Рыба Судного дня

Краснодарский Молодёжный театр завершил театральный сезон постановкой режиссёра Александра Гостюхина «Идіотъ». Четырёхчасовой спектакль не вмещает все сюжетные коллизии, но предлагает новую оптику для рассмотрения событий романа Ф. М. Достоевского – космологическую.

Сцена окружена грифельными досками с начертанными знаками и рисунками: инопланетными и астрологическими символами. Здесь мелом пишутся и переписываются судьбы героев.
«Князь
Лев Николаевич
Мышкин
Из Швейцарии
Родственник Епанчиной», – гласит доска в начале, позже что-то из этого текста можно вычеркнуть, а что-то дописать (художник-постановщик Оганес Айрапетян).
Мышкин в исполнении Алексея Суханова длинной чёрной мантией напоминает звездочёта, поведением – инопланетянина, постигающего земную жизнь. Робкий, невинный, на всё смотрит открытым взглядом. Молчит в начале, как будто не успел овладеть человеческим языком (хотя в романе многословен). Ищет опору в своём багаже знаний, которого явно недостаточно для понимания происходящего, – большой красной рыбе, плачущей жемчужными слезами. Коварство и несправедливость окружающих причиняют ему, кажется, физические страдания.
Рыба – библейский символ безгрешности и чистоты – впоследствии станет на время подмогой Настасье Филипповне, но по-настоящему послужит Коленьке Иволгину (Егор Глазов): преобразит мальчика-зомби в светлого чувствительного юношу.
Остальные Иволгины – жуткая семейка Аддамс (чёрно-белый грим и костюмы) – мало меняются за время спектакля. Ганя (Александр Теханович) всегда напряжён, в затаённой злобе, даже любовь к Аглае пропитана ядом: его сердечное послание – бочонок неизвестной жидкости с помещённым в неё яблоком. Варвара (Полина Шипулина) – леди Моралите, в ней нет ни намёка на эмоции, высоконравственность в худшем проявлении, действует при поддержке матери (Оксана Трегубова). Генерал Иволгин (Анатолий Дробязко) – полная противоположность жены и дочери, выпивоха и пустослов, вальяжно разгуливает с тростью меж семейных конфликтов, порождая новые.

В отличие от Иволгиных, семейство Епанчиных пышет жизнью, несмотря на такую же черно-белую гамму костюмов. Образы генерала, его жены и дочерей дополнены фривольными бантиками, оборками и сочными акцентами грима.

Ярче всех выглядит Аглая (Анастасия Ковьярова). Кукольная внешность сочетается с дерзким поведением бунтующего подростка. Аглая стремительна в словах и поступках, бесстрашно, но с мерами предосторожности, изучает послание Гани, задиристо говорит с Мышкиным, без остатка отдаётся чувствам, будь то злость, ревность или любовь. В Мышкине она любит не человека, символ. Тихий и невзрачный, он никогда не покорил бы её гордое сердце, если бы она не нашла в нём сострадательного рыцаря. Аглая не осознаёт, что в князе видит отражение благородства своей души – рыцарский меч в её руках, а сердобольность Льва Николаевича бездеятельна.

Для Настасьи Филипповны Мышкин тоже символ, спасительной любви, лишённой низких помыслов. Настасья Филипповна Анны Нежуты – женщина противоречивая: роковая красавица, презревшая устои, снаружи, нежная и уязвимая девочка внутри. Праздничный наряд, надетый по случаю дня рождения, отражает её суть: чёрный с блестками материал платья натянут поверх белоснежного атласа, пробивающегося сквозь шнурки-стяжки, брошь в виде скорпиона на груди.

Она всегда чуть-чуть на грани истерики, с натянутой улыбкой и резкими движениями – так легче прятаться от истинных чувств и боли. Откровенность пробивается на мгновение, когда Настасья Филипповна, обняв рыбу, говорит со слезами в голосе о загубленной душе и давних мечтах о «добром, честном и хорошем». А уже в следующий миг кричит: «Рогожин, готов?», возвращаясь к роли femme fatale.

Рогожин в исполнении Ильи Сердюкова – истинный варвар. Громкий, экспрессивный, с бородой, космами на голове, в плаще-шкуре. Он такой же взрослый ребёнок, как Мышкин (не случайно прибыли они вместе), но князь – дитя невинное, тонко чувствующее, а Рогожин – эгоистичное, неистовое. Однако именно он стремится к установлению баланса в отношениях между ним, Настасьей Филипповной, Мышкиным и Аглаей. И к финалу приходит очистившимся от первобытного налёта.
«Здесь всё искусственное», – говорит Евгений Радомский (Евгений Парафилов), пиная игрушечного голубя. И правда, мир героев спектакля будто создан специально, как учебное пособие по людским страстям, может, поэтому лица дочерей Епанчиных в чёрточках и сердечках, словно их рисовал школьник на полях тетрадки, а Ипполит Терентьев (Владислав Гоголев) щеголяет с моделью скелета. Посланник ли Мышкин иных миров, кто и для чего организовал это «представление» – вопросы открытые, но Лукьян Тимофеевич Лебедев (Алексей Замко) в самом начале спектакля намекает...

|
</> |