Советский Киев. Воспоминания о городском транспорте.
flackelf — 13.10.2023 Еще один штрих к тому как жил город Киев - столица УССР в последние два десятилетия Советского Союза. Из Киева действительно делали образцово-показательный город страны, не жалея средств.На этих старых исторических фотографиях - линия скоростного трамвая, которую строили в Киеве в 1975-78 годах, для связи центра города с удаленным спальным районом Борщаговка, что на крайнем юго-западе столицы УССР.
На этот транспортный проект были выделены средства в том числе из общесоюзных фондов. Было даже специальное постановление Совмина СССР на этот счет.
Первоначально в 1978 году был построен участок длиной 10 километров от площади Победы до Окружной дороги. Это включало в себя в том числе и строительство трех крупных транспортных развязок, чтобы исключить пересечения линии с другими видами городского транспорта. По меркам уже далеких 70-х - довольно масштабно и с размахом. Я хорошо помню это строительство. По нему были пущены новенькие, только что закупленные в ЧССР 3-х вагонные трамвайные поезда, составленные из вагонов Tatra T3. Правда в самый первый месяц эксплуатации на линии еще попадались старенькие МТВ-82.
Также была построено ответвление на южную Борщаговку, по которому ходил трамвай под номером 1. В 1984 году его существенно продлили в сторону новых микрорайонов Южной Борщаговки.
Вот эта "единичка" с Борщаговки ходила вообще до самого центра Киева, до Бессарабки. В 80-е годы, в период наибольшего расцвета киевского трамвая, это было довольно быстро - доехать на "единичке" из центра до одного из самых удаленных киевских спальников. После 1991 года этот участок в центре Киева, по улице Саксаганского, где ходила "единичка" разобрали.
Киевский скоростной трамвай работает и по сей день, с другими вагонами разумеется и после реконструкции. Но в те далекие годы, это было очень круто и равносильно почти что линии метро.
А были ли в других городах СССР, в ту эпоху, подобные линии скоростного трамвая?
Впрочем да, Волгоград разумеется и Кривой Рог. но Кривой Рог это опять же - УССР, а в Волгограде в отличие от Киева нет метро и этот трамвай просто жизненно необходим.
1. Борщаговка. Станция "Гната Юры" и развязка.
2. МТВ-82 на Борщаговке. Скоро их не будет здесь.
3. Станция "Бульвар Ивана Лепсе" и новый путепровод.
4. Станция "Полевая".
5.
6. Станция "Воздухофлотская".
7. Кольцо на площади Победы.
8.
9. 1984 год. Пуск участка на Южную Борщаговку.
Троллейбусы, которые тогда были только чешские.
Троллейбусное депо №2, что в историческом районе Шулявка (тогда еще говорили "Большевик") и недалеко от района Сырец, где я вырос. Всё детство и юность ездил мимо этого депо к ближайшей станции метро "Завод Большевик" (Шулявская).
На фото: 70-е, начало - середина 80-х годов.
Последний снимок - начало 90-х. В кадре румынские троллейбусы DAC, которые весьма неважно себя зарекомендовали и прослужили всего 15 лет. А закупили их в 80-е немало. Позже их все собрали в одном новом депо на Куреневке, а в начале нулевых списали.
Очень крупное депо было на Шулявке 40 лет назад. Обслуживало всю западную часть Киева. Вот эти вот Škoda 9Tr - один из символов моего детства.
10.
11.
12.
13.
14. Румынский DAC в кадре.
Еще немного трамвайных воспоминаний из юности и детства. Про троллейбусы я уже немного рассказывал.
В те далекие годы самым трамвайным районом, ближайшим к моему Сырцу, была конечно - Лукьяновка. Минут 20 ехать на 23-м троллейбусе, что в юности не казалось совсем уж близко.
Там сходилось три трамвайные линии - с Подола, от жд вокзала и из района Отрадного. А еще там располагалось одно из старейших в Киеве трамвайных депо, которое появилось в 1894 году. В 2005-м его уничтожат и позже частично застроят. Кстати в Киеве именно "депо", не "парк" как в Ленинграде-Петербурге.
Это та самая Лукьяновка где находится знаменитая киевская старая тюрьма - Лукьяновский СИЗО, еще Лукьяновский рынок, куда в 70-е регулярно ездила с Сырца моя бабушка, часто взяв меня с собой. Это - ближайший к центру исторический район, прилегающий к нему с западной стороны.
И всякий раз, будучи на Лукьяновке, я видел выезжающие из депо желтенькие МТВ-82. Их там было очень много еще в начале 80-х. С середины того десятилетия к ним стали добавляться красненькие "чехи". Еще на киевских маршрутах ходили немного внешне похожие на МТВ, вагоны КТВ-55 - киевской постройки. На самом первом снимке как КТВ-55 в начале улицы Пархоменко (Дегтяревской). Тут в кадр попал дом моей будущей тещи. 1981 год.
Ничего этого давно нет. Нынешние "куяны" в большинстве своем ничего этого не знают и знать не хотят.
От каждой фото веет детством, вроде и не было этих десятилетий. Вроде можно просто вот взять и войти туда, в это зазеркалье, где я еще почти ребенок, где СССР и всё хорошо... И все эти мельчайшие детали той эпохи, которые заметит только человек родившийся и живший в Киеве.
15. Справа видна новенькая 9-этажка, где в начале 80-х получила квартиру моя будущая теща.
16. Второй снимок, это самое начало 80-х. К 1500-летию Киева строится огромный кинотеатр с пафосным названием "Киевская Русь". Его сдали в 1982 году, как раз к притянутому за уши юбилею города.
17. На третьем фото, где видно как трамваи выезжают из депо, в кадр попал также бывший Лукьяновский народный дом, построенный до революции в ярко выраженном русском стиле. При СССР в этом здании был клуб трамвайщиков (работников КТТУ - горэлектротранспорта). В нем был кинотеатр, где я иногда бывал. Там часто крутили не самые свежие фильмы, которые тоже хотелось еще раз пересмотреть.
18.
19.
20. 70-е. Видна громадная сталинка на улице Мельникова. Ее строили для работников завода имени "Артёма".
21. Конец 80-х.
22.
Печерск.
23. Начало 80-х. Конечная 30-ки у Печерского моста. Слева Суворовское училище. На маршруте работали вагоны киевского производства КТВ-55 с двумя кабинами (тянитолкай). В юности часто этим маршрутом ездил от метро "Арсенальная" до "Ивана Кудри", а дальше пешком к техникуму. Маршрут исчез в конце 80-х, а рельсы к Печерскому мосту были разобраны. Еще на фото видно как разворачивается автобус №62.
Киевский авиазавод Антонова.
24. Авиаконструктор Олег Антонов на аэродроме Гостомель, что под Киевом. Впрочем это уже теперь все знают...
1972 год. В кадре "Антей" АН-22. На тот момент крупнейший наш транспортный самолет.
О другом, но тоже из тех далеких времен.
На днях мне подарили очень важную вещь, которая долго сопровождала меня в детстве. Атлас железных дорог СССР 1968 года издания. Довольно точный по меркам тех времен, практически со всеми имеющимися на сети дорог станциями, второстепенными линиями и указанными расстояниями.
Позже в 70-е годы атласы жд сильно испортились и такие как этот больше не печатали. Такие как этот кажется больше вообще никогда не печатали. С ним и сейчас можно запросто ездить по стране.
Много лет мечтал раздобыть его.
Эта небольшая книжечка сыграла очень важную роль в формировании моей русской имперской идентичности еще в школьные годы. Она давала ощущение единой громадной страны, где всё - наше русское (тогда советское, что считалось почти тождественным). И Рига и Тбилиси, Владивосток и Киев с Москвой. Обожал подолгу рассматривать эти карты, мысленно представляя себе путешествия по громадной стране и особенно по Транссибу. Увы, осуществить многое из этого довелось уже сейчас, когда от тех лет прошло без малого - полвека.
Благодаря этому в конце 70-х уже мог по памяти нарисовать на листике схему всех железных дорог СССР. Такое вот немножко странное увлечение у меня было, если сравнивать со сверстниками.
Карты формировали также представление о железнодорожных магистралях - ошибочное во многих случаях как выяснилось позже. Ведь линии по толщине делились на три вида. Самые жирные я воспринимал как - важнейшие и магистральные, но это было не совсем так.
Как например на первом фото, где изображен район западнее Киева. Эта страница у меня была наиболее затертая.
Так вот Полесская линия от Киева на Ковель была жирная, как будто важнейший ход. На деле в то время, от станции Тетерев - тепловозная однопутка на деревянных шпалах с тепловозами ТЭ3. А вот действительно важный магистральный и уже тогда электрифицированный ход Казатин - Шепетовка - Здолбунов - Львов, тут указан как линия второстепенная, более тонкая на этой карте. Я читал конечно в описании атласа, что толщина линии зависит от вида поездов, скорых или пассажирских, курсирующих по ней. Но всё равно наглядно это воспринималось именно так я писал выше.
В 80-е у меня интерес к этому пропал и книжечка потерялась. А вернулся я к этому увлечению уже после появления интернета. И оно действительно сильно повлияло на мою жизнь и судьбу.
25.
26.
27.
28.
29.
Теперь Ленинград. Конец 80-х.
30. Очень показательное фото, немного передающее суть той эпохи. Подпись гласит: "1989. Семья в Ленинграде поднимает тост за члена семьи, сидящего во главе стола, который эмигрировал в Америку и вернулся с визитом."
А за окном - самый разгар горбачевской Перестройки, полный крах советского потребительского рынка, дефицит всего на свете, крах идеологии и просто тотальное, доведенное до массового психоза всеобщее преклонение перед всем западным. В те годы, на приехавших ОТТУДА, да еще с подарками, смотрели почти как на пришельцев. Я даже знаю о чем они за этим столом разговаривали, в том уже далеком от нас 1989 году.
Прошу подписчиков поддержать хозяина блога. Карта СБ:
5469 5500 5863 0507
|
</> |