Несколько более подробные впечатления от видеолекции известного историка
sidorenko_vl — 06.02.2021 Что касается представленной видеолекции, то главная цель сего ролика – рекламная "заказушка" для WoW с целью привлечения новых игроков "яркой картинкой" (эксплуатация вау-импульса) JА наш дорогой историк А.Исаев, которого мы в рамках этого обзора будем называть далее "лектор", служит здесь "приманкой" для хомячков. Ну, и заодно, пользуясь случаем, он знакомит нас со своими взглядами на Гавайскую операцию японского императорского флота, и так сказать на войну на море вообще. Отсюда и начало лекции - с его любимой "Книги будущих адмиралов" J
Собственно лекция, особенно её первая часть и щедрыми вкраплениями далее по ходу повествования, представляет собой пересказ от первого лица давно устоявшихся в американской историографии исторических штампов и баек. Тут всё повторено: средневековые японские нравы, наёмные убийцы, опившийся виски неизвестный конгрессмен требующий санкций против Японии, бравые солдатики у радара и бестолковый дежурный офицер, бестолковые японцы "не имеющие плана Б", и так далее и тому подобное...
Так что тем кто читал Н.Яковлева, куда более талантливо переложившего Пранджа и Лорда на русский язык, тому это будет не в новинку. Примечательно, что лектор по ходу обращается к этим байкам и объясняет что происходило на самом деле. Полезное дело, спора нет, но по ходу он начинает плодить мифы и ляпы сам, что мы покажем ниже. И это печально.
Ещё интересный момент, что по ходу лекции подспудно тянется не очень хорошо замаскированное японохейтерство лектора. Собствено у нашего лектора только один японец хорош и даже гениален – адмирал Ямамото – а вот все остальные... как-то не очень. Интересно по этому поводу выразился другой известный историк – М.Морозов: "Лично мне показалось, что с этого момента и до конца ролика лейтмотивом выступления было "какие японцы чудаки, сколько ошибок совершили". Досталось и Футиде, и Нагумо, и Ямамото. Об успехе операции как-то вскользь, в общем, за деревьями не рассмотрел леса".
Полная цитата здесь: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=703&p=10
Итак, переходим к конкретике.
01.09 – адмирала Ямамото поименовали "маршалом флота". С каких пор во флоте применяются сухопутные знания ведомо лишь рекламщикам из "Тактик медиа".
01.23 – будущий адмирал Ямамото оказывается постигал "тонкости современного военно-морского искусства" в США! Аннаполис закончил что ли? J
Затем очень пафосно про Ямамото, ну и реклама игрушки конечно же J
Примерно с 05 до 06.40 идёт пространный монолог про средневековые нравы, заговор, наёмных убийц и отравленные алебарды. В общем, см. начало "поста". При этом упоминается что Ямамото служил в качестве атташе в США. Собственно да, служил, но в 26-27 гг., о чём упоминать видимо было не круто, а то не получится связи с убийцами с отравленными алебардами и методами спасения Ямамото.
И мы переходим к собственно операции (ну – к её описанию).
09.33 – "как это однажды получилось у них [японцев] у острова Цусима..."
* Вообще-то японский флот выиграл ещё и два генеральных сражения флотов в Жёлтом море (у китайцев и у русских). Они были не столь фееричными как Цусима, но были.
10.25 – "первой жертвой конечно стала Корея..."
* Бедная Корея J За время бесчеловечной японской оккупации японцы построили корейцам водопровод (и много чего ещё) и научили засранцев мыть руки после посещения отхожих мест, в силу чего разко снизилось число желудочно-кишечных заболеваний и средняя продолжительность жизни "угнетаемых" корейцев резко увеличилась J
За подробностями – сюда, к отличной статье А. Мелькиной: https://sidorenko-vl.livejournal.com/18943.html?view=comments#comments
14.00 – карта.
* С какого-то бодуна территория Маньчжоу-Го показана как территория Японской империи. При этом Тайвань показан как "территория захваченная Японией к 7 декабря 1941 г.", тогда как Тайвань как раз и был территорией Империи. Похоже картинки к лекции делали аутсорсеры "на отъебись" находившие в Сети первые попавшиеся.
Там далее по ходу (35.02) будет ещё карта на испанском. Впрочем, там дальше будет и схема на японском – единственная приличная схема в этом бардаке J
18.35 – "самые совершенные, по крайней мере технически, бомбы были у немцев, причём бомбы противокорабельные, в чём была суть? в том что эти бомбы обладали двигателем реактивным..." и т.д.
* Странный пассаж. Да, у немцев были бомбы с ракетным ускорителем, но всего несколько моделей, а абсолютное большинство других моделей бомб (впрочем, как и в других странах) были именно что свободнопадающими. И чем они тогда лучше японских? А так-то модели бомб с ракетным ускорителем и у японцев были. Так что просто японохейтерство.
21.08 – "подготовка пилотов не на точном макете Пёрл-Харбора сыграет против..."
* А где японцам взять точный? Насыпать искуственный остров Оаху и выкопать в нём копию Жемчужной гавани что-ли? J
И далее эта мысль лектором развивается:
21.12 - 21.20 – "планирование не нацеленное на определённые корабли стоящие в определённых точках..."
* Корабль - это объект способный перемещаться по водной поверхности. Он не прибит гвоздями к "определённой точке" J
Сегодня он стоит в одной точке и мы тренируемся поражать корабль в ней. А завтра он окажется в другой точке и... тренировки коту под хвост?
Для человека взявшегося рассказывать о военно-морской операции непонимание этого просто удивительно J
21.20 – "если бы это планировал кто-то другой то они бы что называется нарисовали реальную обстановку, реальные цели..."
* Чтобы нарисовать "реальную обстановку" на будущее – нужна машина времени J
22.30 – "но пожалуй наиболее ценным наблюдением было то что с севера Гавайские острова не прикрываются какими-либо средствами ПВО это имеется там в виду артиллерия и что вот тот сектор который смотрит на север он не просматривается..."
* Лектор путает ПВО и дальнее патрулирование J
23.32 – "я на самом деле с большой теплотой отношусь к "Книге будущих адмиралов"..."
* Пора бы вырастать из детских штанишек. А то так наш лектор и будет продолжать черпать свои "познания" в морском деле из неё J
23.43 – "неправильная схема". – "А мы сейчас знаем уже достаточно точно как двигались японцы..."
* И что же лектор не привёл "точную" схему движения японских самолётов? Или у него таковой попросту нет, а все слова про "неправильность" схемы существующей это... просто для красного словца?
24.42 – "обычный самолёт с поплавками..."
* Вот за это стоит сказать лектору отдельное спасибо – разъяснил для последних дебилов J
Дальше рассказывается, что японские гидросамолёты (в неизвестном числе, да) осмотрели Пёрл-Харбор, потом якорную стоянку (неназванную, да). По смыслу получается, что совместно. Однако каждый из двух самолётов имел свою задачу – один (с "Тонэ") разведывал Лахаину, а второй (с "Чикума") – собственно Пёрл-Харбор.
25.09 – "примерно определили кто где стоит..."
* Это не совсем так. Т.е. лётчики, конечно, это видели, но вот передать информацию именно по расположению кораблей у них возможности не было. Так что они оценили общую обстановку и разведали погоду.
Собственно говоря, тексты их радиограмм есть, и их можно просто прочитать, чтобы не гадать, а что же они там передали?
Но, похоже, наша историческая наука с этими р/граммами не знакома.
25.29 – "в этот момент в небе над Пёрл-Харбором ... находилось, внимание, шесть любительских самолётов... причём в фильмах по Пёрл-Харбору там показывают самолёты вот эти гражданские учебные как правило показывают их бипланами. Проблема была в том, что не было ни одного биплана. Это были всё монопланы..."
* А сами американцы говорят, что один биплан таки был – Meyers OTW ;-)
26.42 – "но судьба была я бы сказал две машины трагической причём в них сидели офицеры американского флота которые учились..."
* А сами американцы говорят о двух сержантах и одном капрале 251-го полка береговой артиллерии Нацинальной гвардии Калифорнии ;-)
31.09 – тут типа отговорки Киммеля (снова не названного по имени, вообще Киммель называется по имени только когда надо выставить его "плохим").
* Вот только держать неделями флот в полной боеготовности невозможно. Более того, наш лектор в 46.05 говорит "когда держат людей в постоянном напряжении им начинает что-то мерещится", т.е. он, как человек неглупый, это вполне понимает. Так в чём он тогда обвиняет Киммеля?
31.50 – "Хэлси отправился..."
* Ага, сам. Вот сам решил – и сам отправился.
32.01 – давайте мы отправим туда сухопутные самолёты. армейское командование типо не хотело – далеко мол.
* М-да... Уэйк был занят гарнизоном корпуса морской пехоты. Так причём тут армия? Поэтому туда и отправили не "флотские самолёты", а самолёты КМП. Похоже, что лектор не знает, что морская пехота в США - не часть флота США.
33.24 – "когда Хэлси отправляли..."
* Очень интересная формулировка – "отправляли". Опять эти не названные "отправляли". Кто они? Масоны?
Да вот нет. Тот самый пинаемый лектором командующий ТОФ США адмирал Киммель и отправлял Хэлси. Т.е. Хэлси всего лишь выполнял приказ Киммеля. Перебросить самолёты на Мидуэй и использовать при непредвиденных обстоятельствах здравый смысл J
33.41 – "и на самом деле это была правильная позиция – топить..."
* Т.е. адмирал сам берёт и развязывает войну. Ну, ОК J
Адмирал готовый развязать личную войну – такой супергерой.
34.33 – "японцы совершенно точно так же двигались к Пёрл-Харбору..."
* Это, мягко говоря, неправда. Кидо бутай имело приказ отступить если переговоры в Вашингтоне окончатся хоть каким-то успехом. Успей Кидо бутай потопить кого-нибудь ДО начала войны – переговоры автоматически сворачиваются трубочкой. Японцы не могли себе этого позволить ибо до конца надеялись избежать войны с США.
37.24 – "иногда это соединение называют там Кидо бутай, но вообще если вот официальное его наименование 1-й воздушный флот как бы там дико не звучало..."
* Вот это настоящий "перл" данной лекции. "Сияющая жемчужина". "Открытие", ага.
Нет, дорогой наш товарищ историк, это было именно <�Кидо бутай> и именно под этим наименованием оно проходило во всех боевых документах.
В японском флоте параллельно существовали административная и оперативная организации.
Так вот, 1-й воздушный флот (<�Дайити ко:ку: кантай>) это административная организация. По которой в него на начало войны входили четыре (1-я, 2-я, 4-я и 5-я) дивизии авианосцев, с приданными тремя дивизионами эсминцев (большей частью устаревших) и 2 ЭМ "россыпью", служивших в основном для обеспечения боевой подготовки. Ни линкоров, ни крейсеров в составе 1-го ВФ не было. А вот в Кидо бутай – были.
Кидо бутай это оперативное формирование в которое от 1-го ВФ вошли: 1-я, 2-я и 5-я ДАВ и эсминец "Акигумо".
От 1-го Флота (линейного): 1-я полудивизия 3-й дивизии линкоров, флагманский корабль 1-й эскадры эсминцев крейсер "Абукума" и 17-й дивизион эсминцев из её состава.
От 2-го Флота (разведывательного): 8-я дивизия крейсеров и 18-й ДЭМ 2-й ЭЭМ.
От 6-го Флота (подводного): 2-й дивизион ПЛ 1-й эскадры ПЛ.
Ещё 2 эсминца 7-го ДЭМ, из состава 1-го ВФ, составили отдельную группу в составе Кидо бутай для обстрела Мидуэя.
Ну, а командующим Кидо бутай был назначен командующий 1-м ВФ вице-адмирал Нагумо.
Человек берётся рассказывать народу "правду" о Пёрл-Харборе и при этом не имеет понятия об организации японского флота. ПЗДЦ. А Тимин с необыкновенно серьёзным выражением лица слушает эту ахинею.
37.46 – "3-я дивизия линкоров..."
* На самом деле – 1-й отряд (полудивизия) этой дивизии, а не вся она в полном составе.
37.49 – "7-я дивизия крейсеров..."
* 7-я дивизия крейсеров в это время действовала в водах Индикитая. А с Кидо бутай шла 8-я дивизия крейсеров.
37.51 – "1-я эскадра эсминцев..."
* От 1-й ЭЭМ в составе Кидо бутай были только флагман – крейсер 2-го класса "Абукума" и 17-й ДЭМ.
То есть – да. Об организации японского флота вообще и Кидо бутай в частности наш милый лектор знает лишь в "перепеве Мойши" J
46.52 – "Всего было пять лодок причём они были доставлены в район американской военно-морской базы на подводных лодках Ж..."
* Рука-лицо
Не было никогда у японцев подводных лодок "Ж". У них даже буквы такой в языке нет!
Наш лектор демонстрирует нам полный, абсолютный ноль в своих познаниях в классификации японских ПЛ. А Тимин всё так же с серьёзным лицом слушает эту ахинею.
47.35 – "вообще говоря от этих пяти подводных лодок никакого толку вот реально они просто использовались не в том формате в котором предполагалось их реально собирались использовать..."
* Это не совсем так. Да, изначально, СМПЛ в японском флоте планировалось использовать в генеральном сражении в открытом океане.
Но с мая 1941 г. их переориентировали на прорыв в базы. Так что к Пёрл-Харбору такое их использование было уже вполне штатным.
Что касается их результатов, то вопрос спорный. Во всяком случае, в американской историографии есть версия, что одна СМПЛ смогла занять позицию у "Линкорного ряда" и торпедировать "Вест Вирджинию". Однако вычленить попадание её торпеды на общем фоне разрушений корабля не представляется возможным.
49.15 – "будем использовать наименования характерные для американцев кодовые ... но давайте базироваться на американских обозначениях потому что они просто во первых на слуху..."
* Это да, потому что до сих пор про войну на Тихом океане у нас писали американопреклонённые хисториканы и именно их читал норот J
"вот вторых они достаточно простые короткие понятные .. европейской цивилизации"
* То есть наш лектор мягко намекает на то, что среднему представителю европейской цивилизации не хватает мозгов чтобы освоить точные японские обозначение? Что оный представитель... туповат? ;-)
51.02 – "у японцев не было плана Б, то есть у них было там распределение 24 внешний ряд причём особенность ...."
* А ведь был. По японским источникам целями для 1-й ударной группы 1-й ударной волны, состоящей как раз из ударных самолётов (торпедоносцев-бомбардировщиков по нашему) корабельного базирования тип 97 были в порядке приоритета: линкоры, авианосцы, тяжёлые крейсера:
51.29 – "им был дан такой открытый приказ, но может быть это было не очень хорошая идея лучше было назначить конкретные цели..."
* А как конкретно это сделать? Ибо как уже было сказано выше - корабль это объект подвижный J
52.46 – "у них [японцев] же не было практически онлайн-мониторинга состояния..."
* Вот совершенно правильная мысль. А раз не было, то как бы японцы могли на коленке и притом безошибочно корректировать свои планы и переназначать цели? J
53.19 – "и он ["Юта"] не имел никакой военной ценности для войны на Тихом океане..."
* AG-16 "Юта" служил учебно-артиллерийским кораблём и на нём готовили комендоров-зенитчиков. Назвать корабль на котором готовят зенитчиков "не имеющим никакой военной ценности для войны на Тихом океане" это сильно J
Хотя, конечно, "Юту" атаковали не из-за этого, а из-за того, что её попросту приняли за настоящий линкор. Ошибиться было очень просто, так как носовая надстройка, дымовая труба и часть башен главного калибра (только без орудий) бывшего линкора остались на месте. Согласно ЖБД АГ "Сорю" капитан-лейтенант Накадзима Тацуми (командир 2-й эскадрильи торпедоносцев с "Сорю") и его ведомые атаковали и потопили "линкор типа "Колорадо":
Впрочем, командование Кидо бутай при уточнении нанесённых противнику потерь, по фотографиям установило, что этой целью была именно "Юта".
56.02 – "командующий пикировщиками капитан-лейтенант Такахаси её не заметил..."
* Во-первых, на тот момент Такахаси был капитаном 3 ранга J
Вот:
Ну, проблемы с японскими званиями типичны для отечественных писателей. Больных, помнится, тоже регулярно "лажался" с ними.
Во-вторых, сами японцы пишут не так. Не заметили первую ракету истребители прикрытия. Футида видя это по их полёту, даёт вторую ракету. И вот тут Такахаси который видел и первую и вторую ракету и решил, что это команда.
Вот по мнению лектора, если Такахаси первую ракету НЕ увидел, то как он мог увидев вторую ракету понять что она именно ВТОРАЯ?
56.23 – "и начинается хаос..."
* Ну, это просто гипербола J Сами японцы хаоса не отмечают, у пикировщиков были свои цели, у торпедоносцев-бомбардировщиков – свои. Эти последние были разделены на группы горизонтальных бомбардировщиков и торпедоносцев, но хотя они и имели одни цели они действовали на разных эшелонах и таким образом друг другу не мешали.
Так что дальнейшие слова нашего лектора, что мол "эти две ракеты полностью дезорганизовали" – просто пустые слова. Если бы они "полностью дезорганизовали", то как бы атака могла удастся вообще?
А она – удалась J
01.03.01 – "и это действительно ещё и проблема реализации то есть действительно наличие плана Б с указанием цели для тех торпедоносцев которые идут так сказать мимо если они не обнаруживают цели то их можно было нацеливать на вполне конкретные жертвы..."
* Ну, во-первых, план Б, т.е. запасная цели в виде тяжёлых крейсеров была назначена.
А во-вторых, а как наш лектор представляет себе "нацеливание на вполне конкретные жертвы"? У нас же не компьютерная игрушка в которой игрок видит на экране всё поле боя и может посылать юнитов туда или сюда на "конкретную жертву" J
01.03.27 – "так например линкор "Невада" его добивали пикировщики то есть вторая волна это была как раз пикирующие бомбардировщики главных целей было добивание кораблей уже повреждённых первой волной вообще говоря они могли использоваться против крейсеров..."
* Но крейсера и были указаны среди целей пикировщиков 2-й волны:
Цели в порядке приоритета: авианосцы, крейсера класса <�Ко> (тяжёлые), линкоры. Так о чём тут сокрушается наш лектор? J
01.03.44 – "и те же торпедоносцы могли использоваться против крейсеров, а не против там например аэродромов..."
* Ага, чтобы американцы сохранили свою воздушную мощь и контратаковали наши авианосцы. И утопили парочку.
01.08.13 – "опять же 2 лейтенанта, они воспеты в фильме Пёрл-Харбор с Афликом..."
* Как метко заметили об этом фильме в Сети в своё время: "– Тошнотворная лав-стори".
Вот оказывается какое дерьмо предпочитает наш лектор J
01.18.59 – "атака она изначально планировалась быть вот это как тени торпедоносцы скользнули над водой Жемчужной бухты сбросили свои торпеды..."
* Гыы J
Японцы расчитывали на два варианта атаки – атака в условиях внезапности (<�кисю:>) и атака открытой силой (<�кё:сю:>). Так вот в этом втором варианте никаких "как тени" просто не могло бы быть в принципе. Но лектор, который так убедительно рассказывал нам чуть ранее о двух вариантах, тут о втором варианте "забыл" и заговорил уже о чистой внезапности. Очень хочется до*аться до японцев J
01.22.18 – тут у нас домашняя заготовочка.
Тимин: – Так вообще вопрос он всё таки "Тора-Тора-Тора"-то передал сигнал?
Лектор: – Передал, но он передал его не голосом то есть он передал его причём это было То-То-То то есть это были первые э-э первый слог более длинного слова атака
* А вот и передал. Ключём, да, но имено Тора-Тора-Тора.
В 03:19 (по японскому времени, на Гавайях стало быть было 07.49) Футида передал по самолётам сигнал <�То рэнсо> (непрерывное повторение буквы "то" японским кодом Морзе, то самое: то-то-то), что являлось закодированной командой на атаку.
А следом, в 03:22 он передал сигнал <�То-ра рэнсо> (непрерывное повторение букв "то" и "ра"), что являлось закодированным сообщением, что внезапная атака удалась. И вот этот-то сигнал получилось принять не только на "Акаги", но и в Токио и на "Нагато".
Известнейший факт, но...
01.32.43 – "я конечно не претендую на доскональное знание военно-морских битв но Пёрл-Харбор я изучаю можно сказать с младых ногтей..."
* Точно. По "Книге будущих адмиралов".
|
</> |