на свете, крах идеологии и просто тотальное, доведенное до массового психоза всеобщее преклонение перед всем западным. В те годы, на приехавших ОТТУДА, да еще с подарками, смотрели почти как на пришельцев. Я даже знаю о чем они за этим столом разговаривали, в том уже далеком от нас 1989 году.
Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте. photo_2023-10-09_21-03-54


Прошу подписчиков поддержать хозяина блога. Карта СБ:
5469 5500 5863 0507

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если бы коронавируса не было, его, безусловно, нужно было придумать. И его появление - причем даже неважно, проектное или стихийное - оказалось крайне вовремя. В нужном месте и нужное время. Любая война имеет свою политическую цель и задачу - послевоенный мир должен быть лучше довоенного ...
Taken on December 10, 2011 Nikon D60 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/4.5 26.0 mm 1/20 1600 Konya, Konya, Turkey ...
Вот эта вот вся история с потерпевшими ментами - это очень любопытно. Ну, в смысле. которых жутко избили на митинге 26 марта, и количество которых растёт тем больше, чем дальше назад уходит это событие. Я так предполагаю, скоро число избитых полицейских пойдёт на сотни. Но фишка тут не ...
« Дюрер великолепный »: автопортрет из Прадо Das malt ich nach meiner gestalt / Ich war sex und zwenzig Jor alt / Albrecht Dürer - «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер» . ...
Весьма интересно!!!::Всемирная Ассоциация Календарей собирается произвести ...