Рыба Судного дня
didakt — 10.07.2025
Краснодарский Молодёжный театр завершил театральный сезон постановкой режиссёра Александра Гостюхина «Идіотъ». Четырёхчасовой спектакль не вмещает все сюжетные коллизии, но предлагает новую оптику для рассмотрения событий романа Ф. М. Достоевского – космологическую.

Сцена окружена грифельными досками с начертанными знаками и рисунками: инопланетными и астрологическими символами. Здесь мелом пишутся и переписываются судьбы героев.
«Князь
Лев Николаевич
Мышкин
Из Швейцарии
Родственник Епанчиной», – гласит доска в начале, позже что-то из этого текста можно вычеркнуть, а что-то дописать (художник-постановщик Оганес Айрапетян).
Мышкин в исполнении Алексея Суханова длинной чёрной мантией напоминает звездочёта, поведением – инопланетянина, постигающего земную жизнь. Робкий, невинный, на всё смотрит открытым взглядом. Молчит в начале, как будто не успел овладеть человеческим языком (хотя в романе многословен). Ищет опору в своём багаже знаний, которого явно недостаточно для понимания происходящего, – большой красной рыбе, плачущей жемчужными слезами. Коварство и несправедливость окружающих причиняют ему, кажется, физические страдания.
Рыба – библейский символ безгрешности и чистоты – впоследствии станет на время подмогой Настасье Филипповне, но по-настоящему послужит Коленьке Иволгину (Егор Глазов): преобразит мальчика-зомби в светлого чувствительного юношу.
Остальные Иволгины – жуткая семейка Аддамс (чёрно-белый грим и костюмы) – мало меняются за время спектакля. Ганя (Александр Теханович) всегда напряжён, в затаённой злобе, даже любовь к Аглае пропитана ядом: его сердечное послание – бочонок неизвестной жидкости с помещённым в неё яблоком. Варвара (Полина Шипулина) – леди Моралите, в ней нет ни намёка на эмоции, высоконравственность в худшем проявлении, действует при поддержке матери (Оксана Трегубова). Генерал Иволгин (Анатолий Дробязко) – полная противоположность жены и дочери, выпивоха и пустослов, вальяжно разгуливает с тростью меж семейных конфликтов, порождая новые.

В отличие от Иволгиных, семейство Епанчиных пышет жизнью, несмотря на такую же черно-белую гамму костюмов. Образы генерала, его жены и дочерей дополнены фривольными бантиками, оборками и сочными акцентами грима.

Ярче всех выглядит Аглая (Анастасия Ковьярова). Кукольная внешность сочетается с дерзким поведением бунтующего подростка. Аглая стремительна в словах и поступках, бесстрашно, но с мерами предосторожности, изучает послание Гани, задиристо говорит с Мышкиным, без остатка отдаётся чувствам, будь то злость, ревность или любовь. В Мышкине она любит не человека, символ. Тихий и невзрачный, он никогда не покорил бы её гордое сердце, если бы она не нашла в нём сострадательного рыцаря. Аглая не осознаёт, что в князе видит отражение благородства своей души – рыцарский меч в её руках, а сердобольность Льва Николаевича бездеятельна.

Для Настасьи Филипповны Мышкин тоже символ, спасительной любви, лишённой низких помыслов. Настасья Филипповна Анны Нежуты – женщина противоречивая: роковая красавица, презревшая устои, снаружи, нежная и уязвимая девочка внутри. Праздничный наряд, надетый по случаю дня рождения, отражает её суть: чёрный с блестками материал платья натянут поверх белоснежного атласа, пробивающегося сквозь шнурки-стяжки, брошь в виде скорпиона на груди.

Она всегда чуть-чуть на грани истерики, с натянутой улыбкой и резкими движениями – так легче прятаться от истинных чувств и боли. Откровенность пробивается на мгновение, когда Настасья Филипповна, обняв рыбу, говорит со слезами в голосе о загубленной душе и давних мечтах о «добром, честном и хорошем». А уже в следующий миг кричит: «Рогожин, готов?», возвращаясь к роли femme fatale.

Рогожин в исполнении Ильи Сердюкова – истинный варвар. Громкий, экспрессивный, с бородой, космами на голове, в плаще-шкуре. Он такой же взрослый ребёнок, как Мышкин (не случайно прибыли они вместе), но князь – дитя невинное, тонко чувствующее, а Рогожин – эгоистичное, неистовое. Однако именно он стремится к установлению баланса в отношениях между ним, Настасьей Филипповной, Мышкиным и Аглаей. И к финалу приходит очистившимся от первобытного налёта.
«Здесь всё искусственное», – говорит Евгений Радомский (Евгений Парафилов), пиная игрушечного голубя. И правда, мир героев спектакля будто создан специально, как учебное пособие по людским страстям, может, поэтому лица дочерей Епанчиных в чёрточках и сердечках, словно их рисовал школьник на полях тетрадки, а Ипполит Терентьев (Владислав Гоголев) щеголяет с моделью скелета. Посланник ли Мышкин иных миров, кто и для чего организовал это «представление» – вопросы открытые, но Лукьян Тимофеевич Лебедев (Алексей Замко) в самом начале спектакля намекает...

|
|
</> |

Психология ставок: почему азарт притягивает и как сохранять трезвый подход
Завершились съемки фильма "Последний богатырь. Колобок"...
Динокрот?
Чергинский хребет
Ночная бабочка. Ноябрьская.
Услуги электрика метро Ботанический сад
КвадратенХамви
Печальный опыт Иссыка
Иногда ПАЗы ходили по 95-му

